Архив статей журнала

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОДЕМИИ: АНАЛИЗ МЕДИАПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 1-1 (2025)
Авторы: Землянский Александр Валентинович

Пандемия COVID-19 спровоцировала глобальный международный кризис в области здравоохранения, который, в свою очередь, стал причиной инфодемии, то есть стремительного распространения недостоверной информации. Острая потребность общества в своевременном, актуальном и достоверном освещении происходящих событий привела к осознанию несовершенства классических журналистских инструментов и необходимости их модернизации. СМИ, сталкиваясь с инфодемией, были вынуждены перестроить работу редакций, привлекая сотрудников к использованию инновационных методов для проведения глубокого фактчекинга и создания медиаконтента, в том числе с помощью искусственного интеллекта. В данной статье рассматриваются ключевые проблемы в обществе и информационном поле, к которым привела инфодемия, и роль искусственного интеллекта в их устранении. Основное внимание уделяется анализу успешных кейсов применения нейросетей в журналистской практике в России и за рубежом.

Сохранить в закладках
ТАКТИКА СДЕРЖИВАНИЯ ИНФОДЕМИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: ОПЫТ КИТАЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Землянский Александр Валентинович

Статья посвящена изучению причин распространения инфодемических нарративов в социальных сетях Китая в конце 2019 - первой половине 2020 г. Именно на начальном этапе пандемии коронавируса в силу того, что государственные СМИ и представители власти замалчивали проблему появления нового заболевания, пользователи социальных медиа, находясь в состоянии повышенной тревожности, становились источниками и распространителями непроверенной информации о коронавирусе и действиях, предпринимаемых властями. Исходя из изученных материалов, автор приходит к выводу, что инфодемия - естественный процесс, который сопровождает глобальный медицинский кризис, а соцсети в этом процессе играют главенствующую роль. С целью повышения доверия населения к власти и официальным СМИ Китай реализовал четырехэтапную модель реагирования государственных структур на дезинформацию в соцсетях, а также использовал накопленный до пандемии опыт борьбы с фейк-ньюз. Все эти действия привели к существенному снижению количества инфодемических нарративов в социальных сетях.

Сохранить в закладках
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ COVID-19) (2024)
Выпуск: № 5 (2024)
Авторы: Землянский Александр Валентинович

Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.

Сохранить в закладках