Архив статей журнала
Основная идея данной статьи состоит в том, что высшее образование не способно обучать транспрофессионализму. Межпредметность и междисциплинарность, на которых зиждется транспрофессионализм, – это результат определенного развития личности профессионала, которая выходит на уровень надпрофессиональных компетенций, опираясь на внутренне осознаваемые потребности, собственные интеллектуальные возможности и на институциональную основу дополнительного образования. Таким образом, дополнительное образование является инструментом развития транспрофессионализма и одновременно само находит новую социальную нишу для собственного развития. Цель статьи: определить потенциал дополнительного образования в подготовке специалистов в условиях транспрофессионализации российского рынка труда.
Методы. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Результаты и их обсуждение. На развитие дополнительного образования существенное влияние оказывают процессы транспрофессионализации на российском рынке труда. Транспрофессионализм возник как форма адаптации, с одной стороны, к углубляющемуся разделению труда, с другой – к появлению новых профессий, обучение которым не требует обязательной фундаментальной подготовки. Отчасти это особый способ профессиональной коммуникации на смежных профессиональных полях, но в значительной степени транспрофессионализм есть следствие приспособления к запросам рынка на овладение несколькими сопредельными профессиями. Он обеспечивает готовность быть профессионалом с широким набором компетенций. Высшая школа не может содействовать получению межпредметного образования. Она акцентирована на фундаментальном обучении. Любые попытки размыть узкоспециальное обучение несколькими профилями неизбежно потерпят фиаско, так как в конечном счете приведут к краху самого высшего образования. Сложившаяся ситуация объективно способствует росту социального статуса дополнительного образования. Транспрофессионализация выступает своеобразным триггером его становления. Реализуясь в двух формах – повышение квалификации и профессиональная переподготовка, – дополнительное образование удовлетворяет две транспрофессиональные потребности рынка труда: выход на межпредметные связи через высокий уровень профессионализма и обретение способности работать в межпредметных полях благодаря овладению смежными профессиями.
Введение. В статье анализируются итоги развития социологии высшего образования в России за последние двадцать лет. Подчеркивается, что она является особой подотраслью социологии образования, представляющей собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания.
Результаты исследования. На основании анализа публикаций в отечественных журналах, монографий и учебников делается вывод о том, что количественные показатели, характеризующие развитие социологических исследований в высшей школе и реализующих их субъектов, недостаточно полно отражают сложившуюся в рамках рассматриваемого сегмента ситуацию и ее социодинамику. В этой связи осуществлен анализ факторов, определяющих развитие социологических исследований проблем высшего образования, к числу которых отнесены тенденции интеграции и дифференциации науки; неполнота ее институционализации; характер влияния объекта на субъект познания; особенности издательской позиции; открытая или латентная дискуссия представителей сторонников и противников реформирования образования; установки, транслируемые административно-бюрократической системой. Сделан вывод о том, что перспективы развития социологических исследований в высшей школе связаны с институционализацией социологии образования. Это предполагает формирование исследовательского сообщества, достижение договоренности относительно принципов и предмета исследования, базовых концепций, достаточного присутствия в программах высшего образования в России.