Архив статей журнала
Пандемия COVID-19 спровоцировала глобальный международный кризис в области здравоохранения, который, в свою очередь, стал причиной инфодемии, то есть стремительного распространения недостоверной информации. Острая потребность общества в своевременном, актуальном и достоверном освещении происходящих событий привела к осознанию несовершенства классических журналистских инструментов и необходимости их модернизации. СМИ, сталкиваясь с инфодемией, были вынуждены перестроить работу редакций, привлекая сотрудников к использованию инновационных методов для проведения глубокого фактчекинга и создания медиаконтента, в том числе с помощью искусственного интеллекта. В данной статье рассматриваются ключевые проблемы в обществе и информационном поле, к которым привела инфодемия, и роль искусственного интеллекта в их устранении. Основное внимание уделяется анализу успешных кейсов применения нейросетей в журналистской практике в России и за рубежом.
В статье исследуется ранняя малая проза М. А. Булгакова в автобиографическом контексте. Материалом для исследования выбраны рассказы: «Дань восхищения», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона», «Я убил», «В ночь на 3-е число», очерк «Киев-город», повесть «Записки на манжетах». В статье проводятся интертекстуальные связи между ранней малой прозой Булгакова и его дневниковыми записями, а также воспоминаниями его первой жены Т. Н. Лаппа. В своем исследовании автор статьи обращается к ранней малой прозе М. А. Булгакова, опубликованной именно в периодических печатных изданиях в период его журналисткой деятельности с 1919 по 1926 г.
В статье рассматривается роль больших языковых моделей (БЯМ) в развитии современных медиакоммуникаций, а также на основе отечественного и зарубежного опыта анализируются примеры их внедрения. Выделяется пять основных функций БЯМ: изменения в образовательной сфере и методологии поиска информации, модификация роли человека в создании медиатекста, воздействие на рынок труда и влияние на языковое устройство. Внедрение БЯМ повышает эффективность процессов, связанных с созданием медиаконтента, и тем самым стимулирует переосмысление традиционных подходов к работе в медиасфере. Но эффективное применение БЯМ требует соответствующих компетенций и навыков, а также понимания их ограничений и потенциала. На текущем этапе развития технологии основными сферами применения БЯМ являются обработка информации и генерация типовых текстов, однако их потенциал еще предстоит полностью раскрыть.
Данная статья систематизирует результаты исследования выпусков новостей филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» и анализирует, на каких темах делают акцент редакторы регионального телевидения. Основываясь на собственных предпочтениях, редакторы выносят волнующие их вопросы в начало информационного новостного блока. Так определяется место этих материалов в информационном пространстве Нижегородской области и за ее пределами. Исследование показывает, что большая часть новостных сюжетов, вынесенных в начало выпуска, носит социальный характер. В большинстве случаев выбираются темы, которые поступили непосредственно от телезрителей. Однако существуют содержательные различия выстраивания новостного выпуска, зависящие от личности редактора. Это в том числе сказывается и на характере формирования новостной повестки дня. С одной стороны, она может быть социально-криминальной, с другой - непосредственно гражданской.
Статья посвящена исследованию медиаобразователъных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокулътуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.
В статье рассматривается журналистская деятельность М. А. Булгакова в газете «Рабочий» в качестве газетного репортера в период с 1 марта по сентябрь 1922 г. Автор исследует начальный период журналисткой деятельности М. А. Булгакова в большевистской печати до сотрудничества с газетами «Гудок» и «Накануне». В своей статье автор акцентирует внимание на том факте, что начало журналисткой деятельности М. А. Булгакова в советской периодике было связано с жанром газетного репортажа. Исследование автора строится на фундаментальных работах основных биографов писателя и диссертациях, посвященных схожей тематике, дневниковых записях М. А. Булгакова и личных исследованиях оригинальных подшивок газеты «Рабочий» периода 1922 г.
В данной статье исследуется медиаобраз России в информационных программах сирийского телевидения. Исследование направлено на выявление ключевых компонентов медиаобраза и понимание влияния телевизионных программ на формирование восприятия России в сирийском обществе. Исследование базируется на комплексном подходе, включая контент-анализ, case-studies и когнитивный анализ, позволяющий объединить количественные и качественные данные, а также учесть контекстуальные и психологические аспекты. Эмпирическим способом определены ключевые компоненты медиаобраза России, включающие пространственный медиаобраз (образ территорий), медиаобраз населения, медиаобраз власти и медиаобраз лидера. Особое внимание уделяется влиянию объектных и субъектных факторов на формирование образа страны. Результаты исследования позволяют понять, каким образом медиаобраз России формируется в информационных программах сирийского телевидения и какие факторы влияют на восприятие этого образа сирийской аудиторией.
В статье рассматриваются литературные публикации в вузовской прессе на примере газет 2-го Московского государственного университета, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, Московского педагогического государственного университета. Исследуемые газеты «За Лениным», «Ленинец», «Педагогический университет» выходили с 1925 г. по настоящее время. Впервые в данной статье исследуются стихотворения и отрывки из дневников выпускника 2-го МГУ, учителя-словесника Ильи Гудкова, который был автором вышеупомянутых изданий. Его литературные публикации отражают общие тенденции газетной литературы времени, когда они были написаны, в них присутствует эмоциональное отражение событий и явлений действительности. В исследуемом письме в редакцию И. Гудкова имеются факты, которые позволяют уточнить датирование выхода первых номеров газеты «За Лениным» (1925).
В статье рассматриваются проблемы сочетания теоретического и практического представления о региональной повестке дня в современной журналистике. Междисциплинарность самого термина «повестка дня» фундаментально влияет на ее понимание в сфере исследования СМИ, а также применение в практической части журналистики. На основе этого формируются и основные противоречия в представлении «региональной повестки дня» как объекта исследования. В статье предлагается альтернативное определение региональной повестки дня, а также международной повестки дня, как ее дихотомической противоположности. Данная тема актуальна на фоне роста интереса исследователей к теме региональных СМИ и может поспособствовать десегментации в понимании самого термина «региональная повестка дня».
В статье исследуется история развития ведомственных средств массовой информации в России. Они появились еще во времена Российской империи в 1802 г. В основном все издания издавались в Санкт-Петербурге и не пользовались большой популярностью, и там редко публиковались материалы о жизни ведомств. Все изменилось после Октябрьской революции. В то время практически каждое ведомство выпускало свою газету, где рассказывало о своей работе и достижениях. Ярким примером ведомственного СМИ стала газета «Гудок», которая была создана в 1917 г. В настоящее время газета продолжает свою работу, но постепенно ее тираж сокращается. На данный момент выходит 32 тыс. экземпляров бумажной газеты по всей стране. Постепенно бумажная газета становится «премиум-продуктом». Также стоит отметить, что в бумажном виде в основном выходят ведомственные и корпоративные издания.
В статье предлагается обзор трактовок термина «интерес» в разных сферах гуманитарного знания на протяжении истории развития человеческой мысли. Отталкиваясь от существующих толкований, автор выделяет и формулирует понятие творческого субъективного интереса в журналистике; указывает, под влиянием каких факторов он формируется. Творческий интерес осознанно или бессознательно может влиять на выбор и освещение тем в практике СМИ. В статье делается вывод, что творческий субъективный интерес создателей контента следует строго отделять от интереса аудитории, в раскрытии тем желательно ориентироваться именно на второй. В работе использованы методы анализа источников, анализа и синтеза.
Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразования в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.
- 1
- 2