Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки

Архив статей журнала

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)
Выпуск: №5 (2025)
Авторы: Власова Виктория Николаевна, Ковров Владимир Викентьевич, Самыгин Сергей Иванович

Исследование посвящено актуализации духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях социальной неопределенности в современной России. Особое значение в исследовании уделяется концепциям духовно-нравственного воспитания, на основании которых сформированы принципы и мероприятия, посвященные оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях. Концептуальными для исследования являются положения о феномене гражданской идентичности и патриотизма как основы духовно-нравственного воспитания. Итогом духовно-нравственного воспитания и целью является воспитание высококультурной личности, с высокими моральными принципами. В исследовании подробно рассмотрены феномены профессиональной этики, патриотизма и гражданской идентичности как основополагающих факторов формирования высоконравственной личности. В завершение исследования сделан вывод о том, что духовно-нравственное воспитание молодежи является приоритетными направлением для развития страны, так как формирование кадрового резерва является одним из основных условий ее социально-экономического развития.

Сохранить в закладках
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОПЫТ, ВОСПРИЯТИЕ, РИСКИ (2025)
Выпуск: №4 (2025)
Авторы: Брюно Виктория Владимировна

Статья посвящена анализу гражданской идентичности студенческой молодёжи в условиях современной социокультурной трансформации. Особое внимание уделено студентам педагогических вузов как будущим трансляторам ценностей и смыслов. Эмпирическая база включает массовый опрос (n = 1600), серию глубинных интервью с респондентами (n = 60) и опрос экспертов (n = 12). Анкета охватывала блоки, связанные с самоидентификацией, восприятием символического пространства, гражданскими практиками, ценностными ориентациями и ощущением социальной справедливости.

Выявлено преобладание формальной идентификации с гражданством и наличие позитивного эмоционального отношения к стране. Вместе с тем, за устойчивыми показателями прослеживаются внутренние колебания, критическая дистанция, фрагментарность идентификационных стратегий и высокая чувствительность к опыту несправедливости. Интервью с респондентами и экспертами позволяют говорить о формировании гражданской идентичности студентов в условиях ценностной гибридности – с пересечением коллективистских и индивидуалистических установок, локальной укоренённости и ориентации на глобальные горизонты.

Обнаружено, что на процесс идентификации влияет не столько официальная риторика, сколько качество символической среды, повседневный опыт и доступ к включённым практикам.

Результаты исследования позволяют уточнить специфику гражданской идентичности студенческой молодёжи, обозначить риски и ресурсы её формирования, а также подчеркнуть значимость образовательной среды как пространства символического и ценностного взаимодействия.

Сохранить в закладках