Архив статей журнала

ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ (2025)
Выпуск: № 1-2 (2025)
Авторы: Гольцман Григорий Наумович, Косино Ольга Алексеевна, Лозовенко Сергей Владимирович, Пурышева Наталия Сергеевна, Чулкова Галина Меркурьевна, Леонов Виктор Георгиевич

В статье представлены первые итоги реализации пилотного проекта в МПГУ, направленного на модернизацию профессиональной подготовки учителей физики и информатики. Описана концепция подготовки, соответствующая научно-технологическому развитию страны и вызовам международной арены в области техники и технологий. На основе этой концепции и проекта «Новая физика» предложено новое содержание образовательной программы базового высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, специальность «Физика и Информатика». При реализации программы делается акцент на индивидуальные особенности студентов, современные методики и технологии обучения и диагностики результатов. Обучение будущих учителей физики и информатики по дисциплинам предметной подготовки дополняется содержательными технологиями обучения.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ, ПОСТРОЕННОЙ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Чулкова Галина Меркурьевна, Гольцман Григорий Наумович, Пурышева Наталия Сергеевна, Васильева Ирина Александровна, Теплякова Ксения Олеговна, Солдатенкова Мария Дмитриевна, Седых Ксения Олеговна, Лозовенко Сергей Владимирович

В статье рассмотрена модель модульной программы по физике для студентов направления базового педагогического образования «Физика и информатика» и ее апробация в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ. Образовательная программа была разработана в рамках выполнения НИР по заданию Министерства просвещения РФ, и ее целью была разработка и реализации концепции методической системы обучения физике школьников и студентов педагогического вуза в высокотехнологичной образовательной среде. Представлены результаты апробации методической системы обучения студентов первого курса физике и анализу достигнутых образовательных результатов учащихся в процессе выполнения экспериментальных заданий по физике с использованием высокотехнологичного оборудования. Было организовано погружение студентов, проходящих обучение по новой методике, в профессиональную деятельность. Отмечено, что организация модульной образовательной технологии, использование задачных технологий, корректировка содержания основного физического образования, создание нелинейных модулей позволяют обучаемым как студентам, так и школьникам формировать необходимый уровень представлений о физической картине мира, позитивную социализацию, запускает исследовательскую активность, способствует самостоятельному поиску способа решения задач, вызывает мотивацию к освоению знаний.

Сохранить в закладках
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Бражников Михаил Александрович

В статье представлены результаты анализа понятия «естественнонаучный учебный текст», определено общее и особенное учебного текста, текста параграфа учебника и текста научно-популярной статьи; рассмотрены типы естественнонаучных текстов. В работе проанализированы вопросы естественнонаучной грамотности учащихся в контексте умений, формируемых при работе с естественнонаучным учебным текстом, при этом особый акцент был сделан на формировании в школе основ естественнонаучной грамотности и на ее связи с читательской грамотностью. Были проанализированы существующие учебные пособия и хрестоматии, содержащие фрагменты классических научных исследований. На примере работ Р. Бойля и Э. Мариотта были показаны пути адаптации научных текстов и создания к ним методического сопровождения в виде вопросов и заданий с целью формирования у учащихся представлений о научном исследовании (целях, ходе проведения, возникающих трудностях, получаемых результатах). В работе ставится вопрос о создании особых хрестоматий по физике, в которых будут собраны разные типы текстов как для обучения, так и для контроля сформированности умений, в том числе входящих в область естественнонаучной грамотности.

Сохранить в закладках
ПУТЬ ФИЗИКА-МЕТОДИСТА. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА СОКОЛОВА (2024)
Выпуск: № 5 (2024)
Авторы: Бражников Михаил Александрович

Приведены результаты исследования биографии и методического наследия профессора И. И. Соколова. Жизненный путь одного из основателей кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, прошедшего через две революции и непростые тридцатые годы ХХ в., рассмотрен под углом зрения воспитания ценностей и традиций у будущих учителей физики. Показана роль разнообразия впечатлений детства, а также традиций семьи, увлечений и занятий юности в формировании профессиональных черт учителя. В работе широко представлены фотографии из личного архива Соколова и фотографии эпохи, позволившие визуализировать основные этапы биографии и рассмотреть становление личности ученого на фоне истории страны. Выявлены черты учебника физики Соколова для средней школы, переизданного в XXI в., представляющие интерес для современной методики. Проанализирован вклад ученого в становление методики физики как науки.

Сохранить в закладках