Архив статей журнала
Представлены инновационные вычисления и блокчейн-технологии в Российской Федерации, Китае и Белоруссии. Облачные вычисления относятся к технологиям распределенных вычислений, которые используют алгоритмы сетевого доступа к общим вычислительным ресурсам. Использование облачного сервиса для интеллектуального ведения сельского хозяйства является многообещающей технологией, поскольку может обеспечить огромные вычислительную мощность и емкость хранилища, высокую масштабируемость и гибкость. Облачная инфраструктура включает компьютерные сети, серверы, хранилища данных и операционные системы. Поставщики облачных услуг обычно предоставляют свои услуги, используя одну из следующих информационных технологий: SaaS («Программное обеспечение как услуга»), PaaS (Платформа как услуга), IaaS (Инфраструктура как услуга). С SaaS все необходимое программное обеспечение расположено на облачных серверах и сдается в аренду. Существуют такие сервисы, как хранилища данных, файлов и записей, веб-сервисы электронной почты и различные инструменты, связанные с управлением проектами, которые могут быть настроены в зависимости от сельскохозяйственной компании. С PaaS клиентам предоставляется среда для разработки их собственных приложений, включая операционные системы, базы данных и средства обработки данных, а также возможности и ресурсы для хранения данных, установки операционных систем. Основная цель IaaS – устранить зависимость от платформ и ресурсоемкой установки, предоставив их как часть облачного сервиса.
В настоящее время в отрасли черной металлургии наблюдаются растущие тенденции по показателю «ломообразование», что требует более ответственного отношения и эффективных способов в последующих переделах производственной цепочки. Приведены прогнозы развития рынка лома черных металлов в перспективе до 2030 г. Представлены факты о возрастающих тенденциях применения машинного зрения в промышленном секторе в результате проведения кластеризации ключевых слов «машинное зрение и промышленность» на основе публикаций, размещенных в базе данных NCBI PubMed. Объект исследования – предприятия металлургической отрасли, в частности по ломозаготовке черных металлов. Предмет исследования – процесс оценки засоренности лома. Проведено сравнение традиционного процесса оценки лома и цифрового (на основе применения машинного зрения), которые визуализированы в виде алгоритмов последовательности шагов их реализации. Подтверждена гипотеза о более эффективном использовании технологии машинного зрения в технологическом производственном процессе оценки засоренности металлолома при его приеме для дальнейшего передела по сравнению с технологией, основанной на визуально-экспертной оценке. Представлены перспективы использования и коммерциализации цифрового сервиса, а также его влияние на прозрачность и надежность взаимодействия между контрагентами. Использовались такие научные методы, как библиометрический анализ литературы, посвященный вопросам применяемых методов и способов оценки качества выгружаемого лома, сравнительный анализ применяемых процессов оценки засоренности лома на основе рассмотренных алгоритмов, а также методы синтеза, которые обобщают результаты.
Важность молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации делает актуальным изучение его развития. Настоящая статья представляет рецензию на новую книгу, посвященную вопросам стимулирования и поддержки молодых и начинающих предпринимателей в Южно-Африканской Республике. Книга отличается новизной взглядов и значительной информативностью. Она состоит из трех основных частей, которые включают 9 глав. Рассмотрены вопросы, связанные с концептуальным видением молодежного предпринимательства и масштабной инициативой, которая специально была разработана и затем апробирована в Южно-Африканской Республике для стимулирования соответствующей деятельности. Автором рецензируемой книги подчеркнуто большое значение, с одной стороны, университетской среды и сформированных в ней механизмов, а с другой – личностного развития предпринимателей. Даны рекомендации по поиску источников финансирования и работе с потенциальными потребителями инновационных продуктов и услуг. Книга написана доходчивым языком, который характерен скорее для учебной литературы, и хорошо иллюстрирована. Установлено, что в ней содержатся различные отсылки к цифровой трансформации, а управление рассмотрено применительно как к созданным предпринимателями фирмам, так и к системам стимулирования молодежного предпринимательства в целом. Книга содержит интересную (в том числе в педагогическом отношении) информацию, учитывать которую также будет полезно при налаживании сотрудничества между странами БРИКС.
Рассмотрены перспективы развития цифрового маркетинга и его роль в обеспечении устойчивости развития экономики. Исследованы современные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются маркетологи в условиях быстрого развития цифровых технологий. Цифровизация во всех областях народного хозяйства и любых направлениях человеческой деятельности набирает все большие темпы и становится неотъемлемой частью любой деятельности. Концепция устойчивого развития предполагает достижение баланса развития социально-экономической сферы, сохранения окружающей среды на базе технологического развития и рационализации потребления, в чем маркетинг играет немаловажную роль, и, следовательно, его развитию необходимо уделять больше внимания. Рассмотрены роль цифрового маркетинга и возможности ее повышения, а также пути преодоления проблем во внутренней и внешней экономической деятельности с помощью цифрового маркетинга. Целью настоящего исследования является определение основных трендов развития маркетинга в условиях цифровизации, которые позволят разрабатывать и подготавливать новые рынки и товары с использованием последних маркетинговых достижений в связи с работой на перспективу в рамках концепции устойчивого развития экономической, экологической и социальной сфер жизни. Изучены влияние цифровизации на стратегии маркетинга, изменения в потребительском поведении, а также проанализированы новые инструменты и платформы, которые используются для продвижения товаров и услуг. В каждой сфере деятельности имеются свои особенности внедрения цифровизации – не является исключением и маркетинговая деятельность, и ее развитие в плане внедрения цифровых технологий актуально.
Генеральная цель, которая может формироваться посредством миссии, представляет основное направление деятельности компании, ее ценности и предназначение для национальной экономики, отрасли, общества. Рассмотрены миссии и стратегические цели трех ведущих российских горно-металлургических компаний, которые являются ключевыми производителями меди: публичное акционерное общество «ГМК «Норильский никель», акционерные общества «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Выполнен теоретический обзор подходов к формированию миссии и стратегических целей промышленных компаний. Определены ключевые стейкхолдеры и их ожидания в формулировках миссии, и стратегических целей применительно к горно-металлургической отрасли. Выделены компоненты миссий и на их основе проанализированы миссии трех компаний. Выполнена возможная декомпозиция миссии организации и выделены «миссия-предназначение», «миссия-политика», «миссия-ориентация». В рамках проведенного исследования использовались методы сравнительного анализа миссий и стратегических целей предприятий горно-металлургического комплекса. Применен компонентный анализ для декомпозиции миссий фирм. Проведенный сравнительный анализ миссий и стратегических целей ведущих отечественных производителей меди позволил выявить различия в управленческих подходах и видении к определению приоритетных направлений их стратегического развития.
Современный многополярный мир, подверженный экономическим и финансовым кризисам, требует создания новой модели взаимодействия и сотрудничества. Цели и приоритеты развития экономических систем на уровне государств и регионов в последнее время претерпевают большие изменения. Под руководством Президента Российской Федерации (далее – РФ) В. В. Путина планы развития субъектов РФ постоянно пересматриваются в зависимости от сложившейся в регионе ситуации. В сфере современной региональной политики становится все более актуальной задача обеспечения устойчивого развития экономических систем территории. Органы государственного управления, научное и экспертное сообщества уделяют все большее внимание проблемам государственной региональной политики и ее составной части – региональной экономической политике, которая должна обеспечивать взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на уровне субъектов концепциями, долгосрочными стратегиями и среднесрочными программами социально-экономического развития. Формирование эффективных механизмов реализации экономической политики РФ на различных уровнях власти требует особого внимания. Недостаточная четкость целей государственной политики в отдельных субъектах затрудняет определение стратегических приоритетов развития и снижает эффективность прогнозов. В связи с этим исследование процессов регионального социально-экономического развития в современной России является актуальным как в теоретическом, так и практическом плане и обусловливает необходимость совершенствования научного обеспечения механизмов формирования и реализации современной эффективной региональной экономической политики. Требуется усиленная работа над ее адаптацией с целью формирования долгосрочных программ социально-экономического развития страны. Базисный тезис исследования заключается в том, что центром формирования эффективной экономики РФ на любом этапе ее развития являются регионы. Целью исследования выступают развитие теоретических основ формирования региональной экономической политики субъектов РФ и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее реализации в современных условиях.
Выявлены взаимосвязи между интегральным показателем устойчивого развития предприятия и ключевыми показателями эффективности, отражающих три блока ESG. Предметом исследования является оценка зависимости устойчивого развития предприятия от экологических, социальных и управленческих факторов, которая осуществлена на основе построения и анализа эконометрической модели по 18 ESG-показателям устойчивого развития крупной международной горнодобывающей и металлургической вертикально интегрированной компании. Основными методами исследования выступили корреляционный и регрессионный анализ. Доказана взаимосвязь между величиной показателя устойчивого развития предприятия и ESG-факторами. Выявлены конкретные ключевые показатели, влияющие на устойчивое развитие предприятия. Научный вклад исследования заключается в выявлении особенностей влияния экологических и социальных аспектов на результаты деятельности промышленных предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности в контексте роста запроса на устойчивое развитие. Результаты исследования имеют решающее значение для достижения не только стратегических, коммерческих и производственных целей предприятия, но и целей продвижения в производственном секторе страны повестки устойчивого развития. Направления будущих исследований в данной области видятся в разработке концептуальных положений по направлениям корректировки бизнес-процессов российских предприятий с учетом принципов ESG.
Проблематика цифрового управления обширна и зачастую рассматривается с общетеоретической точки зрения, что делает актуальным проявление хорошо систематизированных практических руководств. Настоящая статья представляет рецензию на свежую и при этом удачную работу, посвященную цифровому управлению. Книга состоит из двух вводных разделов и 12 глав, объединенных в три части. Вопросы, рассматриваемые в рецензируемой работе, касаются процессов цифровизации и их влияния на управленческую деятельность, коллективного интеллекта и возможностей его применения при осуществлении организационного менеджмента, а также искусственного интеллекта, его технологий и перспектив их использования в современном управлении. Настоятельно рекомендуется внедрение этих технологий в рамках пилотных проектов с тестированием их эффективности и последующей донастройкой. Автор книги не концентрируется на сугубо технологических аспектах, а, во-первых, показывает преемственность и взаимосвязь «классического» и цифрового управления и, во-вторых, акцентирует внимание на личности менеджера и новых вызовах для него в условиях цифровизации. Для книги характерна академическая, но при этом простая и хорошо структурированная подача сложного материала. Много конкретики, примеров, рекомендаций. Некоторые аспекты цифрового управления остались вне поля зрения автора, однако такая неполнота неизбежна. Книга может быть полезна специалистам, преподавателям и студентам университетов, а также собственно управленцам.
В статье рассматривается эволюция развития концепции низкоуглеродной экономики как новой модели экономики и экологического регулирования. Проанализированные научные исследования российских и зарубежных ученых позволили выявить основные механизмы, методы и ключевые факторы развития и трансформации новой низкоуглеродной экономики, классифицировать показатели энергоэффективности, а также систематизировать актуальные тренды. На сегодняшний день все международные эксперты, политики, неправительственные организации пришли к общему мнению, что «зеленая» (низкоуглеродная) экономика является важным направлением для достижения устойчивого развития экономики, социальной политики и сохранения экологии. Актуальность статьи заключается в том, что развитие низкоуглеродной экономики в условиях серьезных трансформаций энергетики и глобального кризиса экономики является основным рычагом постепенного перехода к экологической цивилизации, обеспечивающим взаимодействие и согласование экономических, социальных и экологических аспектов. По результатам проведенного исследования сделаны выводы, которые могут определить ключевые направления формирования программ экономического развития и проектов оптимизации ресурсов энергоэффективности. Учитывая глобальное изменение климата, необходимо предпринять ряд важных мер по устранению негативных влияний на экологическую сферу.
Цифровизация – один из «катализаторов» развития экономики в любом современном государстве. Соответственно, она имеет сильное влияние на международный финансовый рынок в целом. Страны, которые в числе первых начали проводить цифровую трансформацию в своей экономике, занимают лидирующие места по уровню социально-экономического развития. На данный момент мировая экономика находится в достаточно сложном положении, и лидирующие страны все еще ищут новые пути развития, которые смогут облегчить некоторые аспекты экономики. Необходимость быстрого внедрения и адаптации международного финансового рынка к цифровым технологиям и трансформация международных валютно-кредитных отношений – вот основные тенденции развития цифровизации международного финансового рынка в современных условиях. В связи с развитием цифровых технологий появляются новые участники финансового рынка, расширяется спектр оказываемых услуг, повышается качество получаемых результатов.