Генеральная цель, которая может формироваться посредством миссии, представляет основное направление деятельности компании, ее ценности и предназначение для национальной экономики, отрасли, общества. Рассмотрены миссии и стратегические цели трех ведущих российских горно-металлургических компаний, которые являются ключевыми производителями меди: публичное акционерное общество «ГМК «Норильский никель», акционерные общества «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Выполнен теоретический обзор подходов к формированию миссии и стратегических целей промышленных компаний. Определены ключевые стейкхолдеры и их ожидания в формулировках миссии, и стратегических целей применительно к горно-металлургической отрасли. Выделены компоненты миссий и на их основе проанализированы миссии трех компаний. Выполнена возможная декомпозиция миссии организации и выделены «миссия-предназначение», «миссия-политика», «миссия-ориентация». В рамках проведенного исследования использовались методы сравнительного анализа миссий и стратегических целей предприятий горно-металлургического комплекса. Применен компонентный анализ для декомпозиции миссий фирм. Проведенный сравнительный анализ миссий и стратегических целей ведущих отечественных производителей меди позволил выявить различия в управленческих подходах и видении к определению приоритетных направлений их стратегического развития.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- Префикс DOI
- 10.26425/2658-3445-2024-7-3-40-51
В медной отрасли, которая является важной для развития национального хозяйства и обеспечивает потребности машиностроения, автомобилестроения, радиоэлектроники и других высокотехнологичных отраслей, миссия компании не должна оставаться просто абстрактной идеей, но должна быть связана с конкретными стратегическими целями и реализуемыми проектами.
Список литературы
1. Гордеева У.С. Формирование миссии компании как необходимость для ее успешного развития. В кн.: Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития: материалы XVI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 31 марта 2022 г. Ставрополь: Параграф; 2022. С. 673-675.
2. Карасик В.И., Калыкова Э.А. Институциональный концепт «миссия»: ценностные характеристики. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020;2:80-90. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-80-90
3. Колесников А.В. Методика количественной оценки миссии организации. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017;5(95):119-125.
4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПБ: Питер; 1999. 800 с.
5. Мельчекова О.Г. Миссия и цели современной организации: ничего невозможного нет. Тенденции развития науки и образования. 2019;50-3:78-89. https://doi.org/10.18411/lj-05-2019-60
6. Неволин А.Е., Череповицын А.Е. Стратегический анализ горно-металлургических компаний: учет социально-экологических факторов. Экономика промышленности. 2024;1(17):7-19. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-1-1239
7. Пушкарева Н.В., Новикова И.И. Особенности методологических подходов при формировании миссии и целей организации. В кн.: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: материалы IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2018 г. Пенза: Наука и Просвещение; 2018. С. 89-91.
8. Садвакасова З.М. Особенности конструирования миссии организации в управленческой деятельности. Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2017;4:34-43.
9. Садыкова Л.Г., Баргусов А.А. Процесс выбора стратегии развития фирмы. В кн.: Актуальные вопросы права, экономики и управления: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Ульяновск, 30 апреля 2021 г. Чебоксары: Среда; 2021. С. 39-43.
10. Соболев В.А., Бурцева Т.А. Система стратегического управления. В кн.: Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов, Москва, 24 апреля 2020 г. М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА; 2020. С. 61-63.
11. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2е изд. СПБ: Питер; 2021. 295 с.
12. Шлендер П. Управление персоналом. Юнити-Дана; 2022. 320 с.
13. Dmitrieva D., Solovyova V. Russian Arctic Mineral Resources Sustainable Development in the Context of Energy Transition, ESG Agenda and Geopolitical Tensions. Energies. 2023;16:5145. https://doi.org/10.3390/en16135145
14. Doran G.T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives. Management Review. 1981;11(70):35-36.
15. Ponomarenko T., Nevskaya M., Jonek-Kowalska I. Mineral resource depletion assessment: Alternatives, problems, results. Sustainability. 2021;2(13):1-15. https://doi.org/10.3390/su13020862
Выпуск
Другие статьи выпуска
Важность молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации делает актуальным изучение его развития. Настоящая статья представляет рецензию на новую книгу, посвященную вопросам стимулирования и поддержки молодых и начинающих предпринимателей в Южно-Африканской Республике. Книга отличается новизной взглядов и значительной информативностью. Она состоит из трех основных частей, которые включают 9 глав. Рассмотрены вопросы, связанные с концептуальным видением молодежного предпринимательства и масштабной инициативой, которая специально была разработана и затем апробирована в Южно-Африканской Республике для стимулирования соответствующей деятельности. Автором рецензируемой книги подчеркнуто большое значение, с одной стороны, университетской среды и сформированных в ней механизмов, а с другой – личностного развития предпринимателей. Даны рекомендации по поиску источников финансирования и работе с потенциальными потребителями инновационных продуктов и услуг. Книга написана доходчивым языком, который характерен скорее для учебной литературы, и хорошо иллюстрирована. Установлено, что в ней содержатся различные отсылки к цифровой трансформации, а управление рассмотрено применительно как к созданным предпринимателями фирмам, так и к системам стимулирования молодежного предпринимательства в целом. Книга содержит интересную (в том числе в педагогическом отношении) информацию, учитывать которую также будет полезно при налаживании сотрудничества между странами БРИКС.
Рассмотрены перспективы развития цифрового маркетинга и его роль в обеспечении устойчивости развития экономики. Исследованы современные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются маркетологи в условиях быстрого развития цифровых технологий. Цифровизация во всех областях народного хозяйства и любых направлениях человеческой деятельности набирает все большие темпы и становится неотъемлемой частью любой деятельности. Концепция устойчивого развития предполагает достижение баланса развития социально-экономической сферы, сохранения окружающей среды на базе технологического развития и рационализации потребления, в чем маркетинг играет немаловажную роль, и, следовательно, его развитию необходимо уделять больше внимания. Рассмотрены роль цифрового маркетинга и возможности ее повышения, а также пути преодоления проблем во внутренней и внешней экономической деятельности с помощью цифрового маркетинга. Целью настоящего исследования является определение основных трендов развития маркетинга в условиях цифровизации, которые позволят разрабатывать и подготавливать новые рынки и товары с использованием последних маркетинговых достижений в связи с работой на перспективу в рамках концепции устойчивого развития экономической, экологической и социальной сфер жизни. Изучены влияние цифровизации на стратегии маркетинга, изменения в потребительском поведении, а также проанализированы новые инструменты и платформы, которые используются для продвижения товаров и услуг. В каждой сфере деятельности имеются свои особенности внедрения цифровизации – не является исключением и маркетинговая деятельность, и ее развитие в плане внедрения цифровых технологий актуально.
В сфере современного образования, подверженной постоянным изменениям под влиянием социокультурных, экологических и экономических изменений, существует неотложная задача по созданию созвучных трансформациям методов и направлений в образовательном процессе. Целью данной работы является определение обещающих областей исследования в контексте непрерывного образования. Методологическими инструментами стали: анализ взаимосвязей между концепциями, объединяющими философские, социокультурные, экономические и образовательные категории; критический анализ собственной педагогической практики в контексте формального, неформального и инцидентного обучения; организация и проведение опроса экспертов через сеть «Интернет» в декабре 2023 г.; качественный анализ детализированных ответов участников опроса на поставленные вопросы. Выявлены новые источники для создания междисциплинарной методологии, развитие которой предполагается на границе разнообразных знаниевых областей и в рамках практических исследований трансдисциплинарности. Авторский анализ выявил существенные методологические инновации, присутствующие в науке и современной философии, при рассмотрении постоянного образования как жизненного аспекта современного человека. Проанализированы потенциал и перспективы, имманентные инновационным сочетаниям и взаимодействиям между ранее автономными сферами знания. В эпоху быстрого развития технологий и образования, когда происходит слияние человеческого аспекта с искусственным интеллектом, сохранение человеческих ценностей становится критически важным. Статья приобретает свою значимость за счет исследования методологических подходов, наиболее подходящих для разработки прогрессивной психолого-педагогической концепции в рамках феномена непрерывного базового образования.
Современный многополярный мир, подверженный экономическим и финансовым кризисам, требует создания новой модели взаимодействия и сотрудничества. Цели и приоритеты развития экономических систем на уровне государств и регионов в последнее время претерпевают большие изменения. Под руководством Президента Российской Федерации (далее – РФ) В. В. Путина планы развития субъектов РФ постоянно пересматриваются в зависимости от сложившейся в регионе ситуации. В сфере современной региональной политики становится все более актуальной задача обеспечения устойчивого развития экономических систем территории. Органы государственного управления, научное и экспертное сообщества уделяют все большее внимание проблемам государственной региональной политики и ее составной части – региональной экономической политике, которая должна обеспечивать взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на уровне субъектов концепциями, долгосрочными стратегиями и среднесрочными программами социально-экономического развития. Формирование эффективных механизмов реализации экономической политики РФ на различных уровнях власти требует особого внимания. Недостаточная четкость целей государственной политики в отдельных субъектах затрудняет определение стратегических приоритетов развития и снижает эффективность прогнозов. В связи с этим исследование процессов регионального социально-экономического развития в современной России является актуальным как в теоретическом, так и практическом плане и обусловливает необходимость совершенствования научного обеспечения механизмов формирования и реализации современной эффективной региональной экономической политики. Требуется усиленная работа над ее адаптацией с целью формирования долгосрочных программ социально-экономического развития страны. Базисный тезис исследования заключается в том, что центром формирования эффективной экономики РФ на любом этапе ее развития являются регионы. Целью исследования выступают развитие теоретических основ формирования региональной экономической политики субъектов РФ и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее реализации в современных условиях.
Выявлены взаимосвязи между интегральным показателем устойчивого развития предприятия и ключевыми показателями эффективности, отражающих три блока ESG. Предметом исследования является оценка зависимости устойчивого развития предприятия от экологических, социальных и управленческих факторов, которая осуществлена на основе построения и анализа эконометрической модели по 18 ESG-показателям устойчивого развития крупной международной горнодобывающей и металлургической вертикально интегрированной компании. Основными методами исследования выступили корреляционный и регрессионный анализ. Доказана взаимосвязь между величиной показателя устойчивого развития предприятия и ESG-факторами. Выявлены конкретные ключевые показатели, влияющие на устойчивое развитие предприятия. Научный вклад исследования заключается в выявлении особенностей влияния экологических и социальных аспектов на результаты деятельности промышленных предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности в контексте роста запроса на устойчивое развитие. Результаты исследования имеют решающее значение для достижения не только стратегических, коммерческих и производственных целей предприятия, но и целей продвижения в производственном секторе страны повестки устойчивого развития. Направления будущих исследований в данной области видятся в разработке концептуальных положений по направлениям корректировки бизнес-процессов российских предприятий с учетом принципов ESG.
Представлены исследования и обзорные статьи, опубликованные в период с 2014 г. по 2023 г., посвященные использованию облачных технологий и блокчейна для развития интеллектуального сельского хозяйства в Российской Федерации (далее – РФ, Россия), Китае и Белоруссии. Перечислены основные направления цифровизации современного сельского хозяйства. Проведено сравнение технического прогресса сельского хозяйства в РФ и соседних европейских странах (Польше и Латвии). Результаты опроса показывают, что в РФ передовые разработки учитывают почвенно-климатические и агротехнологические особенности территории, развиты поставщики облачных технологий и собственные центры обработки данных. Отмечено, что некоторые практические системы не унифицированы, вычислительные ресурсы географически распределены, а цифровыми платформами в РФ пользуются менее 8–10 % фермерских хозяйств. Описаны перспективные направления исследований современных технологий и их применения в сельском хозяйстве. Настоящее исследование посвящено информационным технологиям, применяемым в интеллектуальном сельском хозяйстве на основе облачных вычислений и блокчейна. Для интеллектуального сельского хозяйства характерны большие объемы данных. Передача и анализ данных в такой информационной системе основаны на облачных технологиях. Процессы агропроизводственного цикла связаны с другими звеньями цепочки создания стоимости в сложных высокоавтоматизированных производственных и логистических цепочках, охватывающих оптовые и розничные торговые компании, логистику, сельскохозяйственных производителей и их поставщиков. Такие цепочки могут снизить себестоимость и розничные цены на продукты питания, а также потребность в производственных и сбытовых мощностях. Цифровизация цепочек поставок и создания стоимости, развитие цифровых платформ, объединяющих участников агроэкосистемы, приводят к использованию блокчейна.
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru