Современное общество сталкивается с изменениями в понимании традиционного института материнства и мамы. Студенчество является ключевым этапом осознания ценности материнства, оценки влияния родителей на личностное развитие, понимания собственной роли в будущем воспитании детей. Цель – определить содержание смыслового пространства представлений о маме у студенческой молодежи. Методологическая основа исследования: методология психологии социального познания, социальнопсихологический подход к исследованию представлений о маме. Для содержательного анализа представлений о маме использовались ассоциативные методики: простые свободные ассоциации, специфические ассоциативные методики, «вынужденные» ассоциации. В исследовании приняли участие 435 студентов. В общей сложности было подвергнуто анализу около 22000 слов. В исследовании обнаружена согласованность ответов, полученных с помощь различных ассоциативных методик. Смысловое пространство представлений о маме представлено следующими блоками: первый отображает культурные нормы и традиции, второй – эмоциональную близость и поддержку, третий – воспитание и обучение, четвертый – гармоничные отношения в семье, пятый – уважение и доверие к себе и другому. Смысловое поле представлений имеет высокую эмоциональную выраженность и включает, наряду с традиционными категориями (забота, мудрость, доброта), категории, характеризующие созависимые отношения и изменяющуюся маму (забота о себе, изменения мамы в связи с взрослением ребенка). Это может свидетельствовать о необходимости реальных и / или ожидаемых действий (поддержки) со стороны мамы и проектировании своей родительской позиции. В социальных представлениях молодежи о маме отражается их личный опыт, семейное воспитание, понимание детско-родительских отношений и психологическая грамотность, которая приобретается в процессе изучения в университете психологических дисциплин. Результаты исследования могут быть полезны для понимания динамики семейных отношений, их влияния на развитие детей, формирования психологической готовности к материнству, а также для практической работы психолога с созависимыми отношениями, родительскими предписаниями.
Динамичность социально-культурных процессов, происходящих в современном мире, способствует качественному пересмотру содержания ролей, семейных отношений, понимания родительства. Наблюдается разделение сфер психологического взаимодействия между родителями, трансформация статуса отца. В связи с этим значимым представляется исследование характера взаимодействия современных отцов со своими детьми-подростками. Характеристики взаимодействия отца и ребенка-подростка изучались с помощью методик PARI Е. С. Шефер и Р. К. Белл (в адаптации Т. В. Нещерет), «Взаимодействие родитель - ребенок» (И. М. Марковская), родительская идентичность и установки - с использованием опросника Дж. Плека. Согласованность характеристик взаимодействия отцов с детьми определялась коэффициентом Спирмена, различия в характеристиках взаимодействий в оценках отцов и детей устанавливались с использованием U-критерия Манна-Уитни. Представлены результаты оценки отцами и их детьми (40 пар отец - подросток) характеристик взаимодействия друг с другом. Обосновано, что, по мнению подростков, основным показателем взаимодействия отца с ребенком является отсутствие строгости в их отношениях, а по мнению отцов - эмоциональная близость родителя и подростка. Различий в оценке взаимодействий между отцами и детьми не обнаружено. Отцы и дети-подростки демонстрируют единство в оценке своих отношений: отец является нестрогим, а особенностями их взаимодействия является принятие, сотрудничество и последовательность со стороны отца. Значимым параметром, описывающим особенности взаимодействия в диаде отец - ребенок-подросток, является эмоциональная близость, которая является зоной особого внимания со стороны специалистов, работающих с запросом от родителей по коррекции детско-родительских отношений на этапе подросткового кризиса ребенка.