Архив статей журнала

Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Основные подходы к межбюджетному регулированию и оказанию финансовой поддержки субъектов Российской федерации из федерального бюджета в 2025–2027 гг. (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Шабельникова Светлана Ивановна

Основным источником финансовой поддержки бюджетов регионов является федеральный бюджет, который на предстоящую трехлетку стал еще более объемным, амбициозным и масштабным по решению постав - ленных задач. Прогнозируется рост на 4 трлн руб. его доходной части, планируется обеспечить финансовыми ресурсами новые национальные проекты, которые запускаются со следующего года и на их реализацию предусмотрены значительные средства – это более 40 трлн руб. в шести - летнем горизонте. По сравнению с действующими национальными проектами федеральное финансирование увеличено практически в два раза. Вопрос сбалансированности региональных бюджетов, развитие межбюджетных отношений также остается в фокусе внимания федеральной власти. В целях обеспечения прозрачности и удобства работы показатели, характеризующие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление всех видов межбюджетных трансфертов, выделены в отдельное приложение к закону о федеральном бюджете. Всего в 2025 г. будет распределено порядка 222 межбюджетных трансфертов, в т. ч. 8 дотаций, 168 субсидий, 32 субвенции, 14 иных межбюджетных трансфертов; в последующие годы – 202 и 201 межбюджетный трансферт соответственно, в т. ч. 8 дотаций ежегодно, 152 и 151 субсидия соответственно, 33 субвенции и 9 иных межбюджетных трансфертов ежегодно. В статье рассмотрены основные виды и объемы межбюджетных транс - фертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2025–2027 гг., сделаны выводы о достаточности и эффективности оказываемой финансовой поддержки для устойчивости региональных бюджетов и достижения цели по снижению дифференциации регионов.

Сохранить в закладках
Предварительные итоги 2024 г. для региональных бюджетов и потенциал структурной трансформации экономики (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Лыкова Людмила Никитична

Предварительные итоги 2024 г. свидетельствуют о сохранении общей позитивной динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Определенные различия в динамике собственных доходов региональных бюджетов наблюдаются для регионов с доминированием обрабатывающей промышленности и регионов с добывающей специализацией. Рост налоговых поступлений в реальном исчислении в 2024 г. имел место по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход. В то же время происходило сокращение поступлений налога на прибыль. Для ряда субъектов Федерации рост поступлений НДФЛ не компенсировал сокращение налога на прибыль. Поступления трансфертов из федерального бюджета продолжали сокращаться, хотя по некоторым из них имела место положительная динамика. Изменение структуры безвозмездных поступлений демонстрирует сдвиг в пользу их целевых видов. Динамика расходов бюджетов в регионах в целом следовала за динамикой доходов. Финансирование лишь некоторых разделов расходов росло темпами, опережающими инфляцию. Суммарный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам года оказался существенно меньше утвержденного нормативными правовыми актами значения. Объем государственного субфедерального долга незначительно сократился, но при этом увеличилась доля задолженности по банковским кредитам – наиболее дорогому источнику финансирования.

Сохранить в закладках