Архив статей журнала
Современные цифровые технологии открывают новые горизонты для коммуникации, но одновременно становятся инструментом для совершения преступлений. Одной из острых проблем является кибернасилие, которое охватывает действия, направленные на вторжение в частную жизнь и распространение личной информации. Например, в деле «Володина против России» Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) отметил неэффективность национальных механизмов защиты жертв кибернасилия.
Расширение информатизации общества отражает не только российскую, но и в целом общемировую тенденцию (например, США, Китай и другие страны).
Это касается более широкомасштабного применения искусственного интеллекта и различного рода алгоритмов в правоприменительной деятельности, установления моделей поведения лиц в конкретных ситуациях, усиления контроля за ними и т. п.
В зависимости от специфики условий, в которых находятся те или иные лица (в образовательной организации, при управлении транспортным средством, при обеспечении общественного порядка и т. п.), требуется специфический подход по предупреждению совершения ими преступлений и иных правонарушений.
Социальная и правовая обусловленность исследуемой проблемы очень актуальна. Она подтверждается целым комплексом правовых, доктринальных и криминологических аргументов.
Информационно-телекоммуникационные сети при всех положительных сторонах их использования выступают благоприятной средой для совершения разного рода преступлений, в том числе и деяний с признаками экстремистской деятельности.
Только в 2023 году в Российской Федерации зарегистрировано 676 951 преступление, сопряженное с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что составляет 34,77 % от всех зарегистрированных преступлений в 2023 году. За одиннадцать месяцев 2024 года — 702 923 таких деяний, что на 14,3 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом буквально за пять лет количество этих посягательств выросло более, чем в два раза (294 409 преступлений).
В современных реалиях наше общество переживает масштабную модернизацию, связанную с повсеместным использованием современных технологий не только в быту, но и в профессиональной деятельности. Так, интернет, смартфоны, компьютеры и другие средства связи оказывают глобальное воздействие на людей и государство, в связи с чем информация, а если более детально — цифровая информация стала стратегическим и неотъемлемым атрибутом социальной, политической и экономической жизни.
Современные информационные технологии являются неотъемлемой и уже привычной частью нашей жизни. Мы наблюдаем, как все активнее заявляет о себе искусственный интеллект, который вполне успешно имитирует когнитивные функции человека, заменяет его в анализе сложных задач и принимает самостоятельные решения. Тема искусственного интеллекта в настоящее время является одной из самых обсуждаемых, что вполне объяснимо: новые технологии вошли в нашу жизнь, они развиваются, меняют ее. Они неизбежно корректируют и образ права, и характер правоприменения. И с этим обстоятельством нужно считаться и его необходимо изучать.
Кант в своей научно-педагогической деятельности работал над составлением лекций по педагогике, которые были собраны и обобщены его учеником Ф. Т. Ринком. В работах Кант поставил один из ключевых вопросов философии и педагогики: «В чем заключено назначение человека как родового существа?». В 1798 году в сочинении «Антропология с прагматической точки зрения» философ говорил о необходимости человека стремиться к совершенству как к достижению своего назначения, а главным средством совершенствования человека он считал воспитание, осуществляемое с помощью пропорционального развития его природных способностей. Воспитание, по Канту, есть искусство, наряду с искусством управлять, и является труднейшей задачей человека.
После религиозных войн в Европе XVI и XVII веков континентальная наука переживает эксплицитное развитие, отражающееся в различных сферах человеческой деятельности. От века географических открытий до Первой мировой войны европейская наука окончательно утратила путеводную нить, соединявшую когда-то трансцендентное и имманентное. Формальная философия от его ярких представителей Античности Р. Декарта и Г. Лейбница автономизировалась до рационального логистического формализма. Логистика формализма ятромеханики рассматривалась в материи, где если и проявляется божественное, то только через Бога как великого часовщика.
Размышления, содержащиеся в данной статье, находят свою отправную фундаментальную основу в работах выдающегося кенигсбергского мыслителя И. Канта в части становления вопроса о естественных правах человека как нравственных началах. Предложенная им характеристика права положительного (статутного) и негативного (естественного) определяет за последним приоритетное поведенческое — начало формирования личности. Основанием выдвинутого мыслителем тезиса послужило то, что негативное право представляется как сложный социальный процесс раскрытия в человеке моральных предписаний, способствующих обретению человеческой сущности.
Сегодня в условиях смены мировоззрения в глобальном масштабе происходит переосмысление социального существования и функционирования человека в обществе. По-другому оцениваются актуальная и потенциальная реализации субъектности, субъект как таковой, что напрямую влияет на правовую сферу.
Еще Сократ видел в познании самого себя суть философского анализа. В дальнейшем философская мысль постоянно обращалась к пониманию субъективности бытия и ее природы. Но было ли это познание какого-то отдельного человека? Конечно нет. Для философского анализа требуется субъект как отражение бытия вообще. Но бытие слишком широкое понятие, необходимо было выделить основополагающую суть бытия человеческого. Животные связаны напрямую и детерминированы бытием природы, где существует достаточно жесткая, объективная детерминация. Человеческое мироустройство — более сложное для однозначного понимания бытия образование. Детерминация в нем не имеет безусловной силы и направленности, а носит статистический и вероятностный характер.
И. Кант является мыслителем, чье идейное наследие о человеке и праве, праве и морали, правовом государстве и правовом сознании, конституции и конституционализме и т. п. активно используются в зависимости от контекста, конъюнктуры, цивилизационной идентичности и ситуативной интерпретации людьми самых разных взглядов (принимая, что кантовские «философские идеи и государственно-правовые воззрения сложно анализировать ввиду бесчисленного количества ответвлений его концепции. Государственно-правовые взгляды мыслителя рассеяны в его многочисленных трудах, посвященных этике, эстетике и философии).
- 1
- 2