Архив статей журнала
В статье представлен анализ книги Д. К. Богатырева и И. И. Докучаева «Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России». Рецензент объясняет теоретическую и практическую актуальность рассматриваемой работы, приводит основные характеристики авторской концептуализации реформ в системе российского образования, а также показывает главные предметы критики в анализе исследователей. Вместе с тем, проведя сравнение концепции Д. К. Богатырева и И. И. Докучаева с менеджеристской методологией, автор показывает оторванность центральной для рецензируемой книги идеи «провинциализации империи» от мирового контекста институциональных изменений в самых разных странах, а также ее потенциал для производства конспирологических интерпретаций.
Введение. В данной научной статье представлена актуальная проблематика современного российского общества, связанная с растущим уровнем заболеваемости всех возрастных категорий населения. Отражена социально-экономическая необходимость возобновления широкомасштабного применения санаторно-курортного лечения, сопряженная с повышением уровня здоровья, трудоспособности и здоровьесбережения. Рассмотрены основные результаты проведенного исследования методом экспертных интервью с представителями руководства санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод. В исследовании описана современная структурная принадлежность санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод, а также главные причины, затрудняющие эффективную деятельность здравниц по санаторно-курортному лечению. Выявлено, что негативные последствия получены в силу укоренившейся модели менеджеризма, имеющей широкое распространение в социальных институтах России.
Методы. Методология исследования основывается на неоинституциональной теории Д. Норта, а также опирается непосредственно на результаты научных изысканий в области менеджеристской модели управления А. В. Дятлова и В. В. Ковалева. Методами исследования выступают экспертные интервью, анализ документации и обзор тематической академической литературы.
Результаты и их обсуждение. Результатом исследования стали выводы о стремительной утрате санаторно-курортными организациями своего социального предназначения как выполняющих важную роль не только в санаторно-курортном лечении, но и в восстановлении, профилактике, отдыхе, здоровьесбережении всего насел ения страны. Полученные выводы напрямую связаны с выделенными менеджеристскими характеристиками в управлении санаторно-курортных организаций, а также предоставляют возможность для проведения дальнейшего научного исследования с целью разработки рекомендаций.
Введение. Исследование заявленной проблематики актуально в силу отсутствия аналогичных работ по изучению нормативных основ менеджеристского управления высшим образованием в России. Анализ заявленного предметного пространства позволяет прийти к выводу о том, что превращение высшей школы России из социального института, реализующего значимые социальные функции, в квазирыночный институт, функционирующий по преимуществу имитационно, следует считать не результатом ошибки выбора индикаторов эффективности или состава метрик, а целенаправленной политикой, основанной на вере в том, что менеджеризм является единственно правильной моделью управления и, следовательно, должен быть реализован на всех уровнях системы высшего образования.
Методы. Методология работы выстраивается на теоретических разработках, созданных в рамках менеджеристского подхода. Эмпирический метод – анализ документов в виде нормативных актов разной юридической силы: федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ, приказов минобрнауки и Южного федерального университета.
Результаты и их обсуждение. Основной вывод исследования следующий: нормативные основы, по которым осуществляется регулирование высшего образования в России, построены на принципе менеджериализации управления. Создана разветвленная система права, в которой отражаются базовые менеджеристские цели, ценности, установки, принципы. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя основные менеджеристские категории: услуга, рынок образовательных услуг, рейтинг. Положения Закона уточняются и дополняются подзаконными актами: указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, приказами минобрнауки, локальными актами образовательных организаций высшего образования. Целостный и завершенный характер действующих нормативных основ позволяет предположить, что менеджеристское управление создано на основе строго продуманного замысла и четкой концептуальной проработанности.