Архив статей журнала
Рассматриваются приоритетные направления работы правоохранительных органов, связанные с особенностями организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
Топливно-энергетический комплекс является ключевым сектором экономики, поскольку обеспечивает энергией различные отрасли промышленности и бытовые потребности граждан. Поэтому безопасность и надлежащая организация контроля на объектах этого комплекса имеют стратегическое значение для общества.
Обобщены особенности организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, и определены приоритетные направления работы правоохранительных органов в данной сфере. В основе исследования лежит анализ существующих методов и подходов к контролю, а также выявление основных угроз и рисков, связанных с безопасностью в данной отрасли. В частности, раскрывается сущность работы правоохранительных органов, направленной на предотвращение и раскрытие террористических актов, которые могут угрожать безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, на борьбу с экономическими преступлениями, предупреждение аварий и катастроф, а также обеспечение личной безопасности персонала.
Рассмотрены вопросы организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Проведен анализ обобщенной практики государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности топливно-энергетического комплекса на примере Воронежской области в период с 2021 по 2023 год.
Вносятся предложения по конкретизации деятельности правоохранительных органов и сосредоточению усилий в указанных приоритетных направлениях работы для обеспечения безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Анализ и реализация приведенных рекомендаций помогут снизить уровень рисков и повысить безопасность в данной отрасли, что окажет положительное влияние на экономику, экологию и общество в целом.
Актуальность работы обусловлена значимостью задач организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере оборота оружия. Ввиду высокой потенциальной общественной опасности эти вопросы в соответствии с российским законодательством отнесены к видам лицензированной деятельности, то есть деятельности, на которую требуется лицензия и, следовательно, предусмотрен особый порядок административно-правового регулирования.
Постановка проблемы. Функция государственного контроля (надзора) за реализацией лицензионных требований в области оборота оружия относится к функциям с совпадающей (конкурирующей) компетенцией федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь Росгвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость обеспечить их эффективное взаимодействие.
Цель исследования состоит в научном осмыслении сложившейся практики административно-правового регулирования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии в области оборота оружия.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания. В их числе: метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, классификации и некоторые другие.
Основные выводы проведенного исследования. Обеспечение лицензионных требований в области оборота оружия обусловливает необходимость детального и строгого разграничения полномочий между органами, исполняющими совпадающие (конкурирующие) полномочия в указанной области, и организации эффективного взаимодействия между ними. Существовавшие ранее проблемы правового регулирования организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии в области контроля за оборотом оружия в основном преодолены. Вместе с тем в этом процессе по-прежнему имеются недостаточно урегулированные моменты. В первую очередь это касается вопросов взаимодействия в розыске похищенного, утраченного оружия, выявления и пресечения попыток его нелегального приобретения.