В статье рассматриваются вопросы теоретического осмысления и концептуальных основ российско-белорусской интеграции, нашедших выражение в формировании и развитии Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь (далее — СГРБ). Актуальность темы связана с осмыслением процесса объединения двух стран, осуществляемым как теоретиками, так и практиками российской и белорусской политики, выступает его концептуальной основой. Интеграционные преобразования СГРБ отражают изменения геополитических и внутригосударственных факторов, сопровождавших процесс становления Союзного государства на протяжении последних десятилетий.
Цель — анализ процесса российско-белорусской интеграции, направленной на строительство Союзного государства.
Задачи исследования: определить интеграционные предпосылки и основные этапы создания СГРБ; провести краткий анализ составляющих российского, белорусского и зарубежного политического дискурса российско-белорусской интеграции. Методологическая основа исследования — объединение геополитического и неореалистского подходов, позволяющая рассматривать СГРБ в качестве важной составляющей текущих трансформаций международной системы. Кроме того, подходы к теории международных отношений дополнены институциональным и системным видением. В основу теоретического осмысления СГРБ положены направления исследований, изучавших его институциональную структуру и общую сущность, расширявшийся в соответствии с историческими периодами набор составляющих интеграционных процессов, а также международные аспекты российско-белорусского взаимодействия. Настоящее исследование предполагает широкий спектр дальнейших прикладных исследований: начиная с нормативно-правовой основы СГРБ и ее институциональной структуры и заканчивая процессами реализации союзных программ и определения его роли в мировой системе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.26794/2226-7867-2025-15-1-53-63
Концептуальные основы периода 1990–2000-х гг. формировались на фоне политических и культурных процессов последнего десятилетия СССР и его распада. Так, в Беларуси 80-е гг. прошлого века ознаменовались ростом национального самосознания.
Список литературы
1. Союз Беларуси и России: выбор сделан. Минск: Полымя; 1998. 94 с.
2. Артемьева В. Н., Маликов О. П. Союз Белоруссии и России, правовая природа и правосубъектность. Минск; 1998. 62 с.
3. Союз Беларуси и России: аргументы, цифры, факты: 100 вопросов и ответов. М.; 1999. 63 с.
4. Беларусь: социально-экономический потенциал. Минск: Беларусь; 1998. 50 с.
5. Иванов Э. М., Хромов Ю. С. Внешнеэкономические связи между Белоруссией и Россией. В: Белоруссия: путь к новым горизонтам. М.; 1996. 371 с.
6. Мясникович М. В. Формирование финансово-промышленных групп в переходных экономиках (на примере Республики Беларусь и Российской Федерации). Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ; 1997. 158 с.
7. О совершенствовании правовых и политических основ деятельности СНГ (Рекомендации Российской Академии наук). Дипломатический вестник. 1994. № 19-20. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/dipvestnik
8. Виноградов С. В., Транин А. А. СНГ: межгосударственные отношения в области охраны окружающей среды. Государство и право. 1994;(12):37-46.
9. Егоров В., Загорский А. Сотрудничество государств СНГ в военно-политической области. Москва; 1998. 40 с.
10. Недилько Ю. В. Форма государственного устройства Союзного государства России и Белоруссии. Общество и право. 2003;(2):60-65. URL: https://mvd.ru/upload/site119/document_text/003/464/876/sl-2003-2.pdf
11. Бабурин С. Н. Проблемы правоприменения в унитарном, федеративном и союзном государстве. Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008;3(16):7-9.
12. Кохно П. А. Союзное государство. Книга 6. Модели управления политико-финансовой интеграцией. Москва: Наука; 2006. 405 с.
13. Вихрян А. П. Потенциал государственно-частного партнерства для управления собственностью Союзного государства России и Белоруссии. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2010;(3):73-78. URL: https://www.elibrary.ru/musgip
14. Бульенкова Е. Л. Культурная идентичность как основа политического диалога России и Беларуси. Среднерусский вестник общественных наук. 2009;4(13):184-186. URL: https://www.elibrary.ru/msouyl
15. Гармонников С. Н. Использование опыта таможенного регулирования Союзного государства России и Беларуси при формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Вестник Российской таможенной академии. 2010;(1):20-28. URL: https://www.elibrary.ru/laatbx
16. Жук С., Резникова О. Экономическое взаимодействие на постсоветском пространстве. Кавказ и глобализация. 2006;1(1):109-123.
17. Дейко А. К. Союзное государство: реалии интеграционных процессов. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013;(13):19-25. URL: https://www.elibrary.ru/rqqevz
18. Мигранян А. А. Потенциал Союзного государства. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020;351-355. URL: https://www.elibrary.ru/rbtbdl
19. Ступаков Н. В. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства). Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2019;(3):12-26. URL: https://www.elibrary.ru/eawwzr
20. Киселевич А. И. Коммерциализация инноваций - новый вектор Союзного государства. Современная Европа. 2019;(1):128-137.
21. Зуева А. С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014;37(274):48-53. URL: https://www.elibrary.ru/snyxbz
22. Петрова И. В. Бюджет Союзного государства: подводные камни его исполнения. Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016;6(22);45-55. URL: https://www.elibrary.ru/xrfqkn
23. Жавнерчик В. Конституционно-правовое развитие Союзного государства Беларуси и России. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019;(4):111-114. https://doi.org/10.15211/vestnikieran42019111115
24. Мичулис Э. Ф., Куксин И. Н. Формирование единого правового пространства Союзного государства Беларуси и России и его уголовно-правовой системы. Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015;2(199):115-121. URL: https://www.elibrary.ru/tufebf
25. Силкин А. Е. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в государствах-участниках союзного государства России и Беларуси. Аграрное и земельное право. 2016:115-118.
26. Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н. Образовательный вызов и модернизация Союзного государства. Свободная мысль. 2019;(2):139-152. URL: http://www.svom.info/entry/938-obrazovatelnyjvyzov-i-modernizaciya-soyuznogo-gos
27. Сиренко С. Н., Малинецкий Г. Г. Опережающее образование и модернизация Союзного государства. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019;(1):18-31. URL: https://www.elibrary.ru/zbnzvz
28. Мысова Т. Ф. Информационная безопасность союзного государства. Образование и право. 2014;3(55)4(56);152-156.
29. Попов С. Ю. СМИ как инструмент информационной политики Союзного государства России и Белоруссии (1999-2014). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Москва: РУДН; 2015.
30. Белов П. Г. Концепция и инструментарий безопасности Союзного государства. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Вып. 1. Ч. 1. Москва: ИНИОН РАН. 2018:33-34.
31. Курбанов Р. А., Жигулич В. С., Белялова А. М. Правовые основы военно-политического сотрудничества в союзном государстве. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017;(6):325-255. URL: https://www.elibrary.ru/ykxhwg
32. Гаврилина Н. Е., Давитьян А. Ю. Общность культур как основа Союзного государства российской Федерации и Республики Беларусь. Культурная жизнь Юга России. 2015;2(57):7-11.
33. Мануилова П. В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере культуры в рамках Союзного государства. Постсоветские исследования. 2019;2(6):1420-1428. URL: https://www.elibrary.ru/jxpmjh
34. Абрамов Р. А. Развитие межрегионального сотрудничества России и Беларуси в образовательной сфере в условиях формирования единого экономического пространства союзного государства. Россия: тенденции и перспективы развития. Москва; ИНИОН РАН. 2020:495-497. URL: https://www.elibrary.ru/zfuhea
35. Деревянко С. В. Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства. Инновации и инвестиции. 2017;(10):5-9. URL: https://www.elibrary.ru/ucdjgy
36. Насуев К. С. Итоги и перспективы сотрудничества органов внутренних дел Союзного государства. Закон и право. 2020;(7):57-59. https://doi.org/10.24411/2073-3313-2020-10318
37. Сиянова Т. В. Перспективы развития туристической отрасли в Союзном государстве. Актуальные вопросы экономических наук. 2016;(55-1):20-25. URL: https://elibrary.ru/xhtqtf
38. Бояшов А. С. Потенциал Союзного государства в системе ООН. Современная Европа. 2019;(1):138-147. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-4-435-441
39. Карпиленя Н. В. О проблемах нейтралитета в геополитике и нейтральности в идеологии в контексте национальной безопасности Союзного государства: евразийский взгляд. Архонт. 2019;1(10). URL: https://elibrary.ru/yzxsqh
40. Бахлова О. В., Уляшкина Е. Г. Союзное государство в современном политическом дискурсе России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021;(21):435-441. URL: https://elibrary.ru/zeagjl
41. Вилисов М. В. Союзное государство и союзная экономика: политэкономия российско-белорусского сотрудничества. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021;(3):106-126. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-3-6
42. Сибирская А. В., Сулейков А. А. Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства. Постсоветские исследования. 2023;6(6):695-703. URL: https://elibrary.ru/ssepvu
43. Межевич Н. М., Шимов В. В. Концепция многовекторности в системе внешнеполитических практик «средней страны» (на примере Беларуси). Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2022;4(15):436-450. URL: https://elibrary.ru/sjprco.
44. Бахлова О. В., Бахлов И. В. Сценарии эволюции Союзного государства Беларуси и России: ценности и прагматика. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022;1(57):9-26. URL: https://elibrary.ru/nnhgjg
45. Гаврилюк Н. П., Макарова Е. М. Сценарный прогноз развития Союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии. Власть истории. История власти. 2022;4(38):30-40. URL: https://elibrary.ru/zhbfew
46. Пакуш Л. В., Панасюга Н. П. Союзные программы России и Беларуси: магистральные направления. Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2023;(1):37-40. URL: https://elibrary.ru/snjrpx
47. Сотников А. В. Программы Союзного государства: новый комплексный шаг к интеграции. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;(3):33-37. URL: https://elibrary.ru/tzoeas
48. Ковалева Э. В. Российско-белорусские отношения: тенденции развития. Дисс. … канд. полит. наук. Москва: 2010;198 с.
49. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. Москва: Арктогея-центр;1999. 924 с.
50. Машко В. В. Из истории Союзного государства Беларуси и России: бюджет и бюджетная политика. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2009;(17):182-190. URL: https://elibrary.ru/lhstil
51. Косов А. П. Союзное государство в оценках прозападных политических сил Беларуси. Беларусь в современном мире: материалы XV Междунар. науч. конф., посвящ. 95-летию образования БГУ, 27 окт. 2016 г. Минск: Издательство БГУ; 2016:36-38.
52. Oljasz T. Another European Union. The Warsaw Voice. 1999.
53. Potocki J. SasiadStrategiczny. Wpost. 2000:88-89.
54. Lorenz A. Aufbruchaus der Talsenke. Belarus an der Swellezumneuen Jahrhundert. Osteuropa. 2000;(3):249-263.
55. Timmermann H. Der Sonderfall Belarus’ im. Timmermann Spannungs feldzwischen Rußland und Europäischer Union. 2002;(11):1436-1455.
56. Timmermann H. Koloboks Union. Belarus und Rußland am Wendepunkt. Konturen und Kontraste. Belarus sucht sein Gesicht. 2004(52).
57. Timmermann H. Putin: HärtereGangartgegenüber Minsk. Die BeziehungenRußland - Belarus imZeichen des Unionsstaats - V ertrags. Deutschland - Polen - O steuropa: deutsche und polnischeVorüberlegungenzueiner gemeinsamenOstpolitik der erweitertenEuropäischen Union. Wiesbaden: Harrassowitz, 2002:222-231.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию генеалогии древнерусского боярства, а точнее его высшего аристократического слоя в период формирования государственности Руси. В статье отмечается недостаток источников и сложность в изучении этого аспекта, однако подчеркивается важность персональных и родословных исследований для понимания социальной структуры того времени. В статье рассматриваются три ключевые знатные фамилии: предполагаемые потомки Олега Вещего, предположительно являвшиеся одним знатным родом Свенельдичи и Остромировичи, а также генеалогия Малковичей. При этом анализируются летописные данные и делаются выводы о возможных связях между названными родами. Обсуждаются вопросы происхождения, социального статуса и роли этих фамилий в контексте взаимоотношений боярства и княжеской власти. Например, вероятная генеалогическая связь Олега и Ольги, а также ряда знатных лиц последующего периода проявляет соотношение княжеского и боярского статуса на примере ближайшей родни правящей династии. Данные о Свенельдичах и Остромировичах иллюстрируют феномен подъемов и падений среди аристократии, а также влияние персональных биографий на развитие политических отношений. Генеалогия Малковичей служит примером эффективной социализации в аристократические круги через родственные связи с княжеской династией. Статья предоставляет обширный анализ генеалогии боярства X–XI вв. и демонстрирует способы функционирования правящей элиты в эту эпоху. Подчеркивается, что аристократия в основном формировалась на основе родственных связей в княжеской дружине, а также акцентируется внимание на взаимодействии принципов крови и службы в формировании элиты. Делается вывод, что борьба между этими принципами станет характерной для дальнейшего развития русской аристократии. Работа имеет практическую ценность для историков и исследователей, интересующихся генеалогией аристократии, а также для изучения социальных изменений в ранней Руси. Статья может служить основой для дальнейших исследований в области источниковедения и социальной истории, углубляя понимание структуры власти и ее изменений в контексте древнерусского общества.
Статья посвящена комплексному анализу инструментов государственного регулирования цифровой экономики Российской Федерации, что придает работе практико-ориентированный характер. Обоснована двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она способствует созданию высокопроизводительных рабочих мест, автоматизации промышленных и административных процессов, снижению транзакционных издержек и доступности государственных сервисов; с другой — усиливает риски киберугроз, технологической безработицы, олигополизации цифрового рынка, а также углубляет региональные диспропорции и кадровый дефицит. Для нивелирования указанных угроз государство задействует многоуровневую систему мер, ядром которой является национальный проект «Цифровая экономика» и девять взаимодополняющих федеральных проектов — от формирования гибкой нормативной среды и развития информационной инфраструктуры до подготовки кадрового потенциала и масштабирования искусственного интеллекта. В работе показано, что координационная платформа АНО «Цифровая экономика» служит интерфейсом взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая аналитическую поддержку, тиражирование лучших практик цифровой трансформации и разработку инициатив эффективного регулирования. Ключевой акцент сделан на стимулирующие механизмы: «цифровые песочницы», налоговые преференции, льготное кредитование, упрощенные госзакупки и программы профессиональной переподготовки, которые совместно формируют благоприятную институциональную среду для ИТ-компаний. Особое внимание уделено институту «цифровых песочниц» как форме экспериментальных правовых режимов, минимизирующих регуляторные барьеры и ускоряющих коммерциализацию инноваций. Выявлены социально-экономические эффекты комплексных налоговых и кадровых льгот для ИТ-отрасли, обеспечивающих рост валовых внутренних затрат на цифровую экономику до 5,2 трлн руб. и выводящих Россию в ТОП-10 рейтинга GovTech Maturity Index. Приведенный аналитический обзор может служить методологической основой для дальнейших исследований и разработки стратегических рекомендаций.
Углубление экономического сотрудничества между Россией с Китаем в рамках международных проектов указывает на потребность в новых инновационных подходах к оценке и минимизации рисков. Недооценка кросс-культурных рисков в международных проектах может привести к различного рода негативным последствиям. Цель исследования — изучение культурных особенностей мышления и поведения китайцев и россиян как способ минимизации рисков в совместных проектах. Автор обосновывает значимость кросс-культурных рисков в эффективности управления международными проектами. Осуществляет сравнительный анализ моделей мышления и поведения китайцев и россиян. Автор приходит к выводу, что социокультурная дистанция между Россией и Китаем достаточно глубока, что повышает риски недопонимания, ошибок и конфликтов. В рамках исследования проведен сравнительный анализ различий социокультурных особенностей моделей мышления и поведения китайцев и россиян. Учет данных различий способствует более эффективному управлению кросс-культурными проектами, а также формированию и укреплению доверия между партнерами. Разработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности кросс-культурных коммуникаций между россиянами и китайцами в работе над совместными проектами.
В статье рассматривается специфика развития общественных пространств современных городов как объектов туристского притяжения, анализируются ключевые проблемы и перспективы наращивания их потенциала. Роль общественных пространств в развитии внутреннего туризма определяется совокупностью факторов мотивации социальных субъектов при выборе туристских маршрутов прежде всего в контексте культурно-познавательного и событийного туризма. Наряду с когнитивно-рациональными факторами особую значимость представляет эмоционально-личностная мотивация туриста (потребность в сенсорном опыте, эмоциях, впечатлениях, визуальной привлекательности места). Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод о наличии ряда дисфункций в развитии общественных пространств современных городов, их недостаточной визуальной и функциональной привлекательности для потенциального туриста. Дефициты финансовых средств в местных бюджетах не позволяют в полной мере поддерживать высокий уровень благоустройства общественных пространств прежде всего в малых городах. Каждый пятый опрошенный респондент в ходе исследования отметил недостаточность мест для проведения досуга. Одной из современных проблем функционирования общественных пространств становится их «переход» из публичных городских территорий в коммерциализированную зону торгово-развлекательных центров. В статье выделяются функции общественных пространств: интеграционная, коммуникационная, досуговая, социокультурная (создание условий реализации культурно-духовных интересов личности, поддержание разнообразия в городской среде), имиджевая (формирование территориального бренда и имиджа). Сделан вывод о необходимости фокусировки усилий местных органов власти на развитии общественных пространств как объектов туристского притяжения, повышении их визуальной привлекательности, аутентичности, своеобразия, активизации событийной повестки.
В статье поднимаются актуальные вопросы создания инклюзивного дизайна городской среды как приоритетного принципа развития урбанизированных пространств. На основе анализа научных источников установлены особенности инклюзивного дизайна городской среды, его отличия от универсального подхода к проектированию городских пространств. В частности, отмечается дисфункциональность формального соблюдения стандартизированного подхода к дизайну городской среды, стигматизация темы инвалидности в общественном сознании и градостроительных практиках. Делается вывод, что принцип инклюзивности выражается в возможности индивида реализовать свое «право на город», вступая во взаимодействие с другими людьми и осуществляя коммуникации в пространстве городской среды. С использованием метода глубинного интервью был проведен анализ инклюзивного дизайна городской среды района Аэропорт. Установлено, что искажение идей инклюзивного дизайна в практиках городского проектирования приводит к возникновению состояния «исключенности» людей с особыми потребностями, снижению возможности их активного участия в жизни городского сообщества. Практики «потребления городской среды» для данной категории населения связаны с поиском альтернативных маршрутов, форм и средств передвижения; привлечением родственников для избегания негативного опыта; формированием «отлаженных» траекторий передвижения к месту учебы или традиционному месту отдыха. Анализ материалов глубинных интервью также позволил систематизировать объекты района Аэропорт по их адаптивности к потребностям маломобильных горожан. Нижние строчки инклюзивной адаптивности занимают общественные пространства городской среды (места общественного питания, коворкинги, деловые центры, офисы); со средней степенью инклюзивной адаптивности — общественный транспорт и сопутствующая дорожная инфраструктура (остановки, тротуары, станция метрополитена и пр.). Высокая степень инклюзивной адаптивности отмечается у библиотек и парковых зон отдыха. Рефлексия опыта повседневных практик информантов позволила составить карту инклюзивной адаптивности района Аэропорт.
В статье рассматриваются вопросы влияния параметров законодательства о выборах и о политических партиях на состояние и количественную динамику российской партийной системы в 2012–2024 гг.
Цель исследования заключается в выработке подхода к периодизации развития партий и партийной системы Российской Федерации, основанной на предлагаемых базовых характеристиках партийной системы и описании этапов ее конфигурации в промежуток с 2012 по 2024 г.
Методология исследования базируется на комплексном анализе как теоретических, так и практических аспектов функционирования партийной системы Российской Федерации в исследуемый период. Методы, использованные для написания работы, включают обширный анализ статистических данных, а также научные, исторические и новостные публикации за разные периоды времени. По итогам проведенного анализа сделан вывод, что партийная система России в своем развитии вышла на качественно новый уровень, характеризуемый, с одной стороны, множественностью участников, а с другой — естественно сложившимся балансом спроса и предложения на конкурентном рынке политических проектов
Статья представляет подробный обзор истории и развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее значения в мировой политике. Начало статьи знакомит с деятельностью ШОС, основными историческими этапами ее становления с момента основания и первыми ее участниками вплоть до момента присоединения Индии и Пакистана в 2017 г. Далее обсуждается текущее состояние ШОС и ее политическая роль, включая возможности для будущего развития и расширения. Развитие экономического сотрудничества, науки и технологий, экологии и устойчивого развития стран и расширение членства и сотрудничества с другими региональными и международными организациями являются ключевыми возможностями для дальнейшего развития ШОС. В заключении анализируются потенциальные вызовы и проблемы, которые могут возникнуть в будущем, включая различия в интересах и приоритетах членов, геополитическое напряжение, экономические и политические проблемы, проблемы безопасности и конкуренцию между членами. В целом, статья представляет обширный обзор ШОС, включая ее историю, текущее состояние, перспективы развития и возможные вызовы и проблемы, что позволяет получить полное понимание роли и значения этой организации в мировой политике.
Предмет. Будучи ведущими экономиками мира, Китай и США во многом определяют вектор развития всей мировой экономической системы, причем фактором влияния выступает не только их собственная политика в данной области, но и конфигурация и контекст отношений между ними. За последние десятилетия американо-китайские отношения прошли эволюцию от плотной симбиотической взаимосвязанности к взаимному неприятию и ожесточенному экономическому противостоянию. В настоящем исследовании ставится цель проследить этот регрессивный процесс в американо-китайских отношениях.
Методы. Для анализа применяется ретроспективный подход с применением логико-структурного и системно-исторического методов. Важным аспектом новизны исследования выступает терминологическая полемика на тему бинарной оппозиции Кимерики как слияния экономик США и Китая и их размежевания.
Результаты. Кимерика как феномен, при котором взаимодополняемость экономик США и Китая привела к тому, что Китай стал производителем и экспортером товаров для американского рынка, а США превратились в основного потребителя китайской продукции, за последние два десятилетия подтвердила свою нежизнеспособность. Торговая война, начатая президентом Д. Трампом во время первого срока избрания, является кульминационной точкой в развитии конкуренции двух стран за лидерство в глобальной экономике. Администрация Дж. Байдена не вела торговую войну радикальными методами Трампа, однако в целом действия американской администрации показывают, что сдерживание Китая — важнейшая цель политики США.
Перспективы. Пока сложно понять, к каким последствиям приведет развитие конфронтационной парадигмы между Китаем и США, особенно в свете возвращения на второй срок Д. Трампа и введением его администрацией тарифов против почти всех стран мира, в связи с чем потребуются новые исследования в этой области на фоне стремительно меняющихся международных реалий.
Предмет. В представленной статье актуализирована тема формирования экологической культуры и внедрения ее в развитие экологической экономики. Рассматриваются основные аспекты экологизации образования, такие как экологическое сознание, воспитание, образование и поведение. Дан анализ понятия «культура» в контексте экологической культуры. Уделяется внимание зеленой экономике и ее неизбежности.
Цели. Авторы ставили целью определение основных условий и путей формирования экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития общества и обоснование необходимости изменения модели поведения людей и трансформации сознания с целью экологизации современной экономики.
Методология. Исследование базируется на диалектическом подходе, предполагающем изменение в понимании культуры, сознания и поведения. Применяется анализ концептуальных положений о месте и роли экологической культуры в жизни личности и общества. Используются методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный); эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы).
Результаты. Несмотря на значительный объем исследований в области развития экологического сознания и формирования экологической культуры, переход экономики на зеленые рельсы экологии проходит достаточно медленно. Экологическое сознание и поведение граждан и общества в целом находятся на невысоком уровне. Бизнес медленно внедряет ресурсосберегающие технологии, а экологизация зачастую является лишь модным словом. Необходимы коллективная ответственность бизнеса за принятие решений в области охраны природы и повышение уровня экологического сознания и культуры.
Выводы. Работа по формированию экологической культуры должна начинаться с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. В содержание образовательных программ должны быть включены экологическое обучение и воспитание уже с начальной школы. Необходимо разрабатывать и внедрять в производство программы по охране окружающей среды, стимулирующие рациональное использование природных ресурсов и внедрение экологически чистых технологий. Формирование экологической культуры — это длительный и многогранный процесс, требующий интегрированного подхода и объединяющий усилия государства, образовательных организаций, СМИ, бизнеса и гражданского общества.
В статье рассматриваются особенности противодействия ложной информации о ходе проведения СВО на Украине в социальном мессенджере Телеграм. Исследование направлено на выявление ключевых стратегий и тактик украинского и российского информационных потоков, а также анализ сильных и слабых сторон для формирования сценариев усиления России в информационном противостоянии. Используя методы когнитивного картирования, корреляционного и кластерного анализа, авторы изучили особенности контента, вовлеченности аудитории и структуры распространения информации. Украинская сторона активно использует дезинформацию, обращаясь к эмоциональному восприятию аудитории и призывая к обсуждению в открытых сообществах для дискредитации российских государственных институтов. Ключевой особенностью украинского информационного потока являются оперативность распространения фальсификаций и вариативность их форматов, однако высокая частота разоблачения фейков позволяет снижать доверие к украинским ресурсам. Российский информационный поток разделяется на формальный и неформальный сегменты, каждый из которых имеет свои особенности. Неформальный поток оперативно опровергает украинские фейки и эмоционально вовлекает аудиторию, однако сталкивается с проблемой недостоверной информации со стороны ряда источников. Авторы отмечают важность развития взаимодействия между формальными и неформальными частями российского информационного потока, внедрения фактчекинга и использования креативных форматов подачи информации. Данные меры направлены на повышение доверия к российским источникам и усиление позиций России в информационном противостоянии для нивелирования рисков социально-политической дестабилизации.
В статье рассматриваются современные практики легитимации института дистанционного электронного голосования (ДЭГ), реализуемые в последние годы в Российской Федерации с использованием цифровых и нецифровых технологий в контексте обеспечения электорального суверенитета страны. Автор анализирует развитие онлайн-голосования в контексте комплексной цифровизации государства и общества, подчеркивая его соответствие уровню технологического развития страны. Особое внимание уделяется преимуществам ДЭГ: удобству и доступности голосования через интернет, обеспечению безопасности и конфиденциальности данных, прозрачности основных процедур голосования. Цифровые технологии позволяют автоматизировать процесс, сократить временные затраты и минимизировать ошибки. Растущий общественный интерес к онлайн-голосованию создает предпосылки для расширения практики использования ДЭГ на выборах различного уровня. В статье также поднимается проблема использования современных цифровых коммуникаций в повышении легитимности ДЭГ. Автором выделяются три контура обеспечения легитимности онлайн-голосования: нормативный, инфраструктурный и коммуникативный. Легитимизирующие практики и соответствующие меры, используемые избирательными комиссиями, органами государственной власти, а также институтами гражданского общества представляются частью единого политического пространства. Особое внимание в контексте повышения доверия населения к онлайн-голосованию уделяется рискам делегитимации системы ДЭГ в условиях усиления международной напряженности и интенсификации внешнего информационного давления на российских избирателей. В заключении указывается, что эффективное применение цифровых коммуникаций является инструментом лимитирования негативных эффектов информационного давления и сопутствующих общественно-политических угроз в сфере организации и проведения выборов.
В статье произведены анализ и систематизация международных энергетических инициатив России в контексте их использования в качестве механизма «мягкой силы». Целью статьи является определение перспективных векторов российской энергетической политики. Для проведения исследования авторы применили исторический и контекстуальный методы. В ходе работы были сгруппированы российские энергетические проекты по географическому признаку, определены контекст и особенности реализации данных проектов, а также проанализирован российский опыт взаимодействия со странами-партнерами в рамках энергетических инициатив. В ходе исследования авторы также обозначили противоречия и ошибки российских энергетических инициатив, определили стратегии компаний-проводников проектов. Отдельно рассмотрены мероприятия в сфере ядерной энергетики как одной из самых перспективных сфер энергетической дипломатии РФ. В итоге определены потенциальные направления развития энергетической политики Российской Федерации с учетом возможного расширения сферы интересов. Авторы приходят к выводу, что помимо традиционной нефтегазовой сферы необходимо в качестве реализации концепции «мягкой силы» рассматривать и другие энергетические сферы, включая возобновляемую энергетику, ядерные и водородные технологии.
Цель статьи — ознакомление с понятием «мягкая сила», методиками его применения и ролью данного инструмента в решении задач мирового сообщества. Неясная и противоречивая формулировка понятия «мягкая сила» породила огромное количество мнений относительно содержания его целей, задач и инструментов. В настоящий момент, с опорой на культурную дипломатию, выстроено огромное количество рейтингов, лидерство в которых дает возможность каждой стране реализовать свои цели в международной политике. В 90-х гг. влиятельный политолог и государственный деятель США Д. Най в своей книге свободного жанра ввел довольно противоречивое понятие «мягкая сила», которое быстро распространилось в публицистике и научно-популярных статьях. Сейчас это предмет изучения науки. Многие страны соревнуются в применении этой самой «мягкой силы»: в мире работает более десятка крупных международных аналитических рейтинговых агентств. Поэтому вполне закономерно ознакомиться с тем, что вкладывает в термин «мягкая сила» его автор, и как понимают его остальные. В ходе исследования были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Изучение работ Ная, его предшественников и современных авторов, развивающих его идеи, показало, что «мягкая сила» — мощный инструмент влияния на массовое «мировоззрение», его могут применять правящие круги высшего уровня для продвижения своей повестки, результат же будет зависеть от их изначальных целей. «Мягкая сила» — это набор разнообразных параметров рейтингов, свое образная ревизия материальных и нематериальных ресурсов, позволяющая судить о возможности ее применения для влияния в международной политике теми или иными странами и, исходя из этого, прогнозировать мировые события. По мнению автора, понятие «мягкая сила» включает в себя идеологический инструмент, оказывающий влияние на самом высоком международном уровне — ц ивилизационном. Этот инструмент можно применить как для выстраивания взаимовыгодных культурных связей, которые позволят найти новые пути развития народов, так и использовать для манипуляции и тотального контроля путем ментального программирования огромных масс населения.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580