Провокации всегда были одним из самых мощных рычагов влияния в политике. В статье авторы дают обобщённое определение политической провокации как метода политической конфронтации, используемого политическими субъектами с целью спровоцировать ответные меры со стороны противника и использовать их последствия в интересах инициатора провокации. Обычно провокации применяются для дестабилизации ситуации, провоцирования политического кризиса, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров и дезинформации общественности с помощью организованных действий подрывного характера. Именно поэтому в наши дни, в связи с развитием международного права и популяризацией санкций, их изучение привлекает всё больше внимания учёных, политиков и т. д. По этой причине в тексте упоминаются наиболее подробные и исчерпывающие работы по данной теме. Исследование основано на историко-сравнительном подходе и таких теоретических методах, как анализ, синтез и обобщение. В результате исследования была проведена современная классификация провокаций по различным критериям. Однако авторы отмечают, что наиболее популярной является классификация по функциональному назначению, включающая пять групп. В статье каждая группа проиллюстрирована конкретным историческим примером применения провокации и описанием её последствий. Авторы отмечают, что, хотя отношение общества к провокациям неоднозначно, потенциальная сила таких действий в плане влияния на политические результаты значительна. По этой причине провокационные методы остаются предметом значительного интереса и изучения для исследователей. Представляется неизбежным, что определённые группы в мировом сообществе будут продолжать использовать провокации в самых разных формах в своём стремлении к власти. В связи с этим авторы подчёркивают, что субъекты, стремящиеся повлиять на политическую ситуацию, должны понимать, как можно использовать провокацию в этих целях, и осознавать, что провокационные действия всегда сопряжены с риском неожиданных и неконтролируемых последствий.
Provocations have always been one of the most powerful levers of influence in politics. In the article its authors give generalized definition of political provocation as a technique of political confrontation, used by political actors, whose aim is to provoke response measures from the opponent and use their consequences to benefit its initiator. Usually, provocations are applied for destabilizing the situation, causing political crisis, escalating violence, discrediting the policies of states, parties, leaders and disinforming public by using organized actions of a subversive nature. That is why nowadays due to development of international law and popularization of sanctions their exploration draws even more attention of various scientists, politicians, etc. For this reason, the most detailed and comprehensive works on this subject are mentioned in the text. The work is based on a historical-comparative approach and theoretical methods such as analysis, synthesis and generalisation. As a result of exploration, modern classification of provocations could be done by various criteria. However, authors highlight that the most popular one is the division by functional purposes, containing five groups. In the article each group is illustrated by specific historical example of provocation application and description of its consequences. The authors note that although public attitude towards provocation is ambiguous, the potential power of such actions to influence political outcomes is considerable. For this reason, provocative techniques remain a topic of significant interest and investigation for researchers. It seems inevitable that certain groups within the global community will continue to employ provocations in a multitude of ways in their pursuit of power. In this regard, the authors emphasise that actors, seeking to influence the political situation, should understand how provocation can be used for this purpose and realise that there is always a risk of unexpected and uncontrollable consequences in provocative practices.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Список литературы
1. Глухова А. В. К вопросу о роли провокации в политике // Власть. 2016. № 3. С. 92-96. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/4038 (дата обращения: 25.11.2024).
2. Karwat M. Theory of Provocation. In the Light of Political Science // Studies in politics, security and society. 2022. Volume 44. 376 p. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/53920/9783631866764.pdf?sequence=1&isAllowed=y#:~:text=A%20political%20provocation%20manifests%20itself,applications%2C%20aims%2C%20and%20much%20more (access date: 25.11.2024).
3. Тумский С.В. Провокация как социальное действие: определение феномена в контексте кроссдисциплинарного анализа. // Социодинамика. 2017. № 8. С. 1-11. URL: https://e-notabene.ru/pr/article_23349.html. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.8.23349
4. Тумский С.В. Положительная провокация в социокультурной сфере. Отличие положительной провокации от отрицательной // Социодинамика. 2018. № 9. С. 27-39. URL: https://e-notabene.ru/pr/article_25341.html. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.9.25341
5. Соколова А.В. Концептуализация ведения информационных войн в условиях развития современных социальных сетей // Политика и Общество. 2024. № 2. С. 1-12. URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_69815.html. DOI: 10.7256/2454-0684.2024.2.69815
6. Дружинин А. М. Провокационные практики в политическом влиянии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2016. № 4. С. 58-65. URL: http://nauteh-journal.ru/index.php/-pzn16-04/2544-a (дата обращения: 25.11.2024).
7. Дзялошинский И. М., Жолудь, Р. В. Провокация в системе коммуникационных технологий // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Том 2, № 2. С. 62-81. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 25.11.2024).
8. Дмитриев А.В. Провокации и “цветные революции” // Российский журнал правовых исследований. 2016. Т. 3. № 1. C. 49-53. URL: https://journals.eco-vector.com/2410-7522/article/view/18106/ru_RU (дата обращения: 25.11.2024).
9. Иванова Т. Н. Политпровокации в СМИ как часть политтехнологий и их влияние на социально-психологическое состояние общества // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2016. Т. 38. С. 44-48. URL: http://e-koncept.ru/2016/56804.htm (дата обращения: 25.11.2024).
10. Зайцева Л. Ю. Роль провокации в развитии социума // Вестник Курганского государственного университета. 2009. № 2. С. 65-67. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3644/%d0%92%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba_2009_%d0%93%d0%9d.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.11.2024).
11. Ильичева Л. Е., Ханас П. Д. Провокация в политической сфере: взгляд молодежи (обзор результатов исследования) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 74-83. URL: https://tidings.tsu.tula.ru/tidings/pdf/web/preview_therest_ru.php?x=tsu_izv_humanities_2017_001&year=2017 (дата обращения: 25.11.2024).
12. Нурмаганбетова А. А., Монгилёва Н.В. Провокационные вопросы и реакции на них в политическом интервью. Tiltanym. 2023. Т. 3. С. 118-126. 10.55491/2411-6076-2023-3-118-126 (дата обращения: 25.11.2024). DOI: 10.55491/2411-6076-2023-3-118-126(
13. Buchhandler-Raphael M. Fear-Based Provocation // Washington and Lee University School of Law Scholarly Commons. 2018. URL: https://scholarlycommons.law.wlu.edu/wlufac/528/ (access date: 25.11.2024).
14. Dafoe A., Liu S., O’Keefe B., Weiss J.C. Provocation, Public Opinion, and International Disputes: Evidence from China // International Studies Quarterly. 2022. Volume 66. Issue 2. 10.1093/isq/sqac006 (access date: 25.11.2024). DOI: 10.1093/isq/sqac006(accessdate
15. Driessens O. ‘Do (not) go to vote!’ Media Provocation Explained // European Journal of Communication. 2013. No. 28 (5). Pp. 556-569. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ (access date: 25.11.2024). DOI: 10.1177/0267323113493253
16. Hasell A., Weeks B. E. Partisan Provocation: The Role of Partisan News Use and Emotional Responses in Political Information Sharing in Social Media // Human Communication Research. 2016. Volume 42. Issue 4. Pp. 641-661. 10.1111/hcre.12092 (access date: 25.11.2024). DOI: 10.1111/hcre.12092(accessdate
17. Lin A. Challenges from Below: Provocations from Smaller States and Rising Power Status Dissatisfaction / Alex Yu-Ting Lin // New way realism II. Conference held by Ohio State University, Mershon Center for International Security Studies on April 23 - April 24, 2021. URL: https://mershoncenter.osu.edu/sites/default/files/2021-04/Challenges%20from%20Below%20-%20AYTL.pdf, https://mershoncenter.osu.edu/events/new-wave-realism-ii (access date: 25.11.2024).
18. Maddox, J. How to Start a War: Eight Cases of Strategic Provocation // Narrative and Conflict: Explorations in Theory and Practice. 2016. No. 3(1). Pp. 66-109 URL: https://www.researchgate.net/publication/305780940_How_To_Start_A_War_Eight_Cases_of_Strategic_Provocation (access date: 25.11.2024).
19. Pangrazio L. Exploring Provocation as a Research Method in the Social Sciences // International Journal of Social Research Methodology. 2016. No. 20(2), Pp. 225-236. 10.1080/13645579.2016.1161346 (access date: 25.11.2024). DOI: 10.1080/13645579.2016.1161346(accessdate
20. Tikkanen A. Roswell Incident // Britannica. URL: https://www.britannica.com/event/Roswell-incident (access date: 25.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы трансформации и содержание понятия национально-государственной идентичности современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, социологов и психологов. Эмпирической базой исследования служат документы стратегического планирования (стратегии национальной политики), послания федеральному собранию Президента России и его публичные выступления. Авторы отмечают, что современная российская национально-государственная идентичность представляет собой процесс конструирования идентичности как макрополитического явления, изучаемого с помощью междисциплинарного подхода на стыке политологии, когнитивистики, лингвистики и истории, что объясняет интерес к дискурсивным особенностям исследуемого феномена. Отдельное внимание в исследовании уделяется содержанию понятия национально-государственная идентичность, что позволяет определить этапы конструирования ее трансформации. Для обзора подходов к сущности национально-государственной идентичности используются общенаучные методы исследования: сбор, анализ, классификация и синтез информации. Взятая за методологическую основу исследования парадигма конструктивизма, позволила выявить особенности характерные для каждого этапа конструирования национально-государственной идентичности и определить ведущие инструменты политического дискурса, формы интерпретации и трансляции изучаемого понятия. В результате исследования были определены четыре этапа трансформации национально-государственной идентичности, каждому из которых соответствует ведущий нарратив. Первый этап (1991-1999) отличен от последующих ярко выраженным «критическим нарративом», где главной линией выстраивания диалога с «народом» является «неудачный опыт советского прошлого». Ведущим нарративом второго этапа (2000-2011) становится нарратив «тотальной преемственности», где «тысячелетний» опыт России и ее «цивилизационная миссия» являются основой трансляции национальной идеи. Третий этап (2012-2019) представляется центральной идеей о «государствообразующем русском народе». Закрепление «позитивных целей» России и ее роли «спасительницы» происходит на четвертом этапе (2020-2024), где фокус приходится на утверждение и трансляцию уже задекларированных духовно-нравственных ценностей. В заключении отмечается, что новый виток в конструировании национально-государственной идентичности в политико-управленческом измерении придется на 2025 год, когда будет принят обновленный вариант «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».
Международный дискуссионный клуб «Валдай» является одной из немногих площадок, на которой не только обсуждают актуальные проблемы в сфере политики, экономики, общественной жизни, но и формируют стратегию развития на несколько лет вперед. Именно поэтому представляется актуальным проанализировать основные месседжи и смыслы, которые Россия будет в ближайшей перспективе активно транслировать на внешние аудитории. В данном исследовании было проанализировано выступление президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2023 году. Объектом исследования выступают новые векторы международного имиджа России, а предметом - направления векторов международного имиджа России. Гипотеза исследования состоит в том, что направления векторов международного имиджа России значительно изменились после начала СВО на Украине. Методология исследования: при помощи программного обеспечения AntConc (v. 4.2.4) текст выступления президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай-2023» был автоматически обработан согласно алгоритмам программы. Научная новизна заключается в исследовании смены векторов продвижения международного имиджа России. Если до 2022 года основной упор был сделан на создании позитивного имиджа России в европейских странах и в США, то в последнее время акцент смещается на продвижение имиджа России в большем количестве регионов, не менее приоритетными становятся другие регионы (Африка, Китай, Индия и Латинская Америка). При этом, Европа и США также продолжают занимать важное место во внешней политике России. Векторы продвижения имиджа России, направленного на внешнюю аудиторию, сместились и стали более разноплановыми. Ориентиры во внешней политике, обозначенные президентом РФ В. В. Путиным, будут основой для работы органов власти, отвечающих за формирование и продвижение имиджа России на внешнюю аудиторию.
Миграция приводит к значительным изменениям в социальных ролях мужчин и женщин в современном Вьетнаме. Миграционный процесс не только отражает экономическое развитие, но и демонстрирует глубокие изменения в структуре семьи, гендерных отношениях и экономических обязанностях. Данная статья посвящена анализу влияния миграции на изменение социальных ролей мужчин и женщин на основе данных опроса и глубинных интервью в коммуне Винь Трач Донг, провинция Бак Лиеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Сочетание количественных и качественных методов помогает прояснить изменения в трудовых ролях, семейных обязанностях и социальной осведомленности о гендере. Результаты исследований показывают, что женщины-мигранты берут на себя основную трудовую роль, а оставшиеся мужчины постепенно адаптируются к работе по уходу за семьей. Однако это изменение также усиливает давление на оба пола, тем самым создавая острую необходимость в политике поддержки и защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, в исследовании также предлагаются решения по повышению гендерного равенства, улучшению условий труда и оказанию психологической и социальной поддержки как мужчинам, так и женщинам в контексте растущей миграции во Вьетнаме. В частности, в статье подчеркивается, что миграционный процесс является не только экономическим явлением, но и основной движущей силой изменения традиционных представлений о гендере. Тот факт, что женщины играют ключевую экономическую роль, помогает им занимать более высокое положение в семье и обществе. Напротив, мужчины постепенно принимают на себя работу по дому и уходу за детьми, разрушая жесткую модель гендерного разделения труда. Эти изменения требуют гибкой адаптации со стороны заинтересованных сторон, и необходима долгосрочная политика для поддержки этого перехода на устойчивой основе.
Предметом исследования в данной научной статье является система оплаты труда сотрудников полиции в Российской Федерации, её влияние на их специальный правовой статус и систему оплаты труда, а также анализ причин текучести кадров, выявляя неконкурентоспособный уровень оплаты труда как один из ключевых факторов. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию новой модели системы оплаты труда, направленной на стимулирование результативности и компенсацию за переработки, при этом учитывающей бюджетные ограничения и принципы добровольности, справедливости, прозрачности и экономической эффективности. Статья детально раскрывает структуру предлагаемой модели, включающей сохранение базовых элементов денежного довольствия и введение дополнительных выплат, а также обосновывает необходимость автоматизации процессов учета переработок и оценки результатов деятельности. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, системный подход, а также специальные юридические методы, экономико-математическое моделирование и анализ статистических данных МВД России. Новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании концептуально новой модели системы оплаты труда сотрудников полиции, предлагающей комплексный подход к решению проблемы некомплекта без существенного увеличения бюджетных ассигнований. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенный механизм перераспределения существующих бюджетных средств за счет оптимизации окладов и использования экономии от вакантных должностей для стимулирования результативности и компенсации переработок. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование преимуществ предложенной модели, включающих повышение конкурентоспособности оплаты труда, снижение текучести кадров, усиление мотивации сотрудников и повышение справедливости системы оценки труда. Также определены потенциальные риски внедрения и предложены пути их минимизации, подчеркивая необходимость поэтапного внедрения и постоянного мониторинга системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной модели для совершенствования системы оплаты труда в органах внутренних дел и решения проблемы некомплекта личного состава.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время Президент России стал олицетворением государства как для населения, так и для мирового сообщества, выступает самым влиятельным политическим игроком в структуре государственной власти. Цель статьи - проследить персонификацию президентской власти в политической сфере в России на основе анализа стенограмм заседаний Государственной Думы. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонификация президентской власти в политической сфере в России. Автором был проведен анализ стенограмм заседаний Государственной Думы, так как, во-первых, Государственная Дума выражает интересы российского общества на основе принятия соответствующих законодательных актов. Во-вторых, будучи самостоятельным органом в своих решениях, разрабатывает политические «инновации», необходимые демократическому и правовому государству. Ведущим методом к исследованию проблемы выступает темпоральный подход А. Ю. Сунгурова к творческому процессу, согласно которому в государственной сфере выделяется два этапа с соответствующими ему фазами. Анализ 215 стенограмм Государственной Думы проводится на основе таких фаз: осознание проблемы и включение ее в повестку дня, подготовка проектов решений, принятие законопроекта. В статье представлены результаты исследования стенограмм заседаний Государственной Думы за 2017, 2020 и 2023 годы, по результатам которых выявлена активная поддержка и внедрение законодательной властью, в первую очередь, идей и взглядов президента. Материалы статьи представляют практическую ценность для приращения знаний и устранения противоречий в области государственного управления в России. Уникальность результатов исследования состоит в сделанных автором выводах, свидетельствующих о зависимой работе Государственной Думы, об отсутствии самостоятельности в разработке и принятии решений. Автор приходит к следующим выводам: - депутаты Государственной Думы не инициируют значимые для государства и общества законы, чаще всего они исходят от президента или правительства РФ (во исполнение поручений того же самого президента); - члены нижней палаты парламента не занимаются поиском самостоятельных действенных решений по разрешению тех или иных проблем; - отсутствует адекватная политическая полемика при продвижении и принятии законопроектов; - политические инновации не всегда могут реально воплотиться в жизнь.
Целью данной работы является анализ взаимосвязи между формой государственного устройства и типами партийных систем. В рамках этого исследования планируется дать определение таких понятий, как «доминирующая партия» и «партия власти». Также будет рассмотрена степень зависимости типов партий от государственных институтов и политических лидеров, выявлены и описаны основные внутрипартийные тенденции, характерные для двух анализируемых типов политических партий. За счёт своего ключевого положения в политическом процессе правящая партия оказывает решающее воздействие на формирование и эволюцию политической картины. Автор определяет доминирующую партию как политическую силу, занимающую лидирующие позиции в партийной системе на протяжении длительного периода, при сохранении признаков политической конкуренции. Появление таких партий, по мнению автора, связано с желанием политической элиты укрепить свое влияние в законодательной власти и чаще всего наблюдается в государствах, проходящих «догоняющую модернизацию». Исследование основано на теоретических подходах к анализу партийных систем и эмпирических данных о функционировании доминирующей партии в конкретном политическом контексте. В рамках настоящего исследования была применена комплексная методология, интегрирующая эмпирические и теоретические подходы к изучению роли доминирующей партии в трансформации политического ландшафта: критический концептуальный анализ, институциональный анализ, исторический анализ, системный метод. Синтез указанных методов обеспечил всесторонний анализ роли и влияния доминирующей партии на политическое пространство. Данная работа посвящено анализу роли доминирующей партии в трансформации политического пространства. Исследование фокусируется на выявлении новых аспектов её влияния и формулировании соответствующих выводов. В статье рассматриваются различные интерпретации сущности доминирующей партии и основные механизмов, посредством которых она формирует политическое пространство. В тексте предложены критерии, свойственные доминирующей партии. Также указаны основные черты такой партии и обоснованы достоинства партийной системы, в которой доминирует одна партия. Сформулированы критерии, присущие политическим партиям, доминирующим в государствах постсоветского пространства. Анализируются примеры партийного доминирования в Мексике, Японии и Индии. Несмотря на различия в политических режимах этих стран, автор выявляет общие характеристики, присущие доминирующим партиям. Особое внимание уделяется принципиальному различию между понятиями «партия власти» и «доминирующая партия».
Предметом исследования выступает биополитический инструментарий, который задействуют современные российские элиты в контексте построения макрополитической идентичности россиян. Данный процесс отличает комплексный характер. Реализуемая в постсоветское время политика идентичности учитывает необходимость укрепления межкультурного и межэтнического единства в обществе. В этой связи построение особой макрополитической идентичности происходит в пространстве не только политики памяти и в широком смысле символической политики, но и в пространстве биополитики. Биополитика позволила унифицировать принципы управления на основе свойственных человеку от природы физиологических и социальных проявлений. Особый исследовательский интерес вызывает проблема использования биополитических методов в контексте построения макрополитической идентичности - особой формы самоидентификации, которая преодолевает религиозные, культурные и этнические различия в обществе. В России данный процесс особенно актуален, так как в условиях поликультурного и полиэтничного государства процесс построения разделяемых в обществе форм идентичности задает фундамент общества. Мы предлагаем к рассмотрению примеры использования биополитики в рамках построения этой идентичности. Методология исследования включает в себя анализ динамики российского законодательства и биополитического инструментария, который раскрывается на примере отдельных кейсов и политических технологий, применяемых политическими элитами в ходе построения макрополитической идентичности россиян. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении принципов и инструментов биополитики через призму макрополитической идентичности россиян. Она основана на идентификации с более широким сообществом, которая предполагает наличие солидарности поверх границ, связанных с политическими и идеологическими предпочтениями. Мы подробно исследуем то, как современная биополитика в исполнении российских элит позволяет преодолеть данные предпочтения и использовать биологическую сущность человека в решении задач, связанных с политической солидаризацией общества. Отдельно был проведен анализ законодательных норм и практических кейсов, на примере которых продемонстрировано многообразие биополитических инструментов, используемых в современной России. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что биополитика может быть эффективно использована в качестве меры противодействия националистическим тенденциям в обществе. Также формулируется вывод о необходимости внедрения биоэтики, т. е. морального измерения тех политических и технологических процессов, которые реализуются в политическом пространстве современной России.
В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Либерально-демократической партии России на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации Л. Э. Слуцкого на выборах 2024 г. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Кроме того, в настоящей статье осуществлён контент-анализ наиболее употребляемых в обеих программах терминах. Как показал контент-анализ, как в предвыборной программе Л. Э. Слуцкого, так и в программе ЛДПР значительное место уделено таким вопросам, как отстаивание интересов русского народа и других народов России; защита интересов Русского мира; возвращение в состав России территорий бывшего СССР мирным путём; централизация страны, укрупнение регионов, переход от федеративной модели государственного устройства к унитарной. Методологической основой исследования являются компаративный анализ - проведение сопоставления общих и особенных черт, а также количественный контент-анализ - анализ текста документов с целью выявления частоты употребления тех или иных терминов. В статье делается ряд выводов: как предвыборная программа ЛДПР, так и программа Л. Э. Слуцкого носят заведомо общий, популистский и лозунговый характер; обеим программам присущи такие черты, как радикализм, национализм, патриотизм, утопизм; неконкретный характер обеих избирательных программ преследует цель привлечения электората своих потенциальных конкурентов, прежде всего из левого политического спектра; будучи партией вождистского типа, ЛДПР после смерти своего основателя В. В. Жириновского переживает кризис. Кроме того, на основании итогов последних электоральных кампаний делается вывод о том, что в последнее время популярность Либерально-демократической партии России падает уже в течение нескольких последних лет, и это обстоятельство ставит под вопрос дальнейшие политические перспективы ЛДПР.
Предметом исследования является влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на формирование и развитие политической экосистемы общества. В статье анализируются и сравниваются два ключевых подхода - сетевой и экосистемный, раскрывающие разные аспекты цифровой трансформации социально-политических процессов. Особое внимание уделяется необходимости интеграции этих подходов для более глубокого и комплексного анализа политической экосистемы в условиях цифровизации. Автор предлагает теоретическую модель, объединяющую сетевые и экосистемные концепции, что позволяет учитывать как динамику горизонтальных взаимодействий, так и устойчивость системы. Исследование охватывает вопросы гражданской идентичности, децентрализации власти и самоорганизации, демонстрируя, как цифровые платформы и патриотический контент способствуют укреплению социальной сплоченности и трансформации политической среды. Работа предлагает авторское определение политической экосистемы общества, отражающее сложность и многомерность социальных процессов в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на сравнительном анализе сетевого и экосистемного подходов с целью их интеграции для создания комплексной модели политической экосистемы. Используется анализ теоретических концепций, представленных в трудах ведущих исследователей, а также концептуальное моделирование, направленное на формирование авторской модели политической экосистемы общества. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрированной модели политической экосистемы, которая сочетает в себе принципы сетевого и экосистемного подходов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в формировании горизонтальных политических структур, обеспечивая децентрализацию власти и самоорганизацию гражданского общества. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского определения политической экосистемы как динамичной системы, где центральное место занимают информационные потоки и межсетевые взаимодействия. Важным результатом исследования является выявление факторов, обеспечивающих устойчивость и адаптивность политической системы в условиях цифровизации. Практическая значимость работы проявляется в возможности использования разработанной модели для анализа современных политических процессов, прогнозирования их развития и формирования стратегий цифрового взаимодействия между государственными институтами и обществом.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______