Статьи в выпуске: 26
В статье рассматривается смысл и значение орнаментов, символов, отпечатков на древней керамике. Краткое описание направлений в культурологии и искусствоведении при изучении орнаментов, их классификация. Приведены примеры исследований отпечатков на глиняных черепках. Применение керамики в ритуалах и обрядах. Рассматривается орнамент на керамике, как передача «текста», определенного сообщения окружающим. Определение функциональности русской керамики в быту и обрядах. Анализ технологического и семантического направления в керамике при изучении смысла и значения символики.
В статье идет речь о современных способах познания мира прекрасного, которые могут быть представлены экскурсионными турами, посещением театров, выставками современных художников. Посещение выставки современных художников А. М. Левченкова и М. С. Молодых и знакомство с представленными на выставке экспонатами стало настоящим подарком и порадовало новыми впечатлениями. Философские размышления о выборе художниками сюжетов для создания живописных полотен современности, выполненных мастерами портретной живописи, стали основанием для написания данной статьи. Для молодого поколения познание мира прекрасного - важный фактор «насыщения» гармонией мира и осознание важности обращения к законам Вселенной, переданных посредством творческого воображения и запечатленных на полотнах современных живописцев.
Статья посвящена исследованию особенностей подхода Н. Ф. Федорова к решению проблемы смерти. Автор не только приводит основные положения философа о смерти, но и анализирует религиозное обоснование смерти и бессмертия. В статье отмечается, что религиозное обоснование смерти у Н. Ф. Федорова заключается в поиске богооткровенных истин, в обращении к духовным источникам, в постулировании идеи воскресения как веры в освобождение от смерти и возрождение человеческого рода. В завершение автором делается вывод о том, что работы Н. Ф. Федорова по решению проблемы преодоления смерти и воскрешения отражают его убеждение в том, что человечество имеет возможность изменить свою судьбу и стать бессмертным.
В статье осуществлен анализ ключевых значений наказания в истории европейской мысли. От архаичных смыслов изгнания авторы переходят к изучению более многообразных античных трактовок, включающих в себя градацию наказаний, в зависимости от вины преступника. Историко-культурный анализ продолжается обзором средневековых концепций наказания и его понимания в эпоху Просвещения. Модерн связывается со все большей гуманизацией наказания, а также унификацией представлений о нем, ставшим сегодня глобальным. Максимумом выражения этих идей можно считать философские идеи о наказании Мишеля Фуко и Жиля Делеза, одновременно выявивших переход системы наказаний от воспитания к управлению затратами. Авторы статьи понимают этот поворот как кризис в понимании наказания и делают предположение, что мы находимся на пороге новой парадигмы в трактовке наказания и создании многовекторных систем, отличающихся от однонаправленной, сформировавшейся в эпоху модерна.
Профессия дизайнера на сегодняшний день очень популярна, так как невозможно представить себе жизни без рекламы. Сфера дизайна захватывает рыночную экономику и практически весь предметный мир. Мы видим продукт дизайнера в промышленности, в организации городской и сельской среды, интерьерах и экстерьерах, а также в графике, упаковке и даже текстильной промышленности. Творческая и проектная деятельность позволяют студентам развивать критическое мышление и гибкие навыки по решению проблем, и является неотъемлемой частью образовательной программы в современном мире. Проекты в учебном процессе разделяются на проектную (исследовательскую) и творческую работу.
Статья посвящена проблемам становления и ренессанса отечественного детского театра. Объективно созрела необходимость возрождения детского театра, опираясь на опыт советского прошлого в постсоветской России. Необходимо отметить, что в последнее время наметились явно позитивные тенденции. Отечественные гуманистические идеалы и традиции русской многовековой культуры вновь актуальны и востребованы. Это находит отражение в драматургии и кинематографе, изобразительном искусстве и в жизни театров, в интересе к героическому прошлому русского народа, к его истории. Приходит понимание того, что советский театр, унаследовавший многие, прежде всего, этические традиции русского, сегодня выступает не только в своем эстетически-художественном измерении, но и в качестве духовно-культурных оснований национальной идентичности. Особую роль в этом играет детский театр, направленный на формирование культуры, мировоззрения и эстетики подрастающего поколения.
Данная статья посвящена изучению смежного направления в области педагогики, психологии, медицины, направленного на обновление и поиск инновационных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования.
В статье предлагаются примеры научных разработок, экспериментальной деятельности и аннотации авторских программ, разнообразных видов и форм занятий, обобщенного коллективом педагогов на основе собственного практического опыта и осуществленного анализа теории, практики и методики в области арт-терапии.
Автором представлены выводы о перспективности развития идей подготовки специалистов в области культуры и искусства, которые дополнительно будут владеть специализированными навыками психологической коррекции и саморегуляции в результате взаимодействия со своей профессиональной творческой деятельностью (музыкой, движением, танцем), в том числе с учетом этно-арт-терапевтической направленности.
В статье изучена проблема развития творческого потенциала молодежи в социально-культурной среде вуза. В настоящее время творческий потенциал не только помогает укреплять и развивать уникальные свойства и навыки человека, но и является фундаментальным аспектом развития творческой личности. Именно благодаря развитию творческого потенциала молодой человек способен утвердить себя, реализовать в том или ином ключе, выразить свою гражданскую, общественную, личностную позицию, поделиться с окружающим миром личными мыслями, чувствами, переживаниями, высказаться на актуальную и волнующую его тему, поднять определенную проблему. Социально-культурная среда вуза выполняет важнейшую функцию в развитии творческого потенциала молодежи, предоставляя им возможности для самовыражения и профессионального роста. Через интеграцию образовательных и культурных инициатив вузы не только обогащают студенческую жизнь, но и готовят молодежь к успешной и продуктивной деятельности в разных сферах общества.
В статье рассматривается актуальная научная проблема философского анализа экстремизма в контексте человеческого сознания, в том числе его насильственной и ненасильственной форм. Решение тематического и проблемного поля позволит преодолеть научно-исследовательские лакуны в определении антропологии и культурных оснований современного экстремизма. Исследование этих вопросов важно для выявления механизмов формирования экстремистских убеждений и поведения человека, прежде всего молодого. Акцент на факторе человеческого сознания и ментальности позволит провести глубокий анализ корней экстремистских тенденций и раскрыть влияние социальных, психологических и идеологических факторов на формирование этой проблемы в современном обществе.
В статье рассматривается тема ограничений в книжной сфере в библиотеках России и США на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательной системы России, которая напрямую связана с ограничениями на распространение спорной литературы. Охарактеризованы случаи изъятий и ограничений в американских школьных библиотеках. Основанием критериев сопоставления ограничений выступили организационные основы, роль государственных и общественных организаций, особенности их взаимодействия и мотивы запретов на ту или иную литературу. На основе выборки примеров, которую определили хронологические рамки и сфера их распространения, проводятся параллели между библиотеками США и России. В результате исследования делается вывод о том, что современное состояние нормативно-правовой базы этих стран имеет как много общих черт, так и различий. Так, в этих странах действует маркировка информационной продукции, велико влияние родительских комитетов и групп, которые способны оказывать значительное давление на государство, тем самым поощряя принятие тех или иных законов, схожи и причины, по которым хотят оградить детей от тех или иных произведений. Но несмотря на то, что в США действует ряд неправительственных организаций, следящих за соблюдением Первой поправки к конституции США и отслеживающих случаи книжной цензуры, в последние годы учащаются случаи, когда материалы исключаются из американских библиотек под давлением общественности вопреки положениям Американской библиотечной ассоциации. Тогда как в России из открытого доступа могут быть исключены материалы только по решению суда и в соответствии с действующими в стране законами.
В статье рассматриваются особенности и принципы дизайн-проектирования пищевой упаковки с использованием ручной графики. Рассмотрена эволюция развития компьютерной графики в дизайне пищевой упаковки.
Выявлена взаимосвязь особенностей ручной графики и свойств товара, ценностей бренда. Авторы показывают актуальность данной темы и раскрывают основные рекомендации использования художественных материалов при оформлении пищевой упаковки. Проанализированы примеры наиболее интересных этикеток и упаковок, в дизайне которых применялись традиционные материалы.
Сделан вывод о возможном дальнейшем развитии тенденции применения ручной графики в дизайне пищевой упаковки.
Данная статья посвящена изучению проблемы влияния монашества и монастырей на формирование и сохранение религиозной идентичности российского общества начала XXI века. Методологической основой данного исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, сравнение и синтез. Помимо этого, применялись методы обобщения и теоретического анализа.
В процессе работы были рассмотрены понятия «идентичность» и «религиозная идентичность», с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. В данной работе было указано, что Русская Православная Церковь занимает важное место в политической и социальной жизни современной России. Церковь оказывает значительное влияние на общественное мнение, ее представители активно участвуют в реализации государственных, региональных и муниципальных проектов, участвуют в общественных обсуждениях и социальных процессах, что существенно влияет на формирование религиозного сознания и идентичности среди верующих.
В основной части работы автор указывает, что монастыри являются центрами духовной жизни. Они и по сей день остаются местом для молитвы, предлагая верующим уникальную возможность укрепить своё духовное состояние, погрузиться в созерцание и встречу с Богом. Верующие находят в монастыре вдохновение и силу для своих молитв и духовного развития.
В качестве заключения было установлено, что, невзирая на период массовых гонений против монахов и закрытие, а иногда уничтожение, монастырей в годы СССР, монашество по-прежнему является неотделимой частью христианской культуры нашей страны и ключевым детерминантом российской религиозной идентичности современного общества. Их влияние простирается на различные сферы общества, включая туризм, культуру, образование, воспитание и благотворительность. Вклад монахов и монахинь остается незаменимым и важным элементом отечественной истории и культуры.
В рамках данной статьи решается вопрос о возможном воздействии на мнение святителя Григория Нисского об апокатастасисе культурно-исторических событий древней Греции и Римской империи. Используются исторический метод и сравнительный анализ. Прослежено воздействие Гомера, событий микенской культуры, Платона, средиземноморских походов античных городов-государств на греческую философию и в дальнейшем на святителя Григория Нисского. Удалось выявить возможное проникновение библейских понятий и терминов в древнегреческую философию. На культурном фоне Римской империи прослежена эволюция взглядов святителя Григория Нисского на философию, что, весьма вероятно, также оказало большое влияние на его решение отказаться от идеи апокатастасиса. Также показано, что путешествие святителя Григория Нисского в Аравию и Иерусалим, которое произвело на него удручающее впечатление в связи с упадком нравов тамошних христиан, также, вероятно, могло добавить пессимизма в его розовые представления о всеобщем обращении человечества к добру. Приглашения императора тоже могли сыграть свою роль в данном вопросе и подтолкнуть его к более строгому отношению к своим словам, в отличие от его некоторых прежних абстрактных рассуждений которые он «не излагал утвердительно», но предлагал «в виде упражнения».
В статье представлена авторская аналитика культурно-цивилизационного и государственно-политического плюрализма стран-участниц БРИКС+, связанная с многообразием этнополитических и пространственно-временных характеристик как внутри этих государств, так и в глобальном взаимодействии.
Проведено различие между постсовременными «национальными демократиями», «империями» и транснациональным глобализмом в идеологической оболочке трансгуманизма, размывающим традиционное государственно-политическое устройство эпохи классического модерна. БРИКС+ задаёт культурно-цивилизационные и пространственно-временные модели многополюсного устройства человечества, преодолевающего как ограниченный суверенитет «национальных государств», так и неоколониальное наследие глобального неоимпериализма в его однополярной версии доминирования условного «западного мира».
В статье рассматривается структура мировоззрения в современной культуре, показывается их взаимосвязь. Культура современного общества содержит ряд признаков, отличающих её своей достоверностью и обоснованностью, полицентричностью, динамизмом и эклектичностью.
В практике исследования современной культуры, потребность в новом духовно-практическом отношении, вызванная осознанием мозаичности, многозначности, специфической разнородности её структуры и целостной иерархии организации её пространства, продиктована существенными процессами формирования новых социокультурных отношений в обществе. Именно культурная форма - есть реализация мировоззренческих ориентаций людей, регулирующих важнейшие типы жизнедеятельности и поведения в современном мире на культурологическом уровне. Структура мировоззрения относительно сложна, так как обладает способностью видоизменяться и тем самым соответствовать или отвечать историческим требованиям времени, определенным социальным процессам, происходящим в обществе.
Целью исследования является выявление особенностей взаимосвязи культуры и мировоззрения на основе интерпретации философской парадигмы. Анализируются философские принципы процесса взаимовлияния и сложного взаимодействия, механизма переплетения разных культур в структуре мировоззрения. Осуществлена культурно-историческая и теоретическая интерпретация феномена культуры, связанная с трансформацией её формы и содержания на пути синтеза со структурой мировоззрения и дано ее понимание как трансляция культурных ценностей и смыслов определенной эпохи.
Показано, что вплетение в структуру мировоззрения совокупности культурных универсалий и компонентов является доминирующей основой, способствующей духовному обогащению мировоззренческих представлений большинства членов каждого общества.
Сделан вывод, что диалектика взаимосвязи социальных (культурологических, аксиологических) качеств человека является основой мировоззренческой конструкции, которая соответственно наполняется культурологическим содержанием в историческом ходе культурных изменений. Современная культура воспринята и востребована молодым поколением, прочно вошла в жизнь каждого человека, по сути, речь идет о социокультурной модернизации общества, мировоззрения XXI столетия.
Продолжение публикации лагерных рукописей расстрелянного в 1937 г. советского философа Эдуарда Фрицевича Лепиня, обнаруженных в архиве Управления Федеральной службы безопасности РФ по Магаданской области его внучкой Мариной Леонардовной. Э. Ф. Лепинь принадлежал к философской школе академика Деборина. Ранее в журнале был опубликован текст первой тетради, посвященной натурфилософии и диалектике природы у Энгельса. Ныне публикуется вторая тетрадь (часть I). В рукописи выражена «гносеологистская» философская позиция, которая исторически предшествует той интерпретации марксистской философии, которая была дана Э. В. Ильенковым и его школой.
Человечество в эпоху третьего тысячелетия на пути своего развития столкнулось с четвертой технической революцией, которая предоставила обществу прорывные технологии, выраженные в смарт-технике и смарт-технологиях, коренным образом трансформирующие как жизнь человека на бытовом уровне, так и его трудовую деятельность, а также общение и культуру.
Данные тенденции приводят к становлению эпохи смарт-культуры, в процессе координации с которой человечество соприкасается со смарт-технологиями. Среди них в рамках данной статьи выделяется технология «интернет вещей». Исследование истории становления и развития концепта парадигмы, а также рассмотрение процесса «смартизации» дали возможность автору в дискурсе смарт-культуры определить несколько отраслей существования социума - государственное управление, промышленность, медицину, ретейл, спорт и образование, подвергшиеся трансформации под влиянием технологии «интернет вещей». На их примере демонстрируется расширение спектра возможностей человека благодаря включению возможности автономного взаимодействия между техническими устройствами, что показывает потенциальную пользу технологии сегодня и впоследствии дает потенциальную возможность выявить дальнейшие вектора развития, а также возникающие при этом проблемные моменты и способы их ликвидации.
В статье дается краткая характеристика казачьего фольклора периода Великой Отечественной войны, бытующего на территории Волгоградской области. Рассматривается жанровая классификация казачьих песен о войне, переработка традиционных песен самодеятельными авторами и их адаптация к новым реалиям.
Представлена фольклоризация песен советских композиторов. Приводится анализ военной лирики, трагической песни и баллады. Дается представление о героических песнях, истоки которых демонстрируют, с одной стороны, преемственность традиции русских солдатских песен, с другой - новые формы песенного фольклора с опорой на профессиональное сочинительство.
Рассматриваются исполняемые в обряде проводов на службу «провожальные» песни, входящие в сферу современных казачьих песен о Великой Отечественной войне. Вариативность фронтовых песен демонстрирует влияние на них как местных традиций, так и личностного творческого фактора.
Дается характеристика музыкально-выразительных средств и исполнительских приемов в песенных образцах. Жанрово-стилевая атрибуция поэтических текстов, образные символы, поэтические приемы определяют историческую принадлежность фольклорных образцов.
Приводятся оригиналы текстов и образцы их переработки, дающие представления об отличительных чертах донской певческой фонации, которые выделяют её из других певческих культур русского народа. В современном социокультурном пространстве региона проходит внедрение казачьих песен военного Сталинграда в репертуар фольклорных ансамблей.
Содержание статьи знакомит с неординарными личностями сельских певцов и музыкантов Белгородчины, вписавших яркую страницу в этномузыкальную летопись южнорусской песенной традиции второй половины ХХ века - первой четверти текущего столетия (О. И. Маничкина, Е. Т. Сапелкин, М. С. Скуридина, М. В. Сычёв, М. А. Щербинин, М. Т. Яковенко, И. Т. Сафонов, И. П. Польской, И. И. Бабынин, С. Д. Ермаков и другие). Феноменальные знатоки местных певческих традиций и строгие ревнители народных обрядов, они многие годы выполняли функции лидеров бытовых песенных «артелей» и социализированных форм народного музицирования, активизируя развитие народно-певческого искусства в регионе и научно-творческий интерес учёных, музыкантов к постижению традиционной музыки края.
Подтверждением этому служат фундаментальные труды известных отечественных исследователей в области музыкальной фольклористики, этномузыкологии, народно-певческого образования (А. В. Руднева, В. М. Щуров, Г. Я. Сысоева, М. С. Жиров, В. Н. Медведева, И. Н. Карачаров, Н. С. Кузнецова). Благодаря их научной проницательности и продуктивной собирательской деятельности были выявлены самодостаточные, самобытные музыкально-стилевые зоны на территории современной Белгородской области и яркие представители носителей и трансляторов музыкальных традиций Белгородчины.
В последнее время культурное наследие России является весьма актуальной проблемой, причем не только в узких научных кругах, о чем свидетельствует, например, объявление указом президента 2022 года Годом культурного наследия народов России. Особый интерес представляют собой объекты, относящиеся к нематериальному культурному наследию (НКН). Благодаря своей невещественной сущности и разнообразию форм, НКН может быть рассмотрено в рамках разных наук и различных научных концепций. Автор данной статьи ставит целью подойти к изучению НКН как социального феномена, т. е. восприятия людьми своей культуры, своего прошлого, принимая во внимание текущую социальную реальность. НКН выступает как феномен памяти, при изучении которого предлагается руководствоваться конструктивистской концепцией в ее современном понимании западными и отечественными учеными. Концепция дополняется этносимволистской критикой. Приводится анализ российского социокультурного ландшафта, подтверждающего наличие потенциала для применения концепции к изучению российского НКН.
Цель статьи - прояснить и систематизировать сформировавшиеся к настоящему времени представления о феномене музыкального текста и выявить особенности его репрезентации в научном дискурсе.
Автором представлен содержательный анализ основных наблюдений, положений и обобщений, отражённых в отечественных исследованиях музыкального текста второй половины XX - начала XXI века.
Выявлено, что многие его определения имеют противоречивый, а порой и взаимоисключающий характер. Отсутствие однозначной идентификации и размытость понятийных границ обусловливает необходимость многократных реинтерпретаций словосочетания «музыкальный текст» в музыковедческих исследованиях.
В статье предпринята попытка привести музыкальный текст в статус конкретно-однозначного термина, структурирующего и уточняющего содержательное наполнение понятия. Обобщая существующие в теоретическом музыкознании взгляды, автор предлагает рассматривать музыкальный текст как знаковую систему, которая фиксирует и транслирует музыкальное содержание в графической (нотный текст) и звуковой (акустический текст) формах. Углублённые исследования акустического текста определены как новое, перспективное направление научных изысканий на пути к постижению содержания музыки.
В статье с помощью методологии Б. М. Гаспарова анализируется повесть «Дикий подпоручик», причем проводится культурно-исторический и сравнительно-литературный анализ всего цикла «Звездные гусары». В повести выделяются три лейтмотива - танец, театр и обезьяна, исследуются случаи вхождения их в текст, изучаются интертекстуальные связи, превращающие эти образы в мотивы. Мотив танца связан с оппозицией аполлонического и дионисийского искусства, актуальной в эпоху модерна, к которой отсылает стиль повести; мотив театра актуализирует в обеих частях повести пьесу «Фауст», архетипическую для западной культуры, и вводит конфликт христианского и гуманистического мировоззрений; мотив обезьяны позволяет интегрировать в текст тему естественного человека - невинного и дикого. Все мотивы используются для формирования образа будущего в имперской русской традиции.
Сегодня существует множество угроз, имеющих различные формы и последствия, связанных с использованием цифрового пространства, поэтому всегда необходимо понимать риски и принимать меры для защиты. Библиотека в силу того, что является своего рода «хранителем знаний» и культуры может играть одну их ведущих ролей в повышении информационной грамотности населения не только предоставлением достоверной информации, но и помогать приобретать навыки работы с информацией, знакомя с практиками работы в данном направлении.
Считаем, что библиотека наряду с сохранением культуры формирует полезные привычки безопасного взаимодействия с цифровой средой, вырабатывая определенные правила поведения пользователя, направленных на умение фильтровать информацию, осознание рисков и в конечном итоге, выступая когнитивным «предохранителем» для сохранения психического здоровья и общечеловеческих культурных ценностей. Безопасность молодежи в процессе ее активного вовлечения в процесс информатизации включает и безопасность ее ценностных предпочтений, так как ценностные изменения в культурной динамике современной России оказывают влияние и на изменения, характерные для библиотеки.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые тенденции. Для сохранения культуры в сфере библиотечного дела необходимо совершенствование государственного стимулирования информационных продуктов, содействующих повышению информационной сети интернета, а также создание единой цифровой платформы, обеспечивающей доступ к необходимой информации.
Данная статья является первым опытом исполнительского анализа симфонической поэмы для фортепиано «Джинны» С. Франка в области современного отечественного музыкознания. Выявление исполнительских трудностей в контексте музыкально-драматургического развития и стилистических особенностей музыкального языка нацелены на формирование методических рекомендаций, способствующих помочь пианисту сформировать исполнительскую интерпретацию в процессе подготовки данного произведения к концертному выступлению.
Впервые в науке формулируется проблема визуального сопровождения фестиваля акварели. Обращение к вопросу визуального сопровождения акварельного фестиваля обусловлено диспропорцией между большим количеством этого вида культурных событий, недавно появившихся и быстро распространившихся во всем мире, и отсутствием их теоретического анализа.
Предложены определения терминов «фестиваль акварели» и «визуальное сопровождение фестиваля акварели».
Согласно авторскому определению визуальное сопровождение фестиваля акварели это совокупность визуально-образных элементов, которые обеспечивают визуальное восприятие фестиваля. Под фестивалем акварели мы понимаем вид художественного события, для которого характерна праздничная атмосфера и массовый характер, разноплановая программа, включающая разные виды творческой деятельности, направленные на представление достижений в области акварельной техники, и коммуникацию в системе «художник - художник» и «художник - зритель».
На материале международного фестиваля акварели UrbinoInAcquerello автор раскрывает содержание составляющих визуального сопровождения. Это экспозиционные материалы; афиши, приглашения, каталоги и другая полиграфия; костюмированные шествия, танец, фильм, видео.
В статье рассмотрена эволюция концепции права как регулятора социальных отношений в контексте традиционных культур.
Проведен сравнительный анализ смыслов, заложенных в правовых системах различных народов с акцентом на древнегреческую и нахскую (ингушскую и чеченскую) правовые традиции. Исследование основано на комплексном анализе исторических источников, отражающих правовые нормы и отношения в традиционных обществах.
Изучена этимология слова «право» в различных языках, а также прослежена эволюция понятия «справедливость» в древнегреческой мысли.
Отмечено, что особенностью чеченской и ингушской культур является соотношение обычного права, позитивного права и шариата. Предложен сравнительный анализ права и его смысловых интерпретаций в различных языках. Раскрыты глубинные философско-культурологические смыслы права на основе анализа пословиц.
Сделан вывод о том, что особенности правопонимания в чеченской и ингушской культурах выходят за рамки установленного права и регулируют не только социально-правовые, но и морально-правовые отношения. Обычное право служит регулятором социальных отношений в традиционных обществах.