Архив статей журнала

"БАХ <...> СТОИТ ДЛЯ МЕНЯ В ЦЕНТРЕ ВСЕГО": ДИАЛОГ ЭПОХ И СТИЛЕЙ В КИНОМУЗЫКЕ А. Г. ШНИТКЕ (2024)
Выпуск: Т. 16 № 3 (2024)
Авторы: Ханья Мэгуми

Настоящая публикация является продолжением исследований автора, посвященных рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха в творчестве Альфреда Гарриевича Шнитке. Проблема рассматривается на основе наименее изученной области наследия композитора - его музыки к анимационным фильмам Андрея Юрьевича Хржановского (род. 1939). Показано, что наряду с цитированием конкретных произведений выразительными средствами художественного диалога с творчеством и эпохой И. С. Баха для Шнитке служили такие композиционные приемы, как квазицитата и стилизация. В статье выявлены основные идеи и формы усвоения стиля лейпцигского мастера, прослежена эволюция этого пути, приведшая к органичному претворению многих его композиторских приемов и переосмыслению символики баховских мотивов. Работа построена на анализе автографов партитур Шнитке, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, и архивных источников, на воспоминаниях композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью с Хржановским в беседах с автором статьи в январе 2023 г.

Сохранить в закладках
И. С. БАХ - А. Г. ШНИТКЕ: ЦИТАТА КАК ФОРМА ДИАЛОГА В МУЗЫКЕ АНИМАЦИОННОГО КИНО (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Ханья Мэгуми

Статья посвящена одному из важнейших аспектов творческой деятельности Альфреда Гарриевича Шнитке - его рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха. Проблема исследуется на основе наименее изученной области в наследии Шнитке - его сочинений к анимационным фильмам Андрея Хржановского (р. 1939). Аргументируется точка зрения, что в данной сфере складывались основные формы цитирования и подходы, характерные для претворения композитором определяющих компонентов стиля лейпцигского мастера. В публикации рассмотрены примеры точной, переработанной и виртуальной цитат в киномузыке Шнитке. Подчеркивается, что художественный диалог с творчеством Баха и эпохой барокко сложился у него во многом под влиянием кинематографических идей Хржановского. Исследование основано на изучении автографов партитур, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, архивных материалов, воспоминаний композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью, данного Хржановским в личных встречах с автором статьи в январе 2023 г.

Сохранить в закладках