Статьи в выпуске: 17

НЕОФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕН И (2023)
Авторы: ФУ И.

Статья посвящена рассмотрению неофольклорных тенденций в китайской музыке конца XX – начала XXI века на примере творчества китайско-американского композитора Чен И. Автор статьи в ходе исследования определяет сущность неофольклоризма в китайской музыке и выделяет характерные качества, присущие неофольклорной тенденции Чен И. В ходе исследования определяется характер работы Чен И с фольклорными источниками, которые получают у композитора свободное претворение. В результате выявляются свойственные автору трактовка ладовой основы, тембровые решения, особенности применения современных западных техник композиции

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ИНЬ ЧЭНЦЗУНОМ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (2023)
Авторы: ЧЖЭН Ц.

В статье рассматриваются особенности исполнения Инь Чэнцзуном сочинений для фортепиано китайских композиторов. Автор статьи отмечает, что в репертуарном багаже выдающегося китайского композитора и исполнителя Инь Чэнцузна имеются произведения разных эпох и стилей. Он блестяще исполняет как европейскую, русскую, так и национальную музыку китайских композиторов. Автор отмечает, что исполнение Инь Чэнцузна не только являет собой пример удивительно тонкого владения широким звуковым спектром, но и высочайшего уровня виртуозности. Кроме того, автор исследования отмечает, что большой заслугой Инь Чэнцзуна стало то, что он является одним из самых ярких интерпретаторов большого количества сочинений китайских композиторов.

Сохранить в закладках
КИТАЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В УПРАВЛЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (2023)
Авторы: Чжен Юйтсинь

Статья посвящена деятельности Китайского подворья Московского Патриархата в сохранении канонического единства православного богослужения в храмах Китая, а также специфике реализации певческого компонента за богослужением. Затрагиваются вопросы стилистики песнопений, заботы церковнослужителей о репертуаре хоров, исполняющих песнопения на китайском языке. Представлен также образовательный контент сайта храма святителя Николая в Голутвине, где базируется подворье, его структура и содержательные аспекты. Выявляется роль подобной миссионерской и просветительской деятельности прихода и высказывается предположение о возрастании его роли в контексте расширения политических и социокультурных связей Китая и России

Сохранить в закладках
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (2023)
Авторы: МА Ч.

Цель данной статьи: систематизировать имеющиеся в науке сведения по истории кит айского вокального искусства, распол ожив их в хронологическом порядке. Научная новизна состоит в представлении полной исторической картины развития вокального искусства Китая на русском языке. Для провед ения исследования были использованы классические методы: анализ, синтез, обобщение, а также описательный метод. Изучение использованных источников позволило выделить два больших этапа в истории китайского вокала.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РУКОВОДСТВА СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1920-1927 ГГ. (2023)
Авторы: Гамалей Софья Юрьевна, Гамалей Артем Александрович

В статье рассматривается процесс централизации системы управления искусством и культурой на Дальнем Востоке России в 1920–1927 гг. Впервые предметом исследования становится д еятельность Министерства народного просвещения при правительстве ДВР, а также работа Дальневосточного отдела народного образования, созданного в 1922 г., а именно его деятельность по борьбе с частным сектором в сфере искусства и популяризации идей большевиков в рамках создаваемых новых учреждений культуры. В заключение автор приходит к выводу, что лишь финансовая ограниченность местных бюджетов не позволила полностью провести огосударствление данной сферы в указанный период.

Сохранить в закладках
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ЦИТАТЫ В МЕДИАЖАНРАХ (2023)
Авторы: Кремененко Артём Сергеевич

В данной статье рассматривается использование гимна Российской Федерации в качестве материала для цитирования в различных медиажанрах. На примере работ режиссеров художественного и документального кинематографа, анимационных фильмов и компьютерных игр приводятся свидетельства того, что гимн РФ является популярным материалом для цитирования, изучаются принципы его введения и бытования в медиатексте. Доказывается, что музыкальный материал цитаты обладает впечатляющей пластичностью, выполняя иллюстративную, характеристическую и драматургическую функции в различных рядах медиатекста

Сохранить в закладках
МУЗЫКА АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА "ЗОЛУШКА" РЕЖИССЕРА И. АКСЕНЧУКА, КОМПОЗИТОРА И. ЦВЕТКОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЗМА И ТЕМБРОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСОНАЖЕЙ (2023)
Авторы: Бабенко Елена Владимировна, НИСКОГУЗ Е. З.

В статье рассматривается отечественный анимационный фильм «Золушка», созданный творческим тандемом режиссера И. Аксенчука и композитора И. Цветкова. Предметом изучения является музыкальная составляющая экранной версии сказки. Авторы отмечают наличие лейтмотивной системы. Особое внимание уделяется музыкальным характеристикам персонажей мультфильма. В процессе анализа выявляется специфика варьирования тематизма, подчеркивается роль отдельных инструментальных тембров в создании звуковой атмосферы произведения

Сохранить в закладках
ГАО ПИН И ЕГО ФОРТЕПИАННАЯ СОНАТА № 1 "ПЛЫВУЩИЕ ТЕНИ" (2023)
Авторы: ЦЗЯНЬ А., Борисов Борис Петрович

До вступления Китая в современную эпоху буддистски-мифологическая мировоззренческая концепция вневременного единства Неба и человека была базовой для сознания китайского общества. Однако в XX–XXI столетиях ситуация резко изменилась. Целесообразность капитализма подвергла отрицанию переживание круговорота, принеся на его место модернистское и постмодернистское сознание. Оказавшись в потоке трансформаций, китайские музыканты почувствовали необходимость выработать адекватную современности духовность. Постмодерн в китайской культуре в таковых условиях стремится реконструировать традиционную китайскую культуру в условиях осознания деконструирующего действия исторического процесса. Фортепианная соната No 1 Гао Пина1, программно обозначенная композитором – «Плывущие тени», показательно иллюстрирует этот процесс

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ (2023)
Авторы: ГРИЦЕНКО Василий Петрович, СИНЬ ЮЙФЭН

Cовременная гуманистическая философия в своих лучших проявлениях имеет тенденцию к межкультурной интеграции. В статье рассматриваются взгляды М. Бахтина, Э. Деменчонка, Р. Бетанкура, Ф. Виммера и других современных философов, реализующих идею межкультурной философии. Одной из главных передовых тенденций современной мировой философии рассматривается диалогизм. Делается вывод, что современная философия не терпит гегемонизма, а включает в себя принципы, выработанные представителями разных культур. Стремление к универсальному диалогу служит основой развития гармоничных социальных отношений как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом

Сохранить в закладках
МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО АБСТРАКЦИОНИЗМА В ИСТОРИИ МИРОВОГО НОН-ФИГУРАТИВИЗМА (2023)
Авторы: ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

В статье рассматриваются вопросы развития регионального абстракционизма с позиции характеристики методов абстрагирования и исторического процесса развития нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор статьи представил этапы творческого пути трех сибирских художников: Н. Д. Грицюка, Т. Н. Грицюк, А. В. Насонова, поместив их в исторический контекст развития абстрактной живописи в Сибири. В результате исследования были сделаны выводы об использовании этими художниками приемов формализма, структурализма и феноменологического подхода.

Сохранить в закладках
ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА КУЛЬТУРЫ: НЕМЕЦКИЙ СЛЕД В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ РОМАНТИЗМА И НЕОРОМАНТИЗМА (2023)
Авторы: Кудряшов Сергей Витальевич

В статье рассматриваются вопросы проблематики, связанной с началом осмысления внутренней стороны культуры в ее отношении к внешним проявлениям социокультурной динамики. В общеевропейском культурном поле выделяется немецкая культура, как изначально склонная к анализу внутренней стороны бытия. На примере концепций конкретных представителей романтического и неоромантического течений делается вывод о том, что в истоках немецкой национальной культуры содержится символика, отраженная в исследованиях, посвященных изучению внутренних процессов, определяющих внешние проявления деятельности человека в общеевропейском культурном поле

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ПЬЕС А. П. ЧЕХОВА НА ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ В XX-XXI ВВ. (2023)
Авторы: Ма Цзыхань

Предмет исследования – история взаимодействия деятелей китайской культуры с художественно-литературным наследием русского писателя и то влияние, которое на них оказало творческое освоение этого наследия. Изучена история интеграции чеховских пьес в театральное пространство Китая на протяжении XX – начала XXI века. Авторы приходят к выводу, что 1950-е – 1960-е годы – время, когда в рамках развития отношений Китая с Советским Союзом чеховские постановки вошли в репертуар многих китайских театров, а также стали базовым материалом для подготовки будущих театральных специалистов. С 1970-х годов и по настоящее время наступил период, когда А. П. Чехов как драматург был открыт и переосмыслен заново, в том числе на фоне современного увеличения культурных контактов Китая с Россией.

Сохранить в закладках
КИТАЙ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОГО КОДА (2023)
Авторы: Данильченко Татьяна Юрьевна, СИНЬ ЮЙФЭН, ШИ Ц.

Предметом исследования является традиционный культурный код Китая и его современные трансформации. Отмечается, что идеологическая формула «Китайская мечта» реализуется на основе использования традиционных кодов и концептов конфуцианства. Традиция дополняется диджитализацией, информатизацией и идеологией социализма с китайской спецификой. Авторы раскрывают современную социодинамику Китая, обращаясь к основным трендам современной моды, интегрирующей направления социальной энергии и интенции кодовой модификации

Сохранить в закладках
ПАМЯТНИКИ В. ШУКШИНУ В КОНТЕКСТЕ МЕМОРИАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА (2023)
Авторы: Шестакова Ирина Валентиновна

В статье рассматривается проблема взаимосвязанности мемориального пейзажа и памятников В. Шукшину на Алтае. Автором предпринята попытка расширить представление об образно-пластическом языке скульпторов Н. Звонкова, В. Клыкова, об их творческих поисках. Изучение взаимодействия памятников с окружающим их пространством позволяет осмыслить образно-географические реалии, культурные ландшафты региона. Методика сравнительно-стилистического и семиотического подходов открывает большие перспективы в анализе знаково-символической формы скульптуры. Исследование выявило ее многозначность смыслов, живописнопластические особенности памятных мест.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ХУТОРЕ КУБАНСКОМ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (2023)
Авторы: Жиганова Светлана Александровна, БУРГАРТ А. А.

В статье анализируется свадебный музыкальный фольклор в контексте ритуала хутора Кубанского Белореченского района Краснодарского края на основе современных фольклорно-этнографических материалов, записанных в полевых экспедициях 2022– 2023 годов от коренных местных жителей хутора, участников фольклорного коллектива «Кубаночка». При анализе поэтических текстов и напевов используется структурно-типологичесикй метод анализа фольклорных музыкально-поэтических текстов. Отмечаются специфические черты свадебной музыкальной традиции хутора.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ФЕНОМЕНА ИГРЫ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА (2023)
Авторы: Найденко Михаил Константинович, Найденко Елизавета Анатольевна, Мишина Татьяна Валерьевна

В данной статье авторы предпринимают попытку рассмотрения достаточно хорошо изученного феномена игры и его проявления в жизни социума в эпоху постмодерна. Классическое культурол огическое и фил ософское осмысл ение феномена игры уже не способно полностью объяснить трансформации данного феномена в постмодерне, когда само общественное бытие предлагается индивиду в качестве некой игровой ситуации, диктуя поведенческие и мировоззренческие стереотипы отсутствия истины во всех ее проявлениях, «метаиронии», «новой искренности», «метамодернизма» и пр. Подобный подход к исследованию феномена игры опред еляет его актуальность и научную новизну. В ст атье анализируются прежде всего культурологические трансформации, однако они могут быть актуализированы в ряде смежных отраслей научного знания – философии, социологии, социальной психологии и т. д., что позволяет говорить о теоретической и практической значимости исследования. Проблематика статьи – изменения в проявлениях феномена игры в эпоху постмодерна, а соответственно социокультурные факторы существования данного феномена в жизни общества, рассматривается и в известной мере решается авторами посредством метода сравнительного анализа, что также определяет научную новизну исследования

Сохранить в закладках
ОТ РЕДАКТОРА (2023)
Авторы: Зенгин Сергей Семенович

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Именно учитель открывает дорогу к знаниям, раскрывает таланты, формирует систему ценностей. Это сложная, но очень важная и интересная профессия.

Сохранить в закладках