Архив статей журнала
Статья посвящена анализу ценностно-смыслового компонента психологопедагогической культуры личности. Развитая психолого-педагогическая культура является одним из существенных звеньев осмысленного выбора психолого-педагогической профессии, а ее ценностно-смысловой компонент способствует формированию ценностного отношения к профессии педагога и «любви» к своей профессии. Определение отличительных особенностей учащихся из психолого-педагогических классов позволит более детально и четко проработать программу, направленную на формирование ценностносмыслового компонента психолого-педагогической культуры старшеклассников. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов школ г. Барнаула (N1=152, N2=165) в возрасте от 16 до 18 лет (М=16,9, SD=0,7), из них в первой группе – 56 лиц мужского пола и 96 лиц женского пола, 64 лица мужского пола и 101 лицо женского пола – во второй группе. Для изучения особенностей ценностно-смыслового компонента психологопедагогической культуры личности старшеклассников были использованы следующие методики: 1) «Опросник Ценностных ориентаций» (Ш. Шварц) в адаптации Н. М. Лебедевой; 2) «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков); 3) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев) в адаптации Е. Н. Осина, Н. В. Кошелевой; 4) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». Полученные результаты дают возможность говорить о том, что у старшеклассников из психолого-педагогических классов имеются особенности в формировании ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности при сравнении их со старшеклассниками из других классов. Выявлены различия в ценностном отношении к педагогической профессии, в значимости ценностей «Доброта», «Универсализм», «Безопасность», в стремлении к достижению высокого статуса в жизни. Автор отмечает, что в дальнейшем планируется сравнение групп по большему количеству показателей ценностно-смысловой сферы, проведение факторного анализа для выделения факторов (компонентов), характеризующих ценностно-смысловой компонент психолого-педагогической культуры личности старшеклассника.