Работы автора

ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕТЕВАЯ ТОПОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА ОНЛАЙН-РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (2024)

В настоящей статье представлены ключевые подходы к пониманию и исследованию радикализации, а также возможности и ограничения применения некоторых исследовательских методов для моделирования сетевой топологии и оценки контентного сходства онлайн-сообществ. Сегодня в исследованиях социальных сетей и участия в них молодежи часто применяются методы и технологии Web Mining и AI. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, как эти подходы могут быть эффективно использованы в целях изучения онлайн-радикализации. Ответ на него должен повысить объяснительную и прогностическую способность вычислительных моделей для обнаружения и прогнозирования радикализации в онлайн-пространстве. В значительной части российских исследований онлайн-радикализации распространен подход, при котором задача выявления взаимосвязей отдельных онлайн-сообществ или их кластеров сводится к оценке степени их сходства по подписчикам, либо по лингвистическим маркерам. Такой подход ограничен в прогнозировании новых связей между сообществами и обосновании путей радикализации, но в то же время актуален в моделировании информационной диффузии. В данной работе авторы стремятся продемонстрировать возможности и ограничения применения методов tf-idf, doc2vec для оценки контентного сходства онлайн-сообществ без признаков радикализации и онлайн-сообществ с признаками радикализации. Такой подход позволил выявить сообщества со значительной тенденцией к объединению (установлению прямых связей). В статье представлены результаты сравнительного исследования в виде социальных графов, сформированных по принципам общности подписчиков, сходства значимых слов, контекстного сходства на базе doc2vec модели. Социальный граф на основе doc2vec метода показал лучшие результаты с точки зрения кластеризации онлайн-сообществ, а также интерпретируемости результатов. Это является критически значимым для обнаружения и прогнозирования радикализации в Интернете, поскольку открывает перспективы для изучения природы ассортативности в наблюдаемой сети.

Издание: Вестник Института социологии
Выпуск: Том 15 № 1 (2024)
Автор(ы): Зубок Юлия Альбертовна, Карпова Анна Юрьевна, Савельев Алексей Олегович
Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О СМЫСЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)

В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.

Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 1 (2023)
Автор(ы): Селиверстова Нина Анатольевна, Зубок Юлия Альбертовна
Сохранить в закладках
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О БУДУЩЕМ СТРАНЫ В ПРОЕКЦИИ КУЛЬТУРЫ (2023)

В статье анализируется связь смыслов, формируемых в культурном пространстве молодёжи, с её представлениями о целях, «значимых для будущего страны» («доступное квалифицированное здравоохранение как залог высокого качества жизни», «семья, как основа уверенности и безопасности», «жизненное пространство как среда для комфортной жизни», «труд как источник материального благополучия», «баланс прав и обязанностей граждан как фактор консолидации общества», «образование как условие социального продвижения», активное гражданское общество как условие демократизации в стране», «власть, способная обеспечить достижение перечисленных целей как залог устойчивого развития страны»). Анализ показал, что полная идентификация молодёжи со смысловыми характеристиками базовой культуры вне зависимости от её типов коррелирует с максимальной степенью поддержки определённой цели, значимой для будущего страны. Данный факт рассматривается как свидетельство интегрированности носителей базовой культуры в российское общество, их социокультурной включенности в изменяющуюся реальность. Отрицание молодёжью принадлежности к базовой культуре через её определённый тип преимущественно ведёт к некоторому снижению степени поддержки целей, значимых для будущего. Обнаружено, что как принятие, так и отрицание субкультурных смыслов менее выражено регулируют поддержку названных целей. Авторы предполагают, что представления об общественно-значимых целях находятся в более тесной связи с широкими пластами культуры, освоенными в процессе социализации и меньше определяются социально-психологическими и социокультурными характеристиками, обусловленными возрастом.

Издание: НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО
Выпуск: Том 29 № 3 (2023)
Автор(ы): Зубок Юлия Альбертовна, Селиверстова Нина Анатольевна
Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ В САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЁЖИ О БУДУЩЕМ (2024)

Статья содержит результаты третьего этапа исследования, раскрывающего устойчивость и дифференцирующее действие габитусов (ментальных и современных черт национального характера, жизненных позиций) и миграционных установок в определении молодёжью целей, значимых для будущего страны. На основе сравнительного анализа двухмерных распределений с применением статистики χ2 выявлено, что устойчивость проявили как габитусы, восходящие к ментальным чертам (любовь к отечеству, милосердие и сострадание, любовь к ближнему), традиционные жизненные позиции (коллективизм и бескорыстие), так и габитусы, генетически связанные с современными чертами национального характера (стремление отстаивать права человека, открытость ко всему иностранному) и активная жизненная позиция. Габитусы с традиционным ценностным основанием резко разделяют выраженных носителей установки и отрицающих её наличие в их выборе целей. Традиционные установки, чаще чем современные, становятся основой конструирования более определённой субъективной реальности будущего. Наиболее явно дифференцирующее действие зафиксировано в связях установки на любовь к отечеству и общественной значимости крепкой семьи для будущего страны; любви к ближнему, милосердия и сострадания, чести, достоинства, бескорыстия и доступного квалифицированного здравоохранения. Смысловое наполнение этих установок конвертируется в заботу о ближних и сопереживание дальним, преимущественно касается удовлетворения витальных потребностей здоровья и жизни. К ним примыкает и современная установка на отстаивание прав человека в отношении комфортного жизненного пространства как параметра образа будущего. Наименьшую устойчивость в регулировании представлений о целях будущего страны проявили традиционная установка на подозрительность к иностранцам и современные установки на отношение к стране как к месту проживания, демонстративную жалостливость, рациональное, прагматичное отношение к окружающим и индивидуализм. В этом случае регулирующим действием обладают несформированные установки, что и объясняет их неустойчивость. Для установок молодёжи на эмиграцию по сравнению с установками на осёдлость и внутреннюю миграцию, характерна девальвация ключевых общественно значимых целей-ценностей (крепкой семьи, труда, образования), но большая поддержка активного гражданского общества как наиболее полного выражения агентности, возможности реального влияния на политический процесс и принятие управленческих решений.

Издание: НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО
Выпуск: Том 30 № 4 (2024)
Автор(ы): Зубок Юлия Альбертовна, Селиверстова Нина Анатольевна
Сохранить в закладках
РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)

Теоретически обоснована связь религиозной самоидентификации с воспроизводством механизма социокультурной саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Исследован воспроизводственный потенциал религиозной самоидентификации в отношении бессознательного и осознаваемого, традиционного и современного в механизме саморегуляции. Представлены результаты эмпирического анализа данных об особенностях воспроизводства элементов этого механизма и соответствующих им смысловых образцов в группах верующих, неверующих и неопределившихся. Трехмерный корреляционный анализ проведен с учетом возрастной дифференциации молодежи, определяющей ее социально-психологическую и социокультурную специфику. Выявлено, что процессу воспроизводства социокультурных компонентов, во-первых, присущ простой, расширенный или суженный характер, во-вторых, он не всегда определяется религиозной идентичностью. Религиозная самоидентификация в явном виде воспроизводит только архетипы и утрачивает однозначную связь с другими элементами бессознательного - ментальными чертами, габитусами, стереотипами. Воспроизводство ментальных черт и габитусов значимо коррелирует с религиозной самоидентификацией только в группах выраженных носителей и не всех, а некоторых ориентаций. Воспроизводство стереотипов более значимо связано с возрастом, чем с религиозной идентификацией. В воспроизводстве современных черт связь с религиозной самоидентификацией заметно нивелируется. А в воспроизводстве смыслов базовой культуры и субкультуры в полной мере проявляется нелинейность и гибридизация смысловых композиций. Наличие религиозной самоидентификации поддерживает воспроизводство традиционной, но не гарантирует ослабление влияния современной культуры в молодежной среде. В группе верующей молодежи наблюдаются простое или тенденции к суженному воспроизводству традиционных элементов и простое или тенденции к расширенному воспроизводству современных компонентов культуры.

Издание: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Выпуск: Том 26 № 2 (2023)
Автор(ы): Селиверстова Нина Анатольевна, Зубок Юлия Альбертовна
Сохранить в закладках