В статье предложен вариант минимального набора институтов пространственного развития российских регионов. Представленный вариант сформирован в результате проведенного ранее автором исследования проблем пространственного развития группы российских регионов. Результаты исследования отразили как разнообразие в понимании сущности пространственного развития территорий со стороны региональных властей, так и в подходах к использованию инструментов пространственного развития, в том числе в формировании институциональной базы пространственного развития на уровне региона. Автор определил составляющие региональных институтов пространственного развития. Предложен механизм взаимодействия формальных элементов пространственного развития региона, который предусматривает учет интересов в данной сфере не только данной территории, но и других субъектов РФ, граничащих с объектом исследования или входящих с ним в один макрорегион. Представлены вариации согласованности формальных и неформальных составляющих институтов пространственного развития региона, которые могут иметь положительный или отрицательный эффект от своего взаимодействия.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- Префикс DOI
- 10.28995/2073-6304-2025-2-84-101
ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает, что стратегия социально-экономического развития субъекта РФ должна разрабатываться на долгосрочный период (ст. 3) не менее 6 лет 2. Регионы не всегда разрабатывают стратегию как новый документ, а вносят коррективы в действующую, при этом внутри документа возникает несогласованность между разделами в части представленных данных.
Список литературы
1. Базуева, Дубровская 2021 - Базуева Е.В., Дубровская Ю.В. Обоснование причин неэффективности системы институтов пространственного развития РФ в контексте параметров качества // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2021. Т. 16. № 2. С. 150-167. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2021-2-150-167.
2. Бухвальд, Виленский 2017 - Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Институты развития в стратегическом планировании пространственной структуры российской экономики // Региональная экономика. Юг России. 2017. № 1 (15). С. 77-86. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2017.1.8.
3. Валентик 2021 - Валентик О.Н. Новые институты политики пространственного регулирования в Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 28. С. 114-121.
4. Виноградова и др. 2022 - Виноградова С.А., Рыбкина О.С., Устинкин С.В., Фоменков А.А. Пространственное развитие территорий: практические аспекты реализации имиджевых ресурсов крупнейшей агломерации // Власть. 2022. Т. 30. № 4. С. 75-83. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i4.9128.
5. Воронов и др. 2024 - Государственное и муниципальное управление Вопросы теории и практики / Воронов А.С., Кудина М.В., Купряшин Г.Л. [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. 192 с. ISBN 978-5-238-03861-2.
6. Гатауллин, Чувашаева 2024 - Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р. Тенденции, противоречия и закономерности функционирования институтов межрегионального и межмуниципального сотрудничества // Вестник университета. 2024. № 12. С. 50-57. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-12-50-57.
7. Дубровская 2017 - Дубровская Ю.В. Инструменты и институты активизации межрегионального взаимодействия в отечественной экономике // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 4 (60). С. 34-44. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2017.4.34-44.
8. Елсуков и др. 2019 - Елсуков М.Ю., Маевский А.В., Чеберко Е.Ф. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность макрорегионов России // Управленческое консультирование. 2019. № 12 (132). С. 70-89. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-70-89.
9. Леонтьева 2004 - Леонтьева Л.С. Организационная культура: региональный аспект: Монография / Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт); Институт государственного и муниципального управления МУБиНТ. М., 2004. 240 с.
10. Молчанов, Молчанова 2023 - Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Стратегическое планирование и пространственное развитие России: проблемы, институты // Экономика. Налоги. Право. 2023. № 16 (6). С. 60-67. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-6-60-67.
11. Монгуш 2020 - Монгуш С.П. Пространственное социально-экономическое развитие взаимодействующих регионов (на примере регионов Сибирского федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 7 (478). С. 1266-1285. https://doi.org/10.24891/re.18.7.1266.
12. Новоселов, Волянская 2024 - Новоселов А.С., Волянская Т.В. Проблемы модернизации стратегического планирования и управления экономикой региона в контексте глобальных изменений // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2024. № 4 (80). URL: https://eee-region.ru/article/8012
13. Проскурнова 2022 - Проскурнова К.Ю. Вопросы пространственного развития российских регионов // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 92. С. 116-128. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2022-92-116-128.
14. Сорокина, Чайникова 2022 - Сорокина Н.Ю., Чайникова Л.Н. Роль институтов развития в реализации целей государственных программ направления «Сбалансированное региональное развитие» и Стратегии пространственного развития Российской Федерации // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10. № 2. С. 4-14. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2022.2.1.
15. Татаркин 2012 - Татаркин А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 42-59.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описываются дефиниции понятия, сущности и функций корпоративной социальной ответственности бизнеса. Целью исследования является выявление и анализ приоритетных направлений социальной ответственности как фактора оптимизации бизнес-процессов и повышения экономической устойчивости российских бизнес-структур. Обосновывается важность использования инструмента корпоративной нефинансовой отчетности для достижения существенного уровня показателей устойчивого развития компаний. Анализируется выпуск нефинансовой отчетности и социально-ориентированных отчетов по секторам экономики России, а также характеристики качества раскрытия данных нефинансовой отчетности. Представлена отраслевая специфика выпуска нефинансовой отчетности в России. Проанализированы национальные стандарты социальной ответственности и формирования нефинансовой отчетности бизнес-структур в России. Изучены ключевые стратегии и показатели социальной политики, выявлены ключевые особенности реализации социальной политики корпоративной социальной ответственности российских бизнес-структур. Меры социальной политики российских бизнес-структур преимущественно нацелены на элементы внутренней социальной ответственности, такие как удовлетворенность и лояльность сотрудников, профессионализм и квалификация сотрудников, гендерное равенство, охрана труда и промышленная безопасность.
В предлагаемой статье приводится разработанный авторский методический подход и его апробация к оценке эффективности социальных инвестиционных проектов (проект в сфере здравоохранения отраслевой корпорации), концепция которого строится на устранении недостатков существующих методических подходов, таких как метод «затраты-результативность» и метод «затраты-выгоды». В основе такого подхода лежит авторская система показателей оценки социального эффекта, а также авторский подход к монетизации социальных эффектов. Проведенное исследование позволило разработать алгоритм оценки социально-экономической эффективности социальных инвестиционных проектов с учетом авторского методического подхода. Перевод социальных эффектов, выраженных в натуральных единицах изменения, в денежное выражение повысил точность оценки социально-экономической эффективности с учетом суммарного социального эффекта.
В статье устанавливаются границы современного научного знания в области определения кадрового потенциала IT-отрасли. Методом исследования стало сравнение мировой и отечественной исследовательской традиции на материале работ, посвященных проблемам развития кадрового потенциала IT-отрасли и отраслей, участвующих в цифровизации экономики. В ходе анализа выявлены различия в понимании следующих элементов управления кадрового потенциала – человеческий капитал, кадровое воспроизводство, профессиональное и карьерное развитие IT-специалистов. Применение количественного анализа к материалу выявило, что приоритет в современных исследованиях отдается вопросам привлечения, подбора и отбора кадров, подготовки квалифицированных кадров технических специальностей. При этом в стороне остаются вопросы, связанные с профессиональным и карьерным развитием персонала, а также привлечением иностранных квалифицированных специалистов. В целях создания современного непротиворечивого знания о структуре кадрового потенциала IT-отрасли необходимо включить в рассмотрение направления, связанные с удержанием персонала, включающие в себя процессы карьерного развития, работы с талантами и непрерывного образования персонала на уровне предприятий, отрасли и государства в целом. Было обосновано, что такое расширение вопросов – необходимость в формировании новых подходов к определению кадрового потенциала, отвечающих реалиям развития цифровой экономики. Для этого было предложено новое определение кадрового потенциала IT-отрасли, учитывающее как часто рассматриваемые вопросы, так и те вопросы, решение которых признано в работе необходимым.
В статье рассматривается проблематика использования перспективного инструментария управления в современных организациях, основанного на геймификации. Геймификация менеджмента связана с инкорпорированием в процессы управления игровых элементов, что формирует эмоциональную и социальную вовлеченность, чувство сопричастности у участников процессов управления. Геймификация и перспективы ее использования рассмотрены на примере медиаорганизаций. Цель исследования – проанализировать сущность геймификации и оценить возможности и перспективы ее использования в системах менеджмента организаций медиаиндустрии. В ходе исследования выявлены сходства и различия геймификации и использования в менеджменте моделей теории игр. Показано, что цифровая трансформация и цифровизация медиаиндустрии создают благоприятные условия для геймификации. Также положительно влияющим на внедрение инструментов геймификации в медиаорганизациях фактором является распространение в этой сфере гибридных бизнес-моделей, которые сочетают традиционную и онлайн-работу.
По мере того, как возможности искусственного интеллекта расширяются и все более полно интегрируются в общественную инфраструктуру, вопросы о том, как гарантировать его безопасное, надежное и контролируемое использование, становятся все более острыми. Построение сбалансированного правового регулирования использования искусственного интеллекта выступает сложной долгосрочной задачей, особенно в контексте развития беспилотного транспорта. В статье анализируются исследования зарубежных ученых об управлении движением беспилотного транспорта, рассматривается создание интеллектуальных транспортных систем как важное направление научно-технологического развития страны на примере стратегического партнерства с Китаем в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Высказывается ряд предположений относительно содержания положений, которые могут лечь в основу концепции закона о беспилотном движении. В работе нашли свое применение диалектический метод, анализ, синтез, индукция, структурно-функциональный подход. Сделан вывод о том, что государством взят курс на ответственное использование технологий, разработку и эксплуатацию систем искусственного интеллекта с заданным уровнем доверия. Повышению уровня доверия служит целостность инновационного цикла, проявляющаяся в тесной взаимосвязи науки с реальным сектором экономики. Обосновывается взаимообусловленность уровня автономности транспортных средств и внимания водителя. На примере трансграничной интеллектуальной надземной железной дороги Хэйшаньтоу продемонстрированы преимущества развития международных транспортно-логистических систем.
Статья посвящена тематике совершенствования процедуры регистрации перехода прав на недвижимое имущество в России в условиях цифровизации. Цифровизация государственных услуг происходит уже на протяжении более чем 10 лет, и сфера регистрации прав на недвижимое имущество не является исключением. Представляет немалый интерес соотношение публично-правового регулирования процесса государственной регистрации недвижимости с частноправовым регулированием в области совершения сделок с недвижимостью, а также с основными гражданско-правовыми принципами, в частности, с принципами разумности и добросовестности, свободой договора. В связи с цифровизацией государственных услуг проблема защиты персональных данных становится как никогда актуальной: она порождает множество дискуссий, становится причиной реформирования различных законодательных актов. В данном исследовании автор задается вопросом об установлении оптимального соотношения между мерами, направленными на защиту персональных данных, и гражданской свободой, неограниченным использованием современных технологий. В статье анализируются основные тенденции законодательства, регулирующего регистрацию права собственности на недвижимое имущество, анализируются его проблемы и делаются выводы в отношении его возможных перспектив. Также изучается ряд доктринальных источников по данному вопросу, приводятся позиции других ученых в области права. Вывод содержит в себе как общие положения, так и конкретное предложение по совершенствованию законодательного регулирования государственной регистрации недвижимости.
Статья представляет собой развернутый научно-практический комментарий положений п. 7 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ1, основанный на анализе доктрины и судебной практики в отношении таких институтов цивилистики, как субъективное гражданское право, законный интерес, осуществление субъективного права и законного интереса применительно к обработке персональных данных садовода без согласия последнего. Исследован правовой статус третьего лица во взаимосвязи с оператором персональных данных с позиций комментируемой нормы права, проанализированы и выделены императивные предписания исследуемой нормы с целью совершенствования правоприменения в практике деятельности операторов персональных данных на территории садоводств и управомоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
В статье предложена модель управления совместным созданием ценности в рамках стратегического альянса, созданного для целей импортозамещения и решения проблемы технологического суверенитета. Разработанная модель базируется на принципах сетевого менеджмента, отличающихся от принципов традиционного иерархического управления. В последнем выстраиваются вертикальные цепи команд, при этом выполнение команд является обязательным для нижестоящих звеньев цепи. В сетях, в частности в межфирменных стратегических гибридных альянсах, возникает необходимость согласования экономических интересов участников. Это требует применения более сложных подходов в менеджменте. Предложенная модель включает в себя методику определения дополнительных вознаграждений поставщику за достижение требуемых показателей качества продукции, методику управления величиной и структурой совместных инвестиций в формирование производственных мощностей и методику расчета цены конечной продукции с учетом концепции жизненного цикла. Цель исследования – разработка подходов к осуществлению менеджмента совместного создания ценности в межфирменных стратегических гибридных альянсах. Разработанная модель позволяет достичь этой цели, рекомендуется ее использование на практике при выстраивании кооперационного взаимодействия между предприятиями промышленности.
Институт саморегулирования в проектно-строительном комплексе начал развиваться еще в 2010 г. Параллельно шли процессы формирования нормативно-правовой базы и системы институтов, обеспечивающих эффективное функционирование саморегулируемых организаций в целом. В процессе становления были выявлены проблемные зоны и ряд недостатков, что привело к необходимости реформирования сложившейся системы и внедрения информационных технологий как фактора развития и подготовки специалистов. Именно потребность в специалистах и формировании человеческого капитала должна стать ключевой целью создания и развития саморегулируемых организаций. Создание кластера высококвалифицированных специалистов проектно-строительной отрасли обозначило актуальность изучения данных процессов и определило основные векторы исследования. В первой части статьи автор дает ответы на вопросы, посвященные обозначению места института саморегулирования проектно-строительного комплекса в социально-экономическом развитии страны, а также раскрывает его основные цели и задачи. Предлагается авторская трактовка основных направлений развития институциональной инфраструктуры в условиях саморегулирования. Вторая часть посвящена рассмотрению вопроса формирования институтов саморегулируемых организаций любой отрасли, при этом особое внимание уделяется вопросу развития кадрового потенциала региона и деятельности института негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/