ISSN 2412-5725 · EISSN 2412-5784
Язык: ru

Архив статей журнала

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОЛЖНОСТИ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КРУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Позолотина Елена Ивановна

В условиях четвертой промышленной революции важным критерием для выбора того или иного подхода в управлении персоналом становится критерий его адаптивности к изменениям, а также наличие потенциала в самом подходе к обеспечению изменений в организации через систему управления персоналом, построенную на его основании. Исследуются тенденции в развитии применения компетентностного подхода на уровне организации. Анализируются два основных подхода к пониманию понятия «компетенции»: американский и европейский. Обосновывается, что европейский подход сосредотачивается на определении стандарта, некого минимума, которого должен достичь сотрудник, а в американском подходе определено, что именно должен делать работник для того, чтобы добиться наивысшей эффективности. Разрабатываются алгоритмы формирования системы управления персоналом на основе модели компетенций должности на примере подсистем: планирование и маркетинг персонала, развитие организационной структуры, управление развитием персонала. Приводятся критерии эффективности системы управления персоналом для целей исследования, методическая основа выбранного подхода. Подтверждается наличие положительной взаимосвязи эффективности системы управления персоналом и способа ее формирования на основе модели компетенций должности и компетентностного подхода как базового. Цель исследования заключалась в расширении применения компетентностного подхода на уровне управления персоналом организации и повышении эффективности системы на этой основе. Гипотеза исследования в том, что применение компетентностного подхода можно распространить на все подсистемы управления персоналом как базового для формирования целостной системы, а системное применение подхода характеризуется наличием взаимосвязи с эффективностью работы системы управления персоналом. Описываются результаты исследования, проведенного путем эксперимента на базе четырех крупных промышленных предприятий.

Сохранить в закладках
ТРУДОВЫЕ ДОХОДЫ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Нацун Лейла Натиговна, КАЛАЧИКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Проблема низких доходов характерна для российских граждан, в том числе занятых на постоянном месте работы. К числу наименее защищенных категорий работников принадлежат люди с инвалидностью, поскольку для них шанс устроиться на престижные рабочие места снижается как вследствие объективных причин, так и проявлений предубежденности со стороны потенциальных работодателей. Целью данной работы стал анализ факторов, которые определяют уровень дохода работающих инвалидов: общей ситуации на рынке труда региона, а также вероятности проявлений дискриминации данной категории населения. Информационную базу исследования составили данные социологических опросов населения и инвалидов, проживающих на территории Вологодской области, а также данные российских и зарубежных исследований. Сравнительный анализ уровня дохода работающих и неработающих инвалидов, высказанных респондентами самооценок его покупательной способности, продемонстрировал вспомогательную роль трудовой деятельности в поддержании материального благополучия инвалидов. Показано, что у занятых инвалидов выше оценки желаемого уровня дохода по сравнению с неработающими инвалидами и заметно выше самооценки покупательной способности своего дохода. В то же время у этой группы респондентов независимо от первоначального мотива трудоустройства сохраняется желание и дальше увеличивать свой доход. Сформировалась своеобразная «иллюзия благополучия» лиц с ограничениями здоровья, полностью зависящих от социальной поддержки, поскольку объективно различие в средних величинах душевого дохода работающих и неработающих инвалидов составляет лишь 1635 руб. Сравнительный анализ доходов работающих инвалидов и работающего населения продемонстрировал, с одной стороны, низкую стоимость наемного труда в принципе, с другой - косвенные свидетельства существования дискриминации людей с инвалидностью, дополнительно снижающей уровень оплаты их труда. Социальные выплаты остаются единственным гарантированным источником дохода рассматриваемой категории населения. В такой ситуации можно ожидать окончательного закрепления зависимости благосостояния инвалидов от социальных трансфертов и сжатия возможностей получения ими достойного трудового дохода и профессиональной самореализации через трудоустройство.

Сохранить в закладках
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КРУПНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОПЫТА (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Киреенко Анна Павловна, Орлова Елена Николаевна, Баженова Вера Игоревна

В статье рассматривается история и современные тенденции налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Анализируется мировой опыт налогового администрирования, соответствующий особенностям крупных налогоплательщиков. Выделены следующие этапы развития налогового администрирования в развитых странах: выделение специальных подразделений контролирующих крупных налогоплательщиков в налоговых администрациях; структурирование функций контроля по отраслевому признаку; внедрение принципа совместного соблюдения правил. Проанализированы характеристики и условия внедрения в странах ОЭСР концепции совместного соблюдения правил. Рассматриваются результаты налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Особое внимание уделяется первым результатам внедрения налогового мониторинга. Выделены этапы развития налогового администрирования в развитых странах и Российской Федерации. Сделан вывод о том, что тенденциями в администрировании крупных налогоплательщиков в Российской Федерации являются централизация, внедрение информационных систем и системы соглашений, что в целом соответствует общемировой практике. Выделено основное отличие российской практики налогового администрирования крупных налогоплательщиков, заключающееся в предоставлении им преференций в обмен на доступ к своей информации и управление. Проведенный анализ показателей подтвердил особый налоговый статус крупнейших налогоплательщиков, так как показал отсутствие прямой зависимости между показателями деятельности крупнейших налогоплательщиков и их налоговыми обязательствами. Показано, что субъективные факторы определяют около 20 % вариации налоговых обязательств крупного налогоплательщика. Сделан вывод о том, что внедрение новых форм контроля в виде налогового мониторинга является эффективным способом государственного воздействия на крупнейшие компании способом обеспечения прогнозируемой социальной политики.

Сохранить в закладках
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Синенко Ольга Андреевна

Статья посвящена анализу результатов исследования оценки влияния различных видов фискальных инструментов на поведение экономических субъектов в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока, а также анализу состояния предпринимательского климата в регионе в связи с принятыми фискальными мерами поддержки территорий Дальнего Востока. Цель статьи - оценить привлекательность фискальных инструментов развития бизнеса в рамках территорий с особым экономическим статусом по результатам проведенного опроса резидентов. Базовыми методами исследования являлись статистические методы, а также инструменты корреляционно-регрессионного анализа. Исследование основывалось на результатах опроса, проведенного среди представителей экономических субъектов Приморского края, осуществляющих деятельность в качестве резидентов в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока. Опрос проводился магистрантами Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета в весеннем семестре 2018 г. в рамках реализации проекта «Влияние особых институциональных режимов на поведение и результативность компаний (на примере Дальнего Востока России)». Автором проведена оценка привлекательности фискальных инструментов развития бизнеса в рамках территорий с особым экономическим статусом по результатам проведенного опроса резидентов с использованием инструментов корреляционно-регрессионного анализа. Анализ показал, что преференции в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока являются уникальными и полезными инструментами, способствующими развитию бизнеса. При этом все респонденты отмечают значимость отдельных преференций, например пониженных тарифов по страховым взносам: в течение 10 лет их значение для резидентов составляет 7,6 вместо 30 % для нерезидентов. Предлагаемая резидентам ускоренная процедура возмещения НДС и сокращенные сроки проведения проверок контрольно-надзорных органов не являются актуальными преференциями благодаря эффективной автоматизированной системе налогового администрирования НДС в РФ. Предоставление резидентам статуса негативно повлияет на бизнес в случае более пристального внимания к резиденту проверяющих структур не получила подтверждения.

Сохранить в закладках
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Леонтьева Юлия Владимировна, Майбуров Игорь Анатольевич

В статье исследуются транспортные реакции населения на введение дополнительных транспортных платежей в процессе использования личного транспорта. Анализируется методические основы лабораторных экспериментов. Совершенствуется методика лабораторного эксперимента применительно к цели исследования. В качестве метода исследования предлагается проведение лабораторного эксперимента - опрос в студенческой аудитории о вариантах потребительского поведения при необходимости оплаты дополнительных транспортных платежей. Приводятся базовые допущения и варьируемые параметры эксперимента. Основным базовым допущением является наличие собственного автомобиля у всех членов эксперимента. Участники эксперимента на первом этапе зарабатывают денежные средства, на втором этапе при заданном числе необходимых поездок делают выбор, как предпочтительнее осуществить эти поездки. Условиями эксперимента устанавливаются расстояние поездки, величина покилометровой платы за проезд по центру города, стоимость парковки, стоимость бензина, стоимость проезда общественным транспортом. По итогам проведения экспериментов оценивается готовность студентов оплачивать дополнительные транспортные платежи либо использовать общественный транспорт. Варьируемым параметром эксперимента является пол студента. Оценивается разная готовность студентов мужского и женского пола использовать личный либо общественный транспорт при введении дополнительных транспортных платежей. Обосновывается положение, что женщины демонстрируют меньшую готовность пользоваться общественным транспортом, в то время как мужчины более склонны к отказу от личного транспорта. Оценивается разная готовность студентов мужского и женского пола к добровольной оплате дополнительных транспортных платежей. Делается вывод, что женщины как водители демонстрируют большую склонность и законопослушность в вопросе оплаты транспортных платежей, в то время как для мужчин необходим более строгий контроль, поскольку они менее склонны к добровольной оплате транспортных платежей. Цель исследования заключается в оценке поведенческих реакций плательщиков транспортных платежей, которая позволяет дифференцировать эти реакции для жителей разных полов урбанизированных территорий.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Лопаткова Яна Алексеевна, Беляева Жанна Сергеевна

Компании малого и среднего бизнеса активно внедряют доступные им инструменты цифровизации в повседневную деятельность, но до сих пор малоизученными являются аспекты влияния фактора электронной коммерции на социальную ответственность бизнеса и эффективность интеграции этих двух стратегий на разных рынках. В то же время возникают новые аспекты реализации социальной ответственности и этики бизнеса в рамках электронной коммерции. Целью данной работы является выявление и сравнительный анализ характера взаимосвязи стратегий социальной ответственности и интернет-технологий, используемых малым и средним бизнесом в странах Западной и Восточной Европы. Основная гипотеза и мотивация представленного исследования заключается в тестировании положительных эффектов от интеграции стратегии цифровизации и социализации в развитии малого и среднего бизнеса в странах с разным уровнем экономического развития. В статье предпринята попытка систематизации основных категорий электронного бизнеса, проанализирована динамика его развития и интеграции в малый и средний бизнес в западных и восточных странах Европы. Предпринята попытка оценить зависимость интеграции интернет-технологий торговли компаниями малого и среднего бизнеса как фактор, влияющий на применение социально-ответственной стратегии. Эмпирическая часть исследования проведена на полученных в ходе проектных интервью данных 750 компаний из России, Польши, Хорватии, Испании, Германии и Великобритании. С помощью пробит-модели обнаружена и интерпретирована взаимосвязь социальной ответственности и электронной коммерции. Результаты исследования обеспечивают эмпирическую основу для дальнейшей систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции. Эмпирическое исследование, проведенное в шести странах с разным экономическим уровнем развития, доказало положительное влияние использования Сети как канала для продаж на применение социально ответственной стратегии малым и средним бизнесом. Практическая значимость проведенного исследования заключается в развитии подхода к систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Строкатов Денис Андреевич

Целью данного исследования является определение роли информационно-коммуникационных технологий как источника конкурентного преимущества и фактора повышения конкурентоспособности экономик малых стран, в рамках трудов скандинавской школы конкурентоспособности, а также исследование возможностей использования информационных технологий субъектами экономики для достижения конкурентного преимущества. Основным методом исследования является анализ работ ученых скандинавской школы, а также сбор и систематизация практических примеров, приводимых в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проверяется гипотеза о том, могут ли информационно-коммуникационные технологии служить источником долгосрочного конкурентного преимущества отдельной фирмы. В статье на основе анализа теорий скандинавской школы показано, что информационно-коммуникационные технологии могут являться источником постоянных инноваций, позволяют оптимизировать процессы накопления знаний и улучшения навыков персонала, качественно улучшают взаимодействие по линии «покупатель - поставщик», при этом производство товаров и услуг в сфере информационных технологий обеспечивает значительную прибавку стоимости в цепи производства. Следование малыми странами рекомендациям представителей скандинавской школы конкурентоспособности может частично объяснить, почему множество малых развитых стран смогло занять высокие места в Индексе сетевой готовности. Автором был приведен и проанализирован ряд практических примеров реализации информационно-коммуникационных технологий в качестве конкурентного преимущества частных компаний, учреждений государственного сектора и отдельных специалистов как из развитых, так и развивающихся стран. В заключение отмечается, что выводы теорий скандинавской школы конкурентоспособности могут быть актуальны и в условиях российской экономики. Научная новизна данного исследования заключается в том, что информационные технологии как конкурентное преимущество были рассмотрены с позиций теорий скандинавской школы конкурентоспособности, а также был предложен единый подход для определений конкурентоспособности субъектов экономики в терминах сравнения востребованности («ценности») их продукции (товаров для фирм, услуг для учреждений государственного сектора и навыков для специалистов) конечными потребителями.

Сохранить в закладках
СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 1 (2019)
Авторы: Попов Евгений Васильевич, Семячков Константин Александрович, Файрузова Диана Юрьевна

Целью настоящего исследования является систематизация и раскрытие сущностей социотехнологических (гибридных) драйверов развития современной цифровой экономики. Показано, что сущность цифровой экономики состоит в применении передовых цифровых технологий и современных социально-экономических моделей поведения для ведения хозяйственной деятельности. Показано, что современные цифровые технологии обеспечивают гармоничное развитие социально-экономической среды. С одной стороны, процессы цифровизации находят широкое применение в области создания современных технологических инноваций, с другой - создают условия для трансформации социально-экономических отношений, являются условием создания социальных инноваций, формируют предпосылки для перехода к цифровому обществу. Таким образом, процессы цифровизации являются неким гибридным драйвером (объединяющим в себе как технологии, так и формируемые на их основе социально-экономические модели поведения) общественного развития. Выделены следующие социотехнические (гибридные) драйверы развития цифровой экономики: большие данные, облачные технологии, цифровые платформы, интернет вещей, концепция умного города, долевая экономика, технология блокчейна. Даны определения указанным гибридным драйверам развития цифровой экономики. Обозначены сущности данных направлений развития, заключающиеся в применении передовых цифровых технологий для наиболее эффективной организации хозяйственной деятельности. Показано, что гибридные драйверы развития цифровой экономики представляют собой вложенные множества, каждое из которых включает в себя другие технологии и модели поведения. Отмечены различные темпы эволюции разных направлений цифровой экономики. Новизна полученных результатов заключается в формировании иерархической системы социотехнологических драйверов развития цифровой экономики. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в систематизации сущностей драйверов развития цифровой экономики. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2019)
Авторы: Мельникова Елена Павловна, Чорноус Оксана Ивановна, Везелев Игорь Игоревич

Обеспечение экономической безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры является основой гарантии безопасности регионов, государства, фундаментом государственной независимости, условием прогрессивного социально-экономического развития. Целевой ориентир исследования направлен на разработку и апробацию методики оценки экономической безопасности автотранспортной инфраструктуры, позволяющую определить интегральный индикатор инфраструктурного обеспечения. Гипотеза исследования: высокий уровень инфраструктурного обеспечения автотранспорта федеральных округов позволит укрепить национальную и региональную конкурентоспособность. Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения обеспечения экономической безопасности и развития автотранспорта региона. Используя системный подход, определено, что под экономической безопасностью автотранспортной инфраструктуры региона следует понимать способность субъектов хозяйствования автотранспортной сети обеспечивать защиту своих экономических интересов. Дана оценка состоянию инфраструктурных объектов автотранспорта отдельных регионов Центрального и Южного федеральных округов. Проведен анализ уровня экономической безопасности автотранспортной сети регионов Российской Федерации, а также рассчитан интегральный индикатор, отражающий ее состояние. Согласно принятой градации уровней экономической безопасности автотранспортной инфраструктуры, из рассматриваемой группы регионов Белгородская область обладает надежной экономической защитой, а Ростовская область характеризуется относительным уровнем экономической безопасности. Краснодарский край и Московская область обладают достаточным уровнем экономической безопасности. Полученные результаты дадут возможность разработать организационно-экономический механизм безопасности, учитывающий особенности и специфику автотранспортной деятельности каждого региона.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СССР (2019)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2019)
Авторы: Содномова Светлана Константиновна, Леонтьева Юлия Владимировна, Майбуров Игорь Анатольевич, Киреенко Анна Павловна

В статье раскрыта специфика построения налога с оборота с позиций выявления роли и значения его в впечатляющих успехах советской экономики в период с 1926 по 1940 г. Оригинальность использования налоговых инструментов того периода состояла в том, что они обеспечивали достижение нескольких эффектов. Налог с оборота и отчисления от прибыли использовались как канал перекачки средств из села в город, и это повлекло миграцию сельского населения в город, где была огромная необходимость в рабочих руках. Эти платежи использовались так же и как элемент создания противозатратной экономики, которая способствовала снижению себестоимости за счет роста производительности труда. Для этого в плановой экономике были созданы специфические условия: функционирование экономики как единого народно-хозяйственного комплекса, нацеленного на ускоренное развитие производства средств производства в натуральном выражении, установление твердофиксированных цен только по товарам розничной торговли, перечисление налога с оборота независимо от результатов деятельности, ориентация конкретных предприятий на снижение себестоимости за счет внедрения новых изобретений, рационализаторских предложений, строгого контроля со стороны государства за выполнением плановых заданий. Твердофиксированные цены устанавливались только по товарам розничной торговли. Налог с оборота перечислялся в бюджет независимо от результатов деятельности предприятий. Снижение себестоимости продукции обеспечивалось за счет внедрения новых изобретений, рационализаторских предложений, строгого контроля со стороны государства за выполнением плановых заданий. Целью статьи является исследование опыта применения налога с оборота и отчислений от прибыли и их роли в успехах индустриализации экономики Советского Союза в 1930-е гг. Гипотеза исследования - налог с оборота и отчисления от прибыли в условиях регулируемых цен и плановой экономики привели к формированию в СССР модели противозатратной экономики, обеспечивавшей постоянное снижение издержек производства продукции, форсированную урбанизацию населения и беспрецедентные темпы роста тяжелой промышленности.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ РЫНКОВ ОДНОРОДНОГО ТОВАРА НА УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2019)
Авторы: Баскакова Ирина Владимировна, Оборин Олег Андреевич

Исследование посвящено выявлению и оценке влияния развития рынков однородного товара на устойчивость региональной экономики. Проблема обеспечения устойчивости экономики регионов России остается одной из наиболее острых вследствие многолетнего снижения реальных доходов населения, санкционного давления и общей макроэкономической неопределенности. Для обоснования влияния рынков однородного товара на устойчивость региональной экономической системы авторы используют стандартную модель олигополии Штакельберга, модифицированную за счет включения в нее условий неоднородности фирм и неполноты информации (у фирм отсутствует информация о характеристиках конкурентов). С помощью модели выявлено, что рынки однородного товара обладают особенностями, которые позволяют им поддерживать стабильность социально-экономического развития региона. В работе проведено эконометрическое тестирование гипотезы, в соответствии с которой развитие рынков однородного товара повышает стабильность экономики региона, снижает инфляцию и уменьшает уровень безработицы, а также увеличивает валовой региональный продукт. Эмпирическую базу исследования составили данные по объему годового валового выпуска основных видов производственной деятельности и крупнейших предприятий десяти административно-территориальных образований «Большого Урала» (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Оренбургская области, Пермский край, Республики Башкортостан и Удмуртия, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Тестирование показало, что, с одной стороны, увеличение выпуска рынков (отраслей) с однородным продуктом приводит к снижению инфляции и сокращению уровня безработицы в регионе. С другой - существует «оптимальный» уровень доли рынков однородного товара в валовом региональном продукте, превышение которого может приводить к его уменьшению. Для исследуемой выборки этот уровень составляет 31 %, и его превышение может свидетельствовать о необходимости диверсификации экономики региона с целью увеличения выпуска отраслей с неоднородным продуктом. Дальнейшим направлением исследования является оценка влияния рынков однородного товара на другие факторы устойчивости региональной экономики в Российской Федерации.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АНАЛИЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА УРОВНЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (2019)
Выпуск: Т. 18 № 2 (2019)
Авторы: Буторина Оксана Вячеславовна, Третьякова Елена Андреевна, Карпович Юлия Владимировна

Данное исследование посвящено выявлению сущности технологических процессов как составляющей современного макроэкономического цикла на основе разработки и апробации методического инструментария его анализа на уровне региональных экономических систем. На основе сопоставления определений технологического цикла была предложена авторская трактовка его понятия на основе использования рекуррентного подхода. Исходя из чего был предложен алгоритм методики анализа технологического цикла, который включает в себя цель, подчиненные ей четыре блока, в том числе и результирующий. Разработанный методический инструментарий направлен на определение текущей фазы современного технологического цикла на основе использования различных подходов к анализу, что стало основой для группировки регионов по уровню развития технологической составляющей современного макроэкономического цикла и последующего выявления базовых тенденций для каждой группы регионов, определяющих доминирующий вектор их развития. Апробация предложенного методического инструментария позволила утверждать, что в регионах, характеризующихся лидирующими позициями, преобладают кризисно-депрессивные тенденций по разработанным и используемым передовым производственным технологиям в сочетании с прогрессивной динамикой стоимости основных фондов при продолжающемся снижении их износа. В регионах, занимавших средние позиции, наиболее явно прослеживается преобладание кризисно-депрессивных тенденций по разработанным и используемым передовым производственным технологиям на фоне начавшейся прогрессивной динамики стоимости основных фондов и увеличении их износа. Отстающие регионы характеризуются неустойчивой динамикой по разработанным и используемым передовым производственным технологиям при существенном отставании показателей по износу основных производственных фондов и их стоимости. Полученные результаты могут стать основой разработки направлений и методов управления технологическими процессами в группе регионов или в каждом конкретном регионе.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →