Архив статей журнала
Авторы обосновывает необходимость идеологической консолидации в России в условиях геополитических трансформаций. Подчёркивается важность использования умственного и творческого потенциала ее населения для развития и процветания страны. В тексте выделяется экзистенциальная проблема качества геополитического сознания в России, которое должно соответствовать стратегическим целям страны. Дается оценка возникшей информационной войны, направленной на умы россиян. Авторы полагает, что в условиях глобальных геополитических изменений существует необходимость переосмысления внутреннего образа России как государства-цивилизации с ее глубоким культурным значением, уникальными социальными традициями, духовными ценностями и богатым историческим наследием. В тексте рассматривается проект «ДНК России», который, по его мнению, ставит задачу формулирования общности методологии мультидисциплинарного взгляда на Россию. Делается вывод, что современные вызовы требуют решения сложной задачи - создания единой национальной идеологии, которая четко определит свои общенациональные контуры, соответствуя современным реалиям и многовековому историческому опыту России. Новая идеология должна описываться тремя ключевыми вопросами: «Что такое Россия как цивилизация?», «Что такое российское общество?» и «Какое государство мы хотим?».
В статье отмечается, что в российской (советской) философской традиции принято различать идеологию как уровень общественного сознания и политическую идеологию как форму общественного сознания, а в западной философской традиции идеология фактически сводится к политической идеологии. Проведен сравнительный анализ этих двух подходов. Делается вывод о том, что правомернее рассматривать идеологию как особую форму общественного сознания (сферу духовной жизни), в которой следует выделять два уровня: (1) общенациональную идеологию и (2) идеологии различных социальных групп. Показаны общее и различия двух уровней идеологии.
В статье подчеркивается, что идеология должна рассматриваться как особое явление духовной жизни. Отмечается, что идеологию правомерно понимать только как политическую идеологию. Подчеркивается, что идеология возникает в период становления индустриального общества и представляет собой попытку рационального (научного) обоснования обществом или отдельными социальными группами своих политических целей и интересов. Доказывается, что неправомерно противопоставлять идеологию и науку, различать идеологию научную и ненаучную, так как идеология и наука представляют собой самостоятельные сферы духовной жизни. Отмечается, что идеологию следует рассматривать как сложную систему, в которую наряду с политические идеями входят также идеологическая деятельность, функционирование идеологических институтов и др. Подчеркивается, что необходимо выделять два уровня идеологии: общенациональную (общественную) идеологию и идеологии различных социальных групп.