Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки

Архив статей журнала

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРНАЯ И ФАКТОРНАЯ ЭЛЕМЕНТЫ (2025)
Выпуск: №4 (2025)
Авторы: Лутова Юлия Алексеевна, Щанина Екатерина Владимировна

Образовательный экспорт, это один из процессов, повышающих имидж нашей страны, который отвечает за распространение русской культуры и русского языка. В современных условиях усиливается роль высших учебных заведений, международных служб, поскольку обучение иностранных студентов усиливает авторитет и привлекательность вуза в социокультурном пространстве страны. Привлекательность и результат освоения образовательных программ во многом зависят от удовлетворенности студента образовательным процессом, от уровня владения языком обучения, как средства общения и овладения профессией. Важную роль в профессиональном и личностном становлении человека играет социализация, которая приобретает новые качества в социокультурном пространстве.

Следовательно, успешность обучения и уровень профессиональной подготовки иностранных студентов напрямую зависит от степени социальной адаптации в стране пребывания. Данный факт приобретает особую актуальность, теоретическую и практическую значимость. В статье рассматриваются процессы социальной адаптации и профессиональной социализации. Особое внимание уделяется структурным элементам социальной адаптации и анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональную социализацию. В статье также подчеркивается взаимосвязь между процессами социальной адаптации и профессиональной социализации, где первая выступает основанием для формирования полноценной профессиональной идентичности. Результаты исследования ориентированы на создание функциональных моделей, которые способствуют разработке образовательных стратегий интернационализации высшего образования.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Аль-шахдани Суфьян Аднан Хамид

В статье проводится анализ барьеров социализации иностранных студентов в российских университетах на основе результатов эмпирического исследования. Рассматриваются проблемы, связанные с языковыми, культурными и институциональными барьерами, а также их влияние на академическую и социальную адаптацию студентов. В ходе исследования применён метод глубинных интервью с 36 респондентами из трёх российских вузов: Российского университета дружбы народов (РУДН), Донского государственного технического университета (ДГТУ) и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (РЭУ). Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты, а также эффективность существующих механизмов поддержки. На основе полученных данных предложены рекомендации по улучшению интеграции иностранных студентов в образовательную и социальную среду университетов.

Сохранить в закладках