Статья: ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ ПЕДАГОГОВ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты анализа зарубежных источников, содержащих концепции универсальных компетенций будущих и действующих педагогов и модели оценки этих компетенций, а также - сравнительных исследований, которые могут быть использованы при совершенствовании отечественной теории и практики формирования и оценки этих ресурсов деятельности учителей. Выявлены две основные концептуализации универсальных компетенций в высшем образовании (аналитическая и холистическая), определена специфика оценки универсальных компетенций в рамках этих подходов, показаны их достоинства и ограничения в процессе подготовки будущих учителей. Исследования по оценке универсальных компетенций при подготовке педагогов сосредоточены, главным образом, на когнитивных компетентностях, таких как решение проблем, вербальное, количественное и аналитическое рассуждение, критическое мышление. Дальнейшие исследования, как считают зарубежные специалисты, целесообразно посвятить моделированию академически приобретаемых универсальных компетенций и компетенций, специфичных для предметной области. В настоящее время в качестве наиболее актуального рассматривается подход к формированию и оцениванию универсальных компетенций будущих и действующих педагогов, возникший на стыке аналитической и холистической концепций, предполагающий применение на разных этапах подготовки двух наборов: стандартных аспектов универсальных компетенций и предметно-специфических ситуаций. Формирование и проверка сформированности компетенций осуществляется в рамках заданных способов деятельности и в заданных ситуациях.

Ключевые фразы: ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль компетенций, универсальные компетенции, аналитический подход, холистический подход, оценка универсальных компетенций
Автор (ы): Прудникова Виктория Аркадьевна, Фишман Лев Исаакович, Фишман Ирина Самуиловна
Журнал: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
377.8. Средняя педагогическая подготовка. Учительские институты.Педагогические техникумы
Для цитирования:
ПРУДНИКОВА В. А., ФИШМАН Л. И., ФИШМАН И. С. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ ПЕДАГОГОВ // САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. 2024. ТОМ 13, № 1
Текстовый фрагмент статьи