Статьи в выпуске: 25

К ВОПРОСУ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (2023)
Авторы: Евтюхина Елена Алексеевна

В статье рассматривается проблема библиотечной психодиагностики с точки зрения концепции психологической связи как концепции теории информации. Библиопсихологическая теория Н. А. Рубакина рассматривается как ведущий метод в исследовании данного научного направления.

Сохранить в закладках
ЗНАЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ (2023)
Авторы: Мирошина Елена Николаевна, Самарина Яна Александровна

В статье рассматривается значение хореографической подготовки спортсменок в художественной гимнастике для повышения результативности в соревновательной деятельности; взаимосвязь хореографической подготовки с другими видами подготовки гимнасток: физической, технической, психологической и тактической. Рассматриваются структурные элементы урока по хореографии у гимнасток: экзерсис (exercice) у станка, на середине зала, allegro.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЛАСТИ (2023)
Авторы: Кувшинкова Ирина Анатольевна

На сегодняшний день усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики. Главная задача школы - создание необходимых условий для воспитания, т. е. создание воспитательной среды, которая включает в себя вещественные элементы: само образовательное учреждение, его подразделения, общественные организации, любительские объединения и личностные элементы: состояние культуры межличностных отношений, ценностные ориентации социальных субъектов, являющихся субъектами педагогического процесса, их социокультурная деятельность. В статье представлены результаты исследования вещественных элементов условий для организации эффективной системы воспитания.

Сохранить в закладках
СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В КОЛЛЕДЖЕ (2023)
Авторы: Денисова Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению форм и методов педагогической работы, одним из которых является сингапурская методика. Представлен фрагмент урока по географии с применением данной методики в учреждениях среднего профессионального образования. Сделан вывод об использования данной методики для повышения качества образования студентов среднего профессионального образования. В современном мире существует огромное количество педагогических методик, позволяющих построить урок согласно требованиям ФГОС. Существует сингапурская методика обучения, целью которой является активное включение обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (2023)
Авторы: Ветеркова Мария Сергеевна

Внедрение современных инновационных технологий, соответствующих образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы преподавателей и мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Сегодня многими преподавателями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. В данной статье рассматриваются инновационные технологии преподавания в учреждениях среднего профессионального образования.

Сохранить в закладках
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ (2023)
Авторы: Тимохина Наталья Валерьевна

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания обучающихся СПО, которое направлено на развитие и укрепление патриотизма и гордости за Рязанскую область и Россию. Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств обучающихся показать через малое - большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через семью - судьбу общества, народа. Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ (2023)
Авторы: Чурикова Ирина Эдуардовна, Черкашина Ольга Сергеевна

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов профессиональных образовательных учреждений основ финансовой грамотности. На примере отдельного занятия рассматривается понятие семейного бюджета.

Сохранить в закладках
ЭКСПРЕСС-ОПРОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2023)
Авторы: Земскова Елена Владимировна

Статья посвящена одному из приемов контроля восприятия информации при первичном чтении. Автор концентрирует внимание на том, что прием формирует привычку полного сосредоточения на содержании текста. Автор показывает на примерах, как работают опросные процедуры, отвечая различным дидактическим целям. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов.

Сохранить в закладках
САЙТ ШКОЛЫ КАК ЦИФРОВАЯ ПРОЕКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ (2023)
Авторы: Копаница Ольга Александровна

Официальный сайт образовательного учреждения можно рассматривать как цифровую проекцию образовательной среды школы, отражающую не только формальные вещи, но и «атмосферу» учреждения, которая играет существенную роль для успешной реализации образовательного процесса и взаимодействия всех его участников. В контексте ФГОС большое значение приобретает открытость образовательного учреждения, обеспечение возможностей диалога с родителями и общественностью.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ (2023)
Авторы: Сотникова Наталия Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования естественно-научной грамотности на уроках химии через систему упражнений и заданий, выполнение которых способствует развитию умения научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Сохранить в закладках
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)
Авторы: Цуцерова Екатерина Федоровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой грамотности на уроках русского языка у обучающихся 5-7 классов. Представлены лингвистические задачи по орфографии, лексике, грамматике, а также показаны междисциплинарные связи между русским языком, литературой и финансовой грамотностью.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (2023)
Авторы: Жирнова Светлана Вячеславовна

В статье представлен опыт работы по организации процесса обучения «вне классных стен». Раскрываются особенности проблем взаимодействия в тандеме учитель-ученик и мотивации учебной деятельности в современном российском школьном образовании. Приводятся формы реализации модели «обучение вне классных стен» как наиболее популярного и востребованного тренда развития современного образования. Приведены конкретные примеры реализации этой модели на основе форм образовательной экспедиции и библиотечного урока при преподавании математики в коррекционной школе для детей с нарушениями речи. Делается вывод о целесообразности и правомерности использованного подхода в целях повышения мотивации обучения.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2023)
Авторы: Царева Татьяна Александровна

В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой разработана и апробирована технология внутренней системы оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе в образовательных организациях Рязанской области, этапы и инструменты проведения, условия и способы включения участников в процесс оценки качества реализации инклюзивного образования. Материалы помогут образовательным организациям провести ежегодную процедуру самообследования процесса реализации инклюзивного образования и спланировать развитие качественной инклюзии. Статья адресована руководителям, заместителям руководителей по учебно-методической и воспитательной работе, учителям и узким специалистам образовательных организаций.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2023)
Авторы: Парамзина Наталья Николаевна

В статье рассматривается специфика подходов к совершенствованию читательских умений обучающихся основной школы при изучении учебного предмета «Литература»: названы основные виды умений, составляющих основу читательской грамотности, кратко охарактеризованы некоторые приемы организации учебной деятельности, способствующие их развитию, приведены примеры заданий, создающих условия для совершенствования умений школьников работать с информацией.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2023)
Авторы: Нагаева Оксана Николаевна

Статья посвящена проблеме создания условий для формирования функциональной грамотности младших школьников как одной из важнейших задач современного начального образования. В ней отражены результаты научноисследовательской работы в данном направлении. В статье представлен обзор дефиниций функциональной грамотности; охарактеризованы эффективные педагогические условия ее формирования в начальной школе. Названы современные образовательные технологии, применение которых позволяет создать условия для формирования функциональной грамотности младших школьников. В статье выделены этапы урока, при соответствующей организации которых педагог может создать условия для формирования функциональной грамотности младших школьников. Учебная задача и проектная задача обозначены как средства формирования функциональной грамотности. Содержащиеся в статье материалы призваны оказать помощь педагогам в реализации обновленного ФГОС НОО в части создания условий для формирования функциональной грамотности.

Сохранить в закладках
КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)
Авторы: Мерзлякова Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам различных исследований; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Сохранить в закладках
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" (2023)
Авторы: Кадырова Ольга Сергеевна

Взаимодействие дошкольника посредством развития речи с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности, а именно в игре, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), а также в элементах трудовой и учебной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей побуждают их говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Одним из основных средств речевого развития является обучение. Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений [3, с. 40-44].

Сохранить в закладках
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКИ" (2023)
Авторы: Сенина Мария Юрьевна

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) стимулирует интеллектуальное и личностное развитие малышей, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что помогает ребенку активно познавать и осваивать окружающий мир. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют, когда в процессе действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи [2, с. 6].

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2023)
Авторы: Ухабова Александра Сергеевна, Сахарова Ирина Владимировна, Никонова Ирина Ивановна

В статье раскрывается проблема воспитания культуры поведения детей 3-4 лет в детском саду.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ (2023)
Авторы: Кирьянова Екатерина Валерьевна

В данной статье раскрывается сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Анализируются авторские классификации методов и форм взаимодействия детского сада с семьей, которые подкрепляются отечественным и зарубежным опытом. Рассматриваются оптимальные подходы к налаживанию партнерского взаимодействия двух социальных институтов.

Сохранить в закладках
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ САМООБСЛЕДОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2023)
Авторы: Ивченко Юлия Викторовна

В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой разработаны и апробированы технологические средства (анкеты для педагогов/родителей; чек-лист, содержащий критерии/показатели для оценки реализации инклюзивного образования), способствующие проведению самообследования в дошкольных образовательных организациях на территории Рязанской области. Содержание статьи раскрывает последовательность и содержание этапов самообследования: подготовительного, экспертного, аналитико-практического. Материалы статьи помогут снять затруднения в вопросах проведения самообследования реализуемого в детском саду процесса инклюзивного образования и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования на уровне дошкольной образовательной организации. Статья адресована заведующим, заместителям заведующих по воспитательно-методической работе, старшим воспитателям, воспитателям и узким специалистам дошкольных образовательных организаций.

Сохранить в закладках
ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РЯЗАНСКОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (2023)
Авторы: Суслова Людмила Александровна

В статье представлен опыт областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» по использованию дистанционных образовательных технологий в программах повышения квалификации учителей. Изложены обобщенные данные из практики работы центра дистанционного обучения со слушателями курсов повышения квалификации, предложены рекомендации по разработке курсов повышения квалификации.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (2023)
Авторы: Девятова Галина Николаевна

В статье рассматриваются проблемы образования в школе в связи с негативным воздействием на человека многих факторов современности. Задача педагога -воспитание у подрастающего поколения системы традиционных ценностей. Для решения этой задачи автор статьи считает необходимым повышение уровня компетентности педагогов в области духовно-нравственной культуры, знание процессов, происходящих в общественной жизни и молодежной среде, а также нравственный пример самого учителя.

Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2023)
Авторы: Гараев Самир Нариманович

В статье анализируются социально-психологические вызовы современной образовательной среды, в том числе межнациональные и межконфессиональные детерминанты, которые становятся деструктивными факторами взаимодействия школы и семьи в процессе социализации детей. На основе междисциплинарного подхода определяются асоциальные последствия влияния деструктивных факторов на образование и воспитание школьников. Предлагаются системные меры по реализации школьной медиации как инструмента формирования безопасной образовательной среды.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСТАВНИКОВ И ПЕДАГОГОВ: СОТРУДНИЧЕСТВО И СИНЕРГИЯ ПРАКТИК (2023)
Авторы: Ефанова Вероника Анатольевна, Кузнецова Нэлли Юрьевна

Настоящая статья посвящена изучению синергии наставнических практик в педагогической деятельности. В данной статье обозначаются формы наставничества, описываются этапы проекта наставничества в школьном образовательном учреждении и приводятся промежуточные результаты реализации работы проекта, что делает данную статью актуальной для практикующих педагогов и наставников.

Сохранить в закладках