В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи проблемного использования социальных сетей и нарциссических черт личности у старшеклассников. В исследовании приняли участие 122 школьника 15-18 лет. По результатам исследования сделан вывод о том, что проблемное использование социальных сетей имеет прямую связь с такими нарциссическими чертами личности, как чувство зависти, ожидание особого отношения к себе, поглощенность фантазиями о своей славе, потребность в постоянном внимании и восхищении.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В современном мире подрастающее поколение всё больше времени проводит в социальных сетях. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2023 году, активные пользователи социальных сетей среди молодежи 18–24 лет тратят более 8 часов в день на социальные сети и мессенджеры. В свете этой социальной тенденции всё большую актуальность приобретают исследования связи проблемного использования социальных сетей с личностными особенностями юношей и девушек.
Список литературы
1. Zhou W. et al. Problematic social media use and mental health risks among first-year Chinese undergraduates: A three-wave longitudinal study / W. Zhou, Z. Yan, Z. Yang, Z. Hussain // Frontiers in Psychiatry. 2023. № 14. P. 1237924. DOI: 10.3389/fpsyt.2023.1237924 EDN: DPTEPH
2. Shannon H. et al. Problematic social media use in adolescents and young adults: systematic review and meta-analysis / H. Shannon, K. Bush, P. J. Villeneuve, K. G. Hellemans, S. Guimond // JMIR Mental Health. 2022. № 9(4). P. e33450. DOI: 10.2196/33450 EDN: JOONBL
3. Манчук В. Т., Терещенко С. Ю., Шубина М. В. Проблемное использование социальных сетей: терминология, распространенность, психосоциальные факторы риска и соматическая коморбидность // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 2. C. 28-46. DOI: 10.17759/sps.2024150203 EDN: HFJDVL
4. Шейнов В. П., Девицын А. С. Взаимосвязь зависимости от социальных сетей и признаков психологического неблагополучия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7. № 2(26). С. 83-106. DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_04 EDN: UGXBGU
5. Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с темной триадой и внешним локусом контроля // Системная психология и социология. 2024. № 3(51). С. 39-47. EDN: JYDFFT
6. Холмогорова А. Б., Герасимова А. А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3(105). С. 138-155. DOI: 10.17759/cpp.2019270309 EDN: QIIHIN
7. Зыков К. А., Абдалина Л. В. Феномен девиантного поведения в цифровой среде // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7. № 4(28). С. 78-100. DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_28_4_04 EDN: WPWCLJ
8. Баскаева О. В. Связи зависимости от социальных сетей с личностными чертами HEXACO и Темной триады // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 1. С. 144-159. 10.28995/2073-6398 -2023-1-144-158. DOI: 10.28995/2073-6398-2023-1-144-158 EDN: TEZIHQ
9. Casale S., Banchi V. Narcissism and problematic social media use: A systematic literature review // Addictive Behaviors Reports. 2020. № 11. P. 100252. DOI: 10.1016/j.abrep.2020.100252 EDN: QQDKHA
10. Сирота Н. А. [и др.] Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей / Н. А. Сирота, Д. В. Московченко, В. М. Ялтонский, А. В. Ялтонская // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 33-55. DOI: 10.17759/cpp.2018260303 EDN: YACNVR
11. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Опросник “Нарциссические черты личности” // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114-128. EDN: MANDAB
12. Liu S. et al. Gender differences in symptom structure of adolescent problematic internet use: A network analysis / S. Liu, D. Zhang, Y. Tian, B. Xu, X. Wu // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2023. № 17 (1). P. 49. DOI: 10.1186/s13034-023-00590-2 EDN: UJFJQC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы современные возможности судебной психологической экспертизы при расследовании преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных в отношении несовершеннолетних. В работе акцентируется внимание на правовых основаниях назначения судебной психологической экспертизы лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в отношении несовершеннолетних. Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью общественной опасности преступлений, совершаемых в отношении данных лиц.
В России не определен правовой статус нерожденного ребенка. В связи с этим возникает проблема легитимности искусственного прерывания беременности, уголовно-правовой квалификации преступлений против жизни и здоровья, констатации крайней необходимости или обоснованного риска. На основе сравнительно-правового исследования делается вывод о необходимости утверждения статуса нерожденного ребенка в российском законодательстве с учетом развития современной медицины.
В статье рассматриваются доктринальные взгляды и нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений об учреждении юридических лиц. Анализируются положения об означенных решениях в виде протокола, договора или иного документа. Для дискуссии и будущих исследований формулируются некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В статье рассматривается влияние доктрины «права на регулирование» на правосубъектность государств и негосударственных акторов в международном строительном контрактном праве. Рассматриваются вопросы баланса суверенных прав и корпоративных интересов, анализируется судебная практика. По результатам исследования определяются правовые последствия применения права на регулирование в составлении международных контрактов.
В статье рассмотрены особенности организации трудовой деятельности осужденных женщин в исправительных учреждениях. Автором обозначены проблемы, с которыми сталкивались осужденные женщины в период становления пенитенциарного законодательства. Использование общенаучных, частнонаучных, а также частноправовых методов исследования позволило отследить изменения статуса женщин как трудовых единиц и сделать вывод о значительном продвижении уголовно-исполнительной политики в направлении гуманизации.
В статье представлены результаты исследования эгоцентризма студентов лингвистического университета, их коммуникативных склонностей и успеваемости. В ходе исследования применялись методы анкетирования, проективный тест эгоцентрических ассоциаций, опросник коммуникативных склонностей и показатели успеваемости. Статистическая обработка данных позволила установить обратную связь величины эгоцентризма с величиной показателей коммуникативных склонностей и показателями успеваемости студентов.
В статье исследуется потенциал обучения иностранному языку в вузе как подготовки к непрерывному языковому образованию в его гуманистическом понимании. На основе теоретического анализа и изучения лучших практик Московского государственного института международных отношений определены оптимальное сочетание универсальных и специальных умений, а также совокупность условий, обеспечивающих их взаимосвязанное развитие. В работе также рассмотрены возможности искусственного интеллекта, технологически изменяющего среду обучения.
В статье исследуются стратегии, которые используют преподаватели английского языка для выражения реагирующей функции во время онлайн-занятий для взрослых. С помощью методов наблюдения, классификации и сопоставления были проанализированы транскрипции записей видеоуроков. В результате были выявлены стратегии, которые помогают преподавателям, представляющим две различные лингвокультуры, выразить реакцию на слова студента.
В статье представлены эмпирические исследования технологично организованного развития интеллектуальных умений на занятиях по иностранному языку студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». По результатам анализа эмпирического материала было выявлено, что последовательное применение на занятиях группы методов проблемной постановки и решения задач, разбора / анализа конкретных ситуаций / кейсов в рамках деловой игры повышает качество иноязычной подготовки обучающихся.
В статье рассматривается роль педагогического дискурса в создании ситуаций реального иноязычного общения, определяются функции и характеристики профессионального педагогического общения, выявляются типичные ошибки, которые допускают будущие и начинающие преподаватели иностранного языка в ходе осуществления педагогического взаимодействия с учащимися.
В статье комплексно рассматривается когнитивная компетенция как методическое понятие профессионально ориентированного образования в области социально-политических наук. Авторы дают определение когнитивной компетенции, обосновывают ее важность для будущей профессиональной деятельности, обозначают стратегии и алгоритмы обучения когнитивной компетенции, освещают инновационные методы формирования когнитивной компетенции на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Московского государственного лингвистического университета.
Статья посвящена формированию лексической компетенции студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Перевод и переводоведение». В статье представлен обзор исследований по теме, уточнено понятие лексической компетенции применительно к обучению студентов-переводчиков. Автор рассматривает факторы, определяющие особенности развития лексической компетенции при обучении речевой деятельности аудирования, подробно характеризует этапы формирования компетенции, приводит примеры инструкций к упражнениям.
В статье рассматривается применение мессенджеров в обучении студентов английскому языку. Анализ научно-методических публикаций показал, что теоретические обоснования интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс недостаточно представлены в научной литературе. Необходимо обосновать принципы выбора содержания, методов и формата введения ресурсов в обучение. Эффективность использования мессенджеров в образовательной деятельности обоснована на примере интеграции телеграм-канала в образовательный процесс Ульяновского института гражданской авиации.
В статье представлены результаты экспериментального исследования по созданию иноязычной профессионально ориентированной смешанной многоресурсной образовательной среды. Предложены дидактические принципы, учитывающие интеграцию физического и цифрового пространств и их ресурсов при обучении иностранному языку. Анкетирование подтвердило эффективность данного подхода для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также их критического мышления, цифровых компетенций и навыков научной коммуникации.
В статье выявлены особенности модели ротации станций как способа организации учебной деятельности, способствующей ее индивидуализации. Рассмотрены разные форматы смешанного обучения и выявлены их особенности. Выявлена сущность понятия «ротация станций» с точки зрения организационно деятельностного и событийного методов в русскоязычном педагогическом дискурсе. Описан пилотный эксперимент и его результаты. Определены и систематизированы ресурсы индивидуализации при обучении студентов устной иноязычной коммуникации. Представлен опыт организации индивидуализированного формата обучения иноязычной коммуникации в профессиональной сфере на примере четырех учебных постов.
В статье решается вопрос формирования иноязычной лексической компетенции у студентов-нефилологов на основе иллюстративных терминологических словарей. Выявляются лексикографические, лексические и лексико-когнитивные навыки работы с иноязычными терминологическими словарями. Предлагается методика обучения студентов-нефилологов профессиональной лексике с использованием иллюстративного двуязычного словаря терминов.
В статье рассматриваются способы специализации компьютерных лингафонных классов для подготовки переводчиков. Авторы отмечают ориентированность современных лингафонных решений на экстенсивный путь развития функциональных возможностей для охвата более широкой номенклатуры предметов обучения, в том числе точных. Ввиду отсутствия готового специализированного решения для переводчиков авторы разрабатывают программное обеспечение (ПО). Оно дополняет функционал компьютерных лингафонных классов, способствует выработке методических рекомендаций по подготовке комплексов заданий с использованием решений ИИ (искусственного интеллекта) и современных возможностей по редактированию аудио и видео, а также проведению анализа результатов работы.
В статье представлены методологические основы модели-инварианта педагогического взаимодействия в образовательном пространстве современного университета. По результатам анализа структурно-функциональных характеристик моделей педагогического взаимодействия были выявлены сильные стороны и возможные ограничения их применения. Обоснованы принципы создания полиперспективной модели, способствующей гармонизации образовательного процесса в вузе.
Издательство
- Издательство
- МГЛУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- Юр. адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- ФИО
- Краева Ирина Аркадьевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@linguanet.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 2453002