Архив статей журнала
В настоящей статье исследуются взаимосвязи, существующие между пониманием права (правопониманием) и осуществлением правосудия. Рассматриваются основные исторические и теоретические подходы к правопониманию – естественно-правовой, позитивистский, социологический, марксистский и интегративный – и анализируется их влияние на сущность и функции правосудия. Проведен историко-правовой анализ эволюции взглядов на право и справедливость от античных концепций до современной правовой мысли. Особое внимание уделено российской правовой доктрине и действительности: показывается, как различные типы правопонимания отражались в судебной практике дореволюционной России, в советский период и в настоящее время. В ходе исследования выявлено, что качество правосудия в правовом государстве во многом зависит от господствующего понимания природы права. Сделан вывод о необходимости интегративного подхода к правопониманию, сочетающего формально-юридические и аксиологические (ценностные) начала, для обеспечения справедливости судебной деятельности. Теоретические выводы подкрепляются положениями Конституции РФ и доктрины верховенства права, подчеркивающими связь прав и свобод человека с правосудием.
Для российской экономики, находящейся на пересечении процессов рыночной либерализации и государственного протекционизма, значение сделок по слиянию и поглощению носит двойственный характер – с одной стороны, они служат катализатором консолидации капитала и инструментом модернизации стратегически-значимых отраслей, а с другой – становятся орудием в сфере корпоративных конфликтов и инструментом т. н. «недружественного поглощения». Цель исследования заключается в анализе правовой и организационной природы недружественных поглощений, а также исследовании мирового опыта в сфере противодействия данному явлению. На основе теоретических моделей «агентской проблемы», гипотезы конвергенции интересов и концепции «окопавшихся менеджеров» в работе выявлены фундаментальные причины уязвимости компаний к агрессивным формам захвата. Проведен комплексный анализ как оперативных, так и превентивных механизмов корпоративной защиты: от тактики «зеленого шантажа» и «отравленных пилюль» до двухклассовой системы капитала и стратегий координации интересов миноритарных акционеров.
В статье проведен теоретический анализ специфических признаков специального правового статуса, позволяющих отграничить его от общего правового статуса. Отмечается, что в некоторых случаях, взаимодействие общего и специального статусов не очевидно, между ними могут возникать противоречия, которые требуют отдать чему-либо приоритет. Автор уточняет понятие «общий правовой статус», показателем которого, с точки зрения юридической техники, служит квантор всеобщности на уровне определенных лексических оборотов. Специальным правовым статусом обозначают особое правовое состояние личности или группы субъектов, обусловленное выполняемой социальной ролью, получившей юридическое закрепление в нормативных правовых актах. Подчеркивается отсутствие однозначного подхода к определению и наименованию специального правового статуса. Проводится анализ признаков специального правового статуса. В частности, специальный правовой статус основан на системе правовых исключений, которые представляют собой отступления от исходной нормативной модели за счет расширения или сокращения круга универсальных прав и обязанностей. Специальный правовой статус предполагает формально-юридическое (легальность) и социальное признание (легитимность). Специальный правовой статус включает в себя особые юридические гарантии и меры защиты. В заключении предлагается авторская формулировка специального правового статуса.
Статья посвящена исследованию особенностей двух форм уяснения права: индивидуальной и коллективной. Автором выделяются три уровня индивидуального уяснения права: обыденный, профессиональный и доктринальный. В статье уделяется внимание особенностям правотворческого и правоприменительного уяснения, осуществляемого коллективными субъектами права. Актуальность исследования обусловлена высокой практической значимостью уяснения права, ведь данный процесс является основой любого вида юридической деятельности и осуществляется всеми заинтересованными субъектами при необходимости разрешения жизненных ситуаций, требующих правового регулирования. В результате исследования автор приходит к выводу, что качественное уяснение права вне зависимости от формы его осуществления способствует обеспечению стабильности, соблюдению законности и правопорядка в обществе.
В статье проведен теоретический анализ общесоциальных, собственно юридических и специфических функций отсылочных норм. Отмечается, что в функциональной характеристике находят свое отражение особенные свойства отсылочных предписаний. Нормы права, будучи отдельным элементом права, выполняют ряд функций, свойственных праву в целом. В этой связи, анализируется специфика общесоциальных функций в обеспечении конкретности отсылочных норм, имеющих экономические, политические, социальные, культурные, воспитательные, информационные и др. начала. Обращается внимание на наличие двух основных направлений воздействия отсылочных норм: регулятивного и охранительного. Регулятивная функция отсылочных норм обладает своеобразием, предопределенным их целевым предназначением, поэтому выделяются три подфункции – конкретизирующая, дополняющая и ограничивающая. При этом отсылочные нормы, регулируя общественные отношения, одновременно их охраняют. Констатируется наличие специфических функций отсылочных норм, которые позволяют раскрыть их особый функционал. Функционирование отсылочных норм направлено на достижение отраслевого и межотраслевого взаимодействия между элементами отсылочной нормы, содержащихся в различных структурных единицах нормативного правового акта или нормативного договора. Такая системная взаимосвязь структурных элементов отсылочных норм способствует обмену правовой информацией, закрепленной в юридических текстах. Посредством функции законодательной экономии, обеспечивается компактность изложения нормативного материала, исключение дублирования в текстах.
В статье анализируется феномен «организованная общность работников». Отмечается, что действующее трудовое законодательство не оперирует таким термином, как «трудовой коллектив». Перечисляются коллективные права, закрепленные в Трудовом кодексе РФ за работниками, в том числе: право на объединение для защиты трудовых права, забастовка как право на самозащиту, право на ведение коллективных переговоров и другие. Констатируется, что реализация коллективных прав, закрепленных за работниками, требует слаженных и согласованных действий, которые влекут за собой появление организованной общности работников. Предлагается классификация организованной общности работников на простую и сложную. Выделяются и описываются признаки организованной общности работников. Делается вывод о том, что организованной общностью работники становятся коллективным субъектом правоотношений в тех случаях, когда, в рамках коллективной реализации трудовых прав предпринимают действия к избранию представительных органов и формально закрепляют их компетенцию (документально оформляют свое волеизъявление).
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно посвящено теме коррупции, масштабы которой достигли транснациональных масштабов, поэтому международным сообществом на протяжении достаточно продолжительного времени предпринимаются коллективные усилия, направленные на снижение остроты этой проблемы. С учетом же того обстоятельства, что в современной России коррупционные практики на протяжении всей постсоветской истории нашей страны стали обыденным явлением, авторами предпринята попытка систематизации опыта антикоррупционной политики в ряде государств, которым эту проблему удается достаточно успешно решать. В данной публикации авторами сделан акцент на использовании в ней экспертных оценок ученых из числа действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов, для которых тема коррупции в разных сферах государственных и общественных отношений хорошо известна, в том числе и «изнутри», в результате чего они выявили те зарубежные практики, использование которых может принести положительный эффект в нашей стране, а также сделана попытка найти объяснение тому, почему этот опыт пока не дает у нас должных результатов, и какие факторы могут способствовать повышению эффективности государственной антикоррупционной политики.
В статье анализируется феномен «взаимодействие» и описываются его характерные признаки. Подчеркивается, что в условиях недостаточности проведения мер по координации деятельности правоохранительных органов наблюдается тенденция по увеличению масштаба и интенсивности взаимодействия органов прокуратуры с различными институтами гражданского общества. Приводятся доводы в пользу нормативного закрепления взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества как одного из направлений деятельности органов прокуратуры. Отмечается, что при взаимодействии институтов гражданского общества и прокуратуры возникает ряд проблем: низкий уровень правосознания у российских граждан и как следствие высокий уровень правового нигилизма, неготовность прокуроров идти на сотрудничество с институтами гражданского общества, субъективность руководителей общественных структур в оценке деятельности органов прокуратуры, излишнее вмешательство общественных организаций во все сферы общественной жизни и др. Обращается внимание на то, что институт независимой антикоррупционной экспертизы, в которой могут принимать участие институты гражданского общества, имеет ряд сложностей в его реализации. Предлагаются пути для снижения проблемных аспектов при установлении взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества. Делается вывод о понимании взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества как самостоятельной не поднадзорной прокурорской деятельности и приводится его определение.
В статье рассматриваются криминалистические особенности установления убытка, причиненного преступлением Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям (далее по тексту – государство, публично-правовые образования) от совершенного преступления и отличие данного понятия от ущерба, в контексте уголовно-правовой оценки.
Цель. По результату работы делается ряд выводов. Устанавливаются особенности определения и доказывания убытков при осуществлении производства по уголовным делам, связанным с причинением ущерба публично-правовые образованиям, с учетом криминалистических аспектов. Доказана взаимосвязь, существующая между уголовно-правовой квалификацией деяния, гражданско-правовым институтом возмещения вреда и криминалистическими методиками установления размера ущерба. Особое внимание уделяется специфике доказывания упущенной выгоды государства.
В статье представлены предпосылки и основные направления криминологического познания социального проектирования в предупреждении преступлений. Определена высокая степень социальной значимости проектной деятельности в Российской Федерации и обоснована необходимость её адаптации к современной антикриминальной практике. Выявлены проблемы в разработке и реализации социальных проектов профилактической направленности. Представлены теоретические предпосылки криминологической концепции социального проектирования в сфере предупреждения преступлений. Намечены наиболее перспективные направления криминологического познания поднятых вопросов.
Цель: определить социально-политические и теоретические предпосылки формирования концепции социального проектирования в сфере предупреждения преступлений.
Методы: диалектический, деятельностный и системный подходы, а также общелогические мыслительные приемы, общенаучные и частнонаучные методы
Результаты: обоснована актуальность поднятой проблемы и сделан вывод о необходимости разработки нового криминологического знания о социальном проектировании в сфере предупреждения преступлений.
Цель. В публикации проведен анализ положений, характеризующих институт освобождения от уголовной ответственности и наказания, предусмотренный ст. 781 УК РФ и ст. 802 УК РФ, а также проекта постановления № 839297–8 «Об объявлении амнистии в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В ходе исследования выявлены общие и специфические черты норм УК РФ и проекта постановления. Проведен ретроспективный анализ применения уголовно-правого института амнистии в 1940-м и 1945-м годах. В процессе подготовки публикации использовались историко-правовой и структурно-логический методы исследования. Выводы и заключение: материалы публикации могут быть использованы для дальнейшего критического анализа институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания в период военного времени либо мобилизации. Положения научной статьи могут быть использованы в процессе законно- и нормотворчества.
В статье отражены современные политико-правовые концепции, предметом которых выступают проблемы технологического развития и, в частности, достижения технологического лидерства в условиях глобальной конкуренции государств. В работе делается акцент на приоритете науки и технологий в политике ведущих государств мира. Раскрывается развитие технократический концепций в политико-правовой мысли, отмечаются тенденции их популяризации и распространения, влияние на национальную политико-правовую мысль некоторых современных государств (на примере Китая и Ирана). В частности, анализируя опыт азиатских государств, автор отмечает общие тенденции модернизации экономики, приоритет национальнокультурных особенностей государств, утилитарный характер модернизации, нацеленность на достижение экономического и политического лидерства на международной арене при условии сохранения национальной культурной идентичности.
- 1
- 2