Архив статей журнала
Темпы роста внешнеэкономических процессов в настоящее время представляются максимально стремительными, учитывая, что за январь–октябрь 2024 года экспорт товаров из России был произведен на 354,4 млрд долларов, а импорт — на 229,8 млрд долларов. Вместе с этим противоправные проявления в этой сфере также возрастают, как и объемы убытков, которые несет государство в результате совершения преступных посягательств. Так, только за 11 месяцев 2024 года Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России) выявила около 11 тысяч фактов незаконного перемещения наличных денежных средств на сумму в размере 1,8 млрд рублей
Государство в лице властных структур постоянно сталкивается с запросом, исходящим от общества в части необходимости защиты наиболее ценных общественных отношений. Нужно заметить, что в процессе эволюции общества отдельные направления приложения уголовно-правовых усилий могут меняться и корректироваться.
В последнее время в числе приоритетных направлений уголовно-правовой охраны выступают отношения, обеспечивающие информационную безопасность и защиту от внутренних и внешних угроз. В этом отношении уголовная политика Российской Федерации должна отличаться продуманностью, системностью, последовательностью, соответствовать основополагающим идеям и началам, находящим отражение в уголовном законодательстве.
В статье представлен достаточно детальный анализ основных противоречий современной уголовно-правовой политики противодействия коррупции, в контексте которого было обращено внимание на существенные масштабы криминализации и пенализации в обозначенной сфере. В частности, было установлено, что «только в период с 2016 по 2022 год в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) были введены 14 (более 10 % от всех) новых статей, устанавливающих ответственность за преступления коррупционной направленности (пять из которых относятся к числу основных, то есть принадлежащих к таковым без дополнительных условий) в их современном понимании.
Современные цифровые технологии открывают новые горизонты для коммуникации, но одновременно становятся инструментом для совершения преступлений. Одной из острых проблем является кибернасилие, которое охватывает действия, направленные на вторжение в частную жизнь и распространение личной информации. Например, в деле «Володина против России» Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) отметил неэффективность национальных механизмов защиты жертв кибернасилия.
Расширение информатизации общества отражает не только российскую, но и в целом общемировую тенденцию (например, США, Китай и другие страны).
Это касается более широкомасштабного применения искусственного интеллекта и различного рода алгоритмов в правоприменительной деятельности, установления моделей поведения лиц в конкретных ситуациях, усиления контроля за ними и т. п.
В зависимости от специфики условий, в которых находятся те или иные лица (в образовательной организации, при управлении транспортным средством, при обеспечении общественного порядка и т. п.), требуется специфический подход по предупреждению совершения ими преступлений и иных правонарушений.
Социальная и правовая обусловленность исследуемой проблемы очень актуальна. Она подтверждается целым комплексом правовых, доктринальных и криминологических аргументов.
Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) символизирует новый этап правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, фиксирует, в сущности, нормативно-методологический каркас по реализации восстановительно-профилактических мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
История мировой цивилизации XX — начала XXI века показывает, что на всем своем протяжении она постоянно эволюционировала.
Формирование нового мирового порядка, становление и развитие межгосударственной и внутригосударственной интеграции привело к смене парадигмы, характеризующейся всеобъемлющей информатизацией всех сторон жизни, она стала наиболее значимым системообразующим фактором, влияющим на складывающиеся отношения в обществе.
Век индустриализации сменился информационной индустрией, повышением ее роли, использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Являясь фундаментом социальных отношений, их значительным ресурсом, фактором жизнедеятельности личности, общества и государства, информация активно стала влиять на повышение качества жизни, формировать новые условия человеческого существования.
Проводимые изменения в сфере социально-экономических отношений в России в конце XX — начале XXI веков активизировали законотворческую деятельность, привели к увеличению количества принимаемых нормативных правовых актов, в том числе и в установлении уголовно-правовых регламентов. В этих условиях весьма актуальным является изучение конкретных законодательных решений, разрабатываемых в рамках современной уголовной политики.
Отметим при этом, что само понятие уголовной политики до сих пор составляет предмет многочисленных дискуссий в науках криминального цикла. Одни ученые понимают под ней разновидность государственной политики, вторые — систему мер, реализуемых в сфере противодействия преступности, третьи — тактику и стратегию в области борьбы с преступностью, четвертые — особый вид социальной деятельности.
Информационно-телекоммуникационные сети при всех положительных сторонах их использования выступают благоприятной средой для совершения разного рода преступлений, в том числе и деяний с признаками экстремистской деятельности.
Только в 2023 году в Российской Федерации зарегистрировано 676 951 преступление, сопряженное с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что составляет 34,77 % от всех зарегистрированных преступлений в 2023 году. За одиннадцать месяцев 2024 года — 702 923 таких деяний, что на 14,3 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом буквально за пять лет количество этих посягательств выросло более, чем в два раза (294 409 преступлений).
Использование достижений науки и техники оказывало и оказывает огромное влияние на жизнь людей. Механизация, электрификация, компьютеризация и роботизация постоянно меняли представления о многих видах человеческой деятельности.
Сегодня трудно представить повседневную жизнь людей без использования современных цифровых технологий, ставших фундаментом для разработки технологий искусственного интеллекта.
Однако появление и внедрение инноваций неизбежно требует нового правового регулирования. Особенно это актуально, когда речь идет о безопасности людей.
В настоящее время различные государственные учреждения и организации, а также отдельные граждане реально ощутили не только преимущества, но и опасность повсеместной цифровизации.
Новая реальность требует детального изучения возникших общественных отношений, поскольку нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК РБ) уже не могут в полной мере обеспечить защиту интересов общества.
Мировой экономический кризис, ухудшение благосостояния большинства населения, радикализация как российского, так и казахстанского общества, распространение националистических и религиозно-экстремистских взглядов и идей детерминировали рост преступности.
В этой связи необходимо разработать современные эффективные меры предупреждения преступности, а также повышения уровня безопасности личности, общества и государства.
Это, на наш взгляд, возможно только при едином понимании проблем борьбы с уголовными правонарушениями, установлении конкретной цели, постановки реалистичных задач для ее достижения и т. д.