В статье представлены результаты контент-анализа региональных СМИ, который проводился в рамках пилотажного исследования разработанной авторами методики анализа проблем и перспектив формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе. Целью исследования было определение структуры и содержания репрезентаций этнополитической ситуации на Северном Кавказе в медиа-пространстве региона. Актуальность этнополитической проблематики на Северном Кавказе обусловлена тем, что это - регион-фронтир, который в силу своего географического положения, этнических, религиозных и культурных особенностей является ареной различных внутренних и внешних вызовов. Мониторинг этнополитической ситуации является важным направлением исследований как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна из технологий такого мониторинга - анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом дискурсе региона. Политический дискурс региональных медиа представляет собой тематически сфокусированную, социально обусловленную систему новостных, аналитических, прогностических материалов в региональных СМИ, выстраивающую политическую картину мира. Репрезентации - содержание информационных сообщений на медиа ресурсах субъектов РФ на территории Северного Кавказа. Документальную базу исследования составили 1656 информационных сообщений, размещенных на ведущих информационных порталах и в неэтнических медийных СМИ субъектов РФ на территории СКФО в апреле-июне 2023 г. Было определено пять смысловых категорий анализа: 1) используемые практики укрепления общероссийской идентичности; 2) политизация этничности; 3) влияние зарубежных диаспор северокавказских народов; 4) угрозы и риски в сфере гуманитарной безопасности; 5) угрозы и риски в сфере социально-политической безопасности. Анализ репрезентаций этнополитической ситуации в политическом медиадискурсе региона позволил определить какую картину мира создают, конструируют региональные медиа: 1) преобладает позитивный контент о новых практиках формирования общероссийской гражданской идентичности в регионе, новых традициях и ритуалах, связанных с героями СВО; 2) потенциальные риски дестабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе связаны с влиянием информационной войны на население, прежде всего, молодежь; ростом угроз активизации экстремистской и террористической деятельности; проблемами религиозной безопасности в регионе, которые представлены в медиапространстве весьма фрагментарно.
Трансцендентальная философия И. Канта оказала значительное влияние на последующую мировую мысль, игнорировать ее при построении теории познания не мог ни один самостоятельный философ, развивая идеи великого мыслителя или же полемизируя с ними. Не являлись здесь исключением и отечественные философы, в творчестве которых в той или иной степени отразились идеи великого немецкого мыслителя о трансцендентальном знании, причем это было характерно как для его прямых последователей, русских неокантианцев, так и для, казалось бы, мировоззренчески далеких от него русских религиозных философов, концептуализировавших богословское наследие Православия. В статье рассматривается влияние идей И. Канта на одного из русских мыслителей, известного историка философии В.В. Зеньковского, при этом внимание акцентируется не на его историко-философской оценке русского неокантианства, а на использовании им кантианских идей при построении метафизической системы, в которой он, согласно собственным словам, «преодолевал» трансцендентализм. На основании анализа теории познания В.В. Зеньковского, изложенной им в незаконченном систематизирующем труде «Основы христианской философии», а также в некоторых научных статьях, авторами делается вывод, в соответствии с которым русский философ, «преодолевая» трансцендентализм, вместе с тем активно использовал идеи о трансцендентальном знании и пытался оригинально решить проблему гносеологического субъекта. Под трансцендентализмом он понимал, прежде всего, неправомерное искажение идей И. Канта последователями, положительные же с его точки зрения моменты трансцендентальной философии им реципировались, интерпретировались, а при необходимости и трансформировались.