Архив статей журнала
Проблема нехватки педагогических кадров актуализировала поиск методов привлечения молодежи в педагогические профессии. Традиции подготовки старшеклассников в педагогических классах нуждаются не только в восстановлении, но и в серьезной модернизации. Важно не только вспомнить опыт успешного сотрудничества школ с педагогическими классами и педагогического вуза, актуализировать успешные практики, но и определить направления их дальнейшего взаимодействия. Так, многолетний опыт работы Московского педагогического государственного университета с московскими школами позволил к 2000 г. сформировать систему профильной подготовки старшеклассников, ориентированных на выбор профессий педагогической направленности. Несколько лет плодотворного сотрудничества не только послужили основой для разработки уникальных учебных пособий, научно-методических рекомендаций для системы педагогического образования, но и позволили повысить качество подготовки специалистов, воспитать целую плеяду кандидатов и докторов наук.
Рассматривается система подготовки учителей математики в двух федеральных землях Германии - в Саксонии и Баден-Вюртемберге. Обсуждены также стандарты подготовки учителей математики в Германии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, «СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА», «РАДЯНСЬКА ШКОЛА», РУБРИКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ
В настоящее время резко активизировалось внимание к просветительской деятельности, которая рассматривается в том числе как инструмент решения важных государственных задач. На этом фоне актуальным представляется исследование соотношения просветительской и образовательной деятельности. Данные виды деятельности имеют много общего, но также необходимо принимать во внимание их различие, подтвержденное в том числе в рамках сформировавшейся к настоящему времени в России системы правового регулирования. Значительную роль в системе регулирования просветительской деятельности играет Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Просветительская и образовательная деятельность могли рассматриваться в разные исторические периоды как эквивалентные в зависимости от целей государственной политики на конкретном этапе. При этом и просветительская и образовательная деятельность во многом имеют общие цели, формы осуществления. Тем не менее, в отличие от образовательной, просветительская деятельность характеризуется большей гибкостью и предполагает значительно меньшую степень регламентации. Это позволяет использовать и просветительскую, и образовательную деятельность в их разумном сочетании для решения тех или иных задач государственной политики. С учетом изложенного структура статьи включает три раздела - «Просветительская и образовательная деятельность: дилемма правового регулирования», «Просветительская и образовательная деятельность: исторический аспект», «Характеристики просветительской и образовательной деятельности на современном этапе: общее и особенное» а также «Введение» и «Заключение».
Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсальная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации образования.
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматривается актуальность и доказывается необходимость создания профессионального портрета педагога городской школы. В данной статье на основании анализа истории отечественного городского образования, современных и перспективных моделей развития городов приведены обязательные элементы профессионального портрета педагога городской школы. В статье рассмотрены современные методы и формы организации образовательного процесса, повышающие эффективность обучения в городской школе, сформулированы основные требования к преподавателю для их успешной реализации в условиях школьного и внешкольного образования. В статье приведены компоненты образовательного потенциала городской среды и условия для их применения в городской образовательной практике, их стабилизирующая функция в современной городской образовательной системе. Сформулированы перспективные направления исследования, позволяющие создать профессиональный портрет педагога городской школы.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью преодоления духовно-нравственных деградационных процессов современного общества, которые возможно переориентировать в позитивное русло за счет возврата к традиционным культурным ценностям русского народа, ключевое место среди которых занимают православные каноны, являвшиеся на протяжении более чем тысячелетия неотъемлемой частью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения граждан нашей великой страны, обеспечивая ее единение и духовное могущество. На опыте образовательной среды Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина раскрываются возможности использования православного образовательного поля для становления профессиональной компетентности будущего педагога как одного из действенных способов воспитания духовно-нравственной сферы их личности и подготовки его к воспитательной работе с детьми, к передаче своего духовного опыта. Описаны особенности преподавания курса «Основы православной педагогики» для обучающихся по программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что инициирование введения в программу подготовки учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования курса «Основы православной педагогики» способно обеспечить становление профессиональной компетентности будущего педагога как в аспекте духовного развития его самого, так и способности им эффективно осуществлять в дальнейшем воспитательную работу по формированию духовно-нравственной сферы личности младшего школьника средствами религиозных воспитательных идей и положений. Делается вывод о том, что формирование профессиональной компетентности современного педагога должно включать интегративную общепрофессиональную подготовку с включением содержательных блоков профессиональных знаний в области православной культуры.