Архив статей журнала

Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Состояние бюджетной системы России и потенциал финансирования дефицита федерального бюджета (2024)
Выпуск: Том 29, №3 (2024)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Бюджетная система России впервые подвергается масштабному напряжению по всем направлениям ввиду рисков потери налогооблагаемой базы из-за международных санкций, неуклонного роста непредвиденных рас - ходов, инфляционных рисков и роста расходов на обслуживание долга. В этой связи необходимо выявить и провести анализ потенциальных источников финансирования дефицита федерального бюджета как основного гаранта бюджетной устойчивости. В статье рассматривается состояние консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2024 г. Показано, что основным источником роста доходов остаются нефтегазовые доходы. Из ненефтегазовых доходов опережающим темпом растут поступления налога на доходы физических лиц и НДС от внутренней реализации. При этом позитивная динамика отдельных отраслей российской экономики во многом обусловлена бюджетным финансированием. Вместе с тем инфляция остается выше целевых значений, что вынуждает Банк России ужесточать денежно-кредитную политику. Сверхплановый рост расходов федерального бюджета и повышение номинальных ставок угрожает финансовой стабильности. В этой связи в статье оценивается потенциал финансирования дефицита федерального бюджета в условиях жестких ограничений по заимствованию. На основе анализа состояния внутреннего рынка облигаций федерального займа, сделан вывод о высоком риске кризиса ликвидности и потенциале размещения внутреннего долга за счет средств небанковских финансовых организаций и физических лиц.

Сохранить в закладках
Бюджетная система России в 2024 г. предварительные итоги и формирующиеся тенденции (2024)
Выпуск: Том 29, №4 (2024)
Авторы: Лыкова Людмила Никитична, Букина Ирина Сергеевна

В январе – сентябре 2024 г. доходы всех составляющих российской бюджетной системы демонстрировали позитивные темпы роста. Наиболее значительно увеличились поступления доходов в федеральный бюджет как за счет нефтегазовых, так и за счет ненефтегазовых доходов. Сохраняется выраженная зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть, провоцируя формирование рисков исполнения бюджета. Темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны отставали от роста доходов федерального бюджета, но опережали темпы инфляции. Превышение прошлогодних значений в реальном выражении имело место как по налоговым доходам, так и по страховым взносам на социальное страхование и прочим налогам и сборам. По сравнению с прошлым годом увеличились поступления практических всех налогов. Исключение составляют доходы бюджетов от налога на прибыль организаций, которые сократились даже по номинальным значениям. Доходы региональных бюджетов увеличились только по номинальным значениям. Здесь на фоне номинального роста собственных доходов имело место абсолютное сокращение безвозмездных поступлений. Падение доходов региональных бюджетов от налога на прибыль во многих субъектах Российской Федерации не компенсировалось приростом поступлений НДФЛ. Динамика расходов составляющих бюджет - ной системы по итогам 9 месяцев года также опережала инфляцию.

Сохранить в закладках
Бюджетно-налоговая сфера России под воздействием внешних и внутренних факторов (2025)
Выпуск: Том 30, №1 (2025)
Авторы: Букина Ирина Сергеевна

Изменение внешних условий последних лет приводит к трансформации сложившихся механизмов, определяющих бюджетно-налоговую сферу России. В работе показано, что с 2022 г. бюджет расширенного правительства стал больше зависеть от внутренних факторов, чем от параметров, связанных с мировой конъюнктурой. На поступление нефтегазовых доходов федерального бюджета стали влиять не только цена нефти и валютный курс, но и ограничения по добыче нефти, обусловленные как внешними санкциями, так и добровольными ограничениями. При этом чувствительность нефтегазовых доходов к цене нефти выросла. Рост ненефтегазовых доходов отчасти компенсирует ограничения по поступлению нефтегазовых доходов, однако во многом обеспечивается бюджетным импульсом. В этой связи повышение налоговой нагрузки на ненефтегазовый сектор рассматривается как неизбежная мера для будущей бюджетной устойчивости. Возможности долгового финансирования ограничиваются емкостью внутреннего рынка и проводимой денежно-кредитной политикой. Вместе с тем, используя несовершенства финансового рынка, государство может снижать стоимость обслуживания внутреннего долга.

Сохранить в закладках