Современный макрорегион Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и после распада биполярной системы международных отношений представляет собой пространство с более чем двумя десятками государств с различными политическими режимами, экономическими моделями, уровнями социально-экономического развития и целым рядом конфликтов, которые по типам делятся на межгосударственные, внутренние и гибридные с участием государств и негосударственных акторов (НГА), по видам - на территориальные, идеологические, политические, этнические, религиозные и экономические, а также отличаются по интенсивности и степени интернационализации. Противоречивость БВСА проявляется в параллельном генезисе очагов устойчивого развития, обусловливающих заинтересованность государств в установлении долгосрочного мира, что коррелирует с важным транзитным местом БВСА в глобальных логистических проектах, будь то китайская инициатива «Один пояс, один путь» или транспортный коридор «Индия - Ближний Восток - Европа». Отсутствие определенности в военно-политических сценариях, от которых зависит развитие стран БВСА, повышает значимость экспертных оценок и прогнозирования, чем объясняется актуальность темы исследования. Автор ставит перед собой задачу доказать тезис о том, что, несмотря на эскалацию напряженности и провал попыток США «умиротворить» регион на монетарной основе, учитывая преимущественно интересы Израиля, но не других стран, шансы избежать масштабной региональной войны остаются. При переходе от так до конца и не сложившегося однополярного мира к многополярности это связано с суверенизацией внешней политики стран БВСА и дипломатией новых глобальных центров силы, в частности России и Китая. С опорой на широкий пласт российских и зарубежных источников автор применяет принцип историзма и системный подход, анализируя процессы в динамике и в ретроспективе. Новизна исследования состоит в том, что, руководствуясь принципом связи теории и практики и обращаясь к теории глубоко разделенных обществ (ГРО), автор вводит в научный оборот понятие «глубоко разделенного региона» (ГРР). Практическая значимость исследования заключается в предложении ряда рекомендаций по реализации Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 г.
В условиях пробуксовки сирийского политического процесса значимым становится поиск новых форматов и модальностей урегулирования конфликта (военно-политических, социальных, экономических, идеологических). При этом Россия как основной союзник официального Дамаска пока еще далеко не полностью исчерпала свой потенциал содействия в создании надлежащих условий для перехода Сирии к мирной жизни. Автор выдвигает гипотезу о формировании на сирийском примере “матрицы безопасности” с опорой на военнослужащих военной полиции Минобороны России, которые эффективно решают в Сирии военные, миротворческие, гуманитарные и экономические задачи. В результате их деятельности, например, по обеспечению локальных примирений создаются новые реалии постконфликтной социальной жизни. Для доказательства данного предположения использован метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Делаются выводы о сохраняющейся зависимости “матрицы безопасности” от внутренних и внешних факторов, включая глубокий раскол сирийского общества и украинский кризис, и в то же время востребованности приобретенного российскими военными в Сирии уникального опыта в контексте формирования миротворческих моделей в зонах других конфликтов с целью укрепления международного авторитета России