Архив статей журнала
Введение. С началом XXI столетия виток развития отечественной уголовно-правовой системы охарактеризовался расширением практики освобождения от уголовной ответственности. Правовые предпосылки для этого оформлялись в отечественных кодифицированных источниках начиная с Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года, а свое окончательное закрепление получили в период действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года. Это продиктовано развитием альтернативных уголовному наказанию способов разрешения уголовных дел, которые отвечают требованиям взятого государством курса на гуманизацию уголовно-правовой политики, экономию процессуальных средств и издержек. Вместе с тем, несмотря на наличие в отечественном законодательстве возможностей применения таких процедур и их нормативной регламентации, широкого распространения среди правоприменителей они не получили.
Цель исследования. С учетом развития правоотношений следователя и защитника рассмотреть вопросы прекращения уголовного преследования, проанализировать правоприменительную практику и статистические данные, связанные с реализацией компромиссного разрешения уголовного дела путем совместных усилий сторон в досудебном и судебном производствах, сопоставить временные и числовые показатели. Получить выводы о влиянии исследуемых механизмов как на назначение уголовного судопроизводства в целом, так и на взаимодействие следователя и защитника в частности.
Методологическую основу составили: различные общенаучные приемы и способы познания: моделирование, анализ, синтез, формально-логический подход, частнонаучные методы, метод обобщения (статистический анализ, включающий описание и объяснение обобщенных фактов).
Выводы. Сделан вывод о качественных составляющих детерминантов, влияющих на невысокую популярность института, связанного с возмещением вреда, причиненного преступлением, в рамках предварительного расследования. Кроме этого, аргументирована авторская позиция о необходимости в ближайшее время предложить компромиссные пути реформирования и популяризации института прекращения уголовного преследования путем внутреннего согласования правовых норм и правоприменительной деятельности органов дознания, следствия, адвокатского сообщества, прокуратуры, суда.