Архив статей журнала
Введение. С момента законодательного закрепления квалифицирующего признака, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающего ответственность за хулиганство, совершенное на различных видах транспорта, прошло более семи лет. Вместе с тем практика применения отмеченной новеллы уголовного закона не позволила в полной мере сформировать унифицированные и четко сформулированные критерии, позволяющие однообразно квалифицировать хулиганство, совершенное на транспорте. Введенный квалифицирующий признак до настоящего времени не получил должного толкования и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Цель исследования заключается в научном осмыслении критериев для определения подходов к отождествлению транспортного средства как места совершения преступления, являющегося квалифицирующим признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Задача исследования состоит в установлении концептуальных признаков, позволяющих отнести различные виды транспортных средств к пассажирскому транспорту общего пользования, и условий, при которых хулиганство подлежит квалификации по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методологическая основа исследования объединяет в себе общенаучные (диалектический, формально-логический и системно-структурный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, применяя которые проведен анализ широкого спектра правовых норм в сфере транспорта и организации пассажирских перевозок и выявлены специфические черты транспортного средства как места совершения хулиганства.
Выводы. Предпринята попытка формирования понятийно-терминологического аппарата и возможных подходов к определению специфики места и обстоятельств хулиганства, совершенного на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Отдельно затронута проблематика определения места совершения хулиганства в транспортных средствах, обозначенных в диспозиции исследуемого состава преступления как иной транспорт общего пользования. Приведены критерии для исключения отдельных помещений в пассажирском транспортном средстве, при совершении хулиганства в которых квалификация действий лица по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется необоснованной.