ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ

Архив статей журнала

КАНТИАНСКИЙ ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: КОРНИЛЕНКО АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Обеспечение справедливости является важнейшей задачей любого демократического государства. Данное утверждение реализовано в российском законодательстве следующим образом: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. К традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся <…> приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость». Справедливость также является одним из принципов формирования «… эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». То есть мы видим, что она отражается сразу в нескольких смыслах: как цель, ценность, принцип.

Сохранить в закладках
ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И. КАНТА КАК ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: РУСАКОВА НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

В настоящее время невозможно представить нашу жизнь без этической концепции великого немецкого философа И. Канта, которая не потеряла актуальности на протяжении столетий, помогая людям разобраться в себе, анализируя свои поступки.

В работах И. Кант отвечает на важные вопросы, относящиеся к таким понятиям, как «свобода», «справедливость», «долг», «ответственность», «воля», «разум».

Согласно философии И. Канта, человек с высокими моральными принципами обладает свободой воли. Он не подчиняется чьим-либо указаниям, а руководствуется исключительно своим разумом. Этот разум определяет намерения человека, которые он воплощает в жизнь благодаря своей воле.

Воля человека полностью самостоятельна и дает возможность создавать собственные законы.

Эти законы становятся универсальными для человека как нравственного существа. Одновременно с этим человек подчиняется этим законам, которые сам и устанавливает. Эти законы становятся для него долгом.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИКА И. КАНТА И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: НЕЖКИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА

Кант в своей научно-педагогической деятельности работал над составлением лекций по педагогике, которые были собраны и обобщены его учеником Ф. Т. Ринком. В работах Кант поставил один из ключевых вопросов философии и педагогики: «В чем заключено назначение человека как родового существа?». В 1798 году в сочинении «Антропология с прагматической точки зрения» философ говорил о необходимости человека стремиться к совершенству как к достижению своего назначения, а главным средством совершенствования человека он считал воспитание, осуществляемое с помощью пропорционального развития его природных способностей. Воспитание, по Канту, есть искусство, наряду с искусством управлять, и является труднейшей задачей человека.

Сохранить в закладках
«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КАНТИАНСТВО» В ЭПИСТЕМЕ КВАЗИЭКОНОМИКИ (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: НЕДЗЕЛЬСКИЙ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

После религиозных войн в Европе XVI и XVII веков континентальная наука переживает эксплицитное развитие, отражающееся в различных сферах человеческой деятельности. От века географических открытий до Первой мировой войны европейская наука окончательно утратила путеводную нить, соединявшую когда-то трансцендентное и имманентное. Формальная философия от его ярких представителей Античности Р. Декарта и Г. Лейбница автономизировалась до рационального логистического формализма. Логистика формализма ятромеханики рассматривалась в материи, где если и проявляется божественное, то только через Бога как великого часовщика.

Сохранить в закладках
КОРРУПЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОЗЗРЕНИЙ И. КАНТА: ЭТИКО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: КОНОПЛЕВА АННА АЛЕКСЕЕВНА

Безусловно, как и любые (будь то философские, научные, творческие или даже бытовые идеи) воззрения И. Канта уже несколько столетий подвергаются как тщательному анализу, основанному на согласии с тезисами философа, так и критике, вскрывающей противоречия и идеализированные конструкции, далекие от реальности. Дискуссии возникали как среди современников мыслителя, так и продолжаются у его последователей. Наше время не является исключением. Это говорит не столько о противоречивости тех или иных утверждений, сколько о точности отдельных доводов, уместности и без преувеличения вечности предложенных философом идей как в теоретическом, так и эмпирическом аспектах.

Сохранить в закладках
ПОНИМАНИЕ СУТИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА И ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛАХ НЕОКАНТИАНСТВА (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: ГАЛАНИНА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА

Еще Сократ видел в познании самого себя суть философского анализа. В дальнейшем философская мысль постоянно обращалась к пониманию субъективности бытия и ее природы. Но было ли это познание какого-то отдельного человека? Конечно нет. Для философского анализа требуется субъект как отражение бытия вообще. Но бытие слишком широкое понятие, необходимо было выделить основополагающую суть бытия человеческого. Животные связаны напрямую и детерминированы бытием природы, где существует достаточно жесткая, объективная детерминация. Человеческое мироустройство — более сложное для однозначного понимания бытия образование. Детерминация в нем не имеет безусловной силы и направленности, а носит статистический и вероятностный характер.

Сохранить в закладках
КАНТИАНСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ТРАКТОВКИ ДИСКРИМИНАЦИИ (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. КАНТА) (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: САЛЬНИКОВ ЕВГЕНИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Актуальность исследования вопросов противодействия дискриминации в системе международных отношений диктуется беспрецедентной русофобией и противоправными санкциями, применяемыми в отношении россиян по этническому и политическому (гражданство Российской Федерации) признакам. Двойные стандарты стран англо-саксонского мира, нечеткая позиция Организации Объединенных Наций (далее — ООН) и необходимость переосмысления расового вопроса в условиях крушения старого миропорядка приводят к неизбежности рассмотрения вопроса о теоретикофилософских основаниях, которые делают возможной отмеченную двойственность в понимании расовой дискриминации как феномена международных политических отношений.

Сохранить в закладках
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» ИЛИ «СИВИЛ СИСАЕТИ»: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ В РОССИИ (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: Дахин Андрей Васильевич

Понятие «гражданское общество» широко используется современными науками, особенно политологией, социологией, социальной психологией, социальной философией.

В современное отечественное обществознание 1980–2000-х годов понятие «гражданское общество» пришло с западными теориями демократии (Р. Даль и др.) и заменило такие понятия, как «трудящиеся» и «советский народ», которые применялись для характеристики политических отношений населения Советского Союза и советского государства.

Внимание ко всей группе перечисленных понятий обусловлено тем, что они характеризуют состояние, качество отношений в системе «общество — государство», отношений, которые в современном мире демонстрируют признаки острых противоречий.

Сохранить в закладках
ПРАВО И МОРАЛЬ В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА И ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АНАЛОГИИ И АНТИНОМИИ (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: ФИРСОВА АННА МИХАЙЛОВНА

В 2024 году научный мир отметил 300-летие со дня рождения одного из самых сложных и загадочных философов прошлого — И. Канта (1724–1804). Никто не спорит о вкладе этого выдающегося мыслителя в формирование философской мысли. Но так ли нам сейчас важен его известнейший постулат о «звездном небе и моральном законе»? Ответим, что важен, без всякого сомнения, хотя с момента рождения идей этого философа прошло уже много времени, однако разработанные им антиномии актуальны и сегодня.

Сохранить в закладках
МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕЗУМПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: ВОРОХОБОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Философию И. Канта исследовали многие ученые. Они анализировали и развивали различные аспекты его системы. В настоящее время особо актуальной являются этика и политическая философия И. Канта, инспирирующие новые подходы в контексте истории и философии права.

Политическая философия Иммануила Канта не обособлена от его общей мысли. Как политика должна быть понята в свете его морали, так и его мораль может быть понята в свете его политической теории, поэтому для точной характеристики концепции правового государства И. Канта необходимо учитывать и политические, и моральные аспекты его философии.

Сохранить в закладках
МЕТАФИЗИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРАВА В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: ДЕНИСОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИЛЕНОВНА

В последние годы в юридической науке возрос интерес к метафизике. Как исследователи, так и преподаватели, наряду с диалектикой, упоминают метафизический метод как востребованный в науке. Кроме того, метафизика рассматривается как парадигмальная конструкция, которая занимает свою нишу в философско-правовом дискурсе. Эти размышления кажутся реминисценцией Канта, который в своих поздних трудах писал о метафизике нравов, метафизике права и т. д. Поскольку нас интересует именно право, попробуем разобраться, была ли метафизика в философии И. Канта методом, отличным от диалектики, либо теорией философского порядка, или он рассматривал метафизику в иных смыслах?

Сохранить в закладках
ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА (2025)
Выпуск: Т. 1 № 69 (2025)
Авторы: ПАРИЛОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ

Весьма давняя и до сих пор открытая к полемике проблема соотношения морали и права интересовала И. Канта и рассматривалась им и в работах «Критика практического разума» (1788) и «Метафизика нравов» (1797). В частности, кенигсбергский мыслитель обращал внимание на ключевое различие данных феноменов в контексте этики долга: право (легальность) имеет формальный характер, относится лишь к внешней стороне поступков; мораль апеллирует к внутренней стороне бытия человека, к мотивам поступков, к свободе (этика как наука о законах свободы), к идее долга. Философ акцентировал внимание и на других различиях морали и права. Так, если право реализуется силой внешнего принуждения, то движущая сила морали — исключительно внутреннее самопобуждение, совесть как «сознание внутреннего судилища в человеке».

Сохранить в закладках