Предметом исследования в данной научной статье является система оплаты труда сотрудников полиции в Российской Федерации, её влияние на их специальный правовой статус и систему оплаты труда, а также анализ причин текучести кадров, выявляя неконкурентоспособный уровень оплаты труда как один из ключевых факторов. Особое внимание уделяется разработке и обоснованию новой модели системы оплаты труда, направленной на стимулирование результативности и компенсацию за переработки, при этом учитывающей бюджетные ограничения и принципы добровольности, справедливости, прозрачности и экономической эффективности. Статья детально раскрывает структуру предлагаемой модели, включающей сохранение базовых элементов денежного довольствия и введение дополнительных выплат, а также обосновывает необходимость автоматизации процессов учета переработок и оценки результатов деятельности. В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, системный подход, а также специальные юридические методы, экономико-математическое моделирование и анализ статистических данных МВД России. Новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании концептуально новой модели системы оплаты труда сотрудников полиции, предлагающей комплексный подход к решению проблемы некомплекта без существенного увеличения бюджетных ассигнований. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенный механизм перераспределения существующих бюджетных средств за счет оптимизации окладов и использования экономии от вакантных должностей для стимулирования результативности и компенсации переработок. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование преимуществ предложенной модели, включающих повышение конкурентоспособности оплаты труда, снижение текучести кадров, усиление мотивации сотрудников и повышение справедливости системы оценки труда. Также определены потенциальные риски внедрения и предложены пути их минимизации, подчеркивая необходимость поэтапного внедрения и постоянного мониторинга системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной модели для совершенствования системы оплаты труда в органах внутренних дел и решения проблемы некомплекта личного состава.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
В современном динамично развивающемся обществе, где процессы глобализации и урбанизации неуклонно набирают обороты, эффективное функционирование органов внутренних дел, и в частности, полиции, приобретает первостепенное значение для обеспечения стабильности и благополучия государства, в противно случае возможно снижение оперативности реагирования на правонарушения, ухудшении качества профилактической работы и, как следствие, прямом снижении уровня защищенности граждан и их имущества от противоправных действий [1]. Некомплект личного состава в полиции, таким образом, следует рассматривать не только как ведомственную проблему, но и как угрозу национальной безопасности, подрывающую основы правопорядка и социальной стабильности.
Список литературы
1. Корабельникова Ю. Л. Влияние урбанизации на развитие современного государства и права // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. № 24 (1). С. 72-79. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-1-72-79
2. Смирнов С. Н. Поиск и привлечение персонала в государственных учреждениях // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: Материалы VIII международной научно-практической конференции, Донецк, 06-07 июня 2024 года. Донецк: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Донецкая академия управления и государственной службы”, 2024. С. 242-247.
3. Петенко А. В. Анализ реализации государственной кадровой политики в системе здравоохранения // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: Материалы VII международной научно-практической конференции, Донецк, 06-07 июня 2023 года. Донецк: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Донецкая академия управления и государственной службы”, 2023. С. 153-157.
4. Латыпов Р. А., Бурганеев М. Ф. Современные способы стимулирования персонала в государственных организациях // Ученые записки Казанского филиала “Российского государственного университета правосудия”. 2021. № 17. С. 243-249.
5. Котенев А. Д., Оразалиев А. А., Крыжевская Н. Н. Инструментарий обеспечения кадровой безопасности органов внутренних дел России // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2024. № 1. С. 123-129. DOI: 10.26296/2619-0605.2024.5.1.012
6. Gabrielyan B. V., Chobanyan M. A. Issues of staff recruitment and selection in the state service // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2017. № 4 (10). С. 3-7.
7. Collins B. K. What’s the Problem in Public Sector Workforce Recruitment? A Multi-Sector Comparative Analysis of Managerial Perceptions // International Journal of Public Administration. 2008. № 31 (14). С. 1592-1608.
8. Сумина Е. А., Задорожная Ю. А. О некоторых вопросах комплектования органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 18-20.
9. Рязанов Н. И., Белозеров Р. В. Роль и место сотрудника полиции в предупреждении преступлений // Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе: Сборник научных трудов V Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 декабря 2021 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2022. С. 625-633.
10. Прудникова Т. А., Сухарева В. А. Особенности правового статуса сотрудника полиции // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 59-62.
11. Шмидт А. В. Специальные правовые статусы: проблемы классификации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 55-57.
12. Дегтярева Л. Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России: монография. Тамбов: ООО “Консалтинговая компания Юком”, 2017. 78 с. DOI: 10.17117/mon.2017.04.01
13. Кодзоков Б. В. Организационно-правовые особенности деятельности патрульно-постовой службы полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2023. № 16 (4). С. 315-320.
14. Каширгов А. Х., Анимоков И. К. Правовое регулирование ответственности сотрудников ОВД // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 333-334.
15. Завалий Б. А. Вопросы законодательного регулирования беспристрастности сотрудника полиции и его обязанности по сохранности имущества граждан // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 8 (1). С. 42-48. DOI: 10.47475/2618-8236-2023-18107
16. Радионов Д. В. Способы мотивации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2019. № 2 (7). С. 145-149.
17. Кофтина Ю. Н. Профессиональная мотивация сотрудников органов внутренних дел как условие эффективного обеспечения кадровой политики МВД России: вопросы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 210-213.
18. Локова А. А. Особенности оплаты труда сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Гипотеза. 2023. № 2 (23). С. 34-43.
19. Кадыров Ф. Как установить и рассчитать стимулирующие выплаты медработникам // Экономика ЛПУ в вопросах и ответах. 2022. № 4. С. 12-25.
20. Ваховский Д. В. Кадровый голод Министерства внутренних дел современной России: анализ и методология ликвидации // Молодой ученый. 2023. № 38 (485). С. 93-95.
21. Сардак Д. Б. Анализ критериев оценки деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России. Их влияние на некомплект личного состава // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 9 (32). С. 382-385. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0094
22. Шелудько В. О. Проблемы подбора кадров в органы внутренних дел Российской Федерации // E-Scio. 2022. № 8 (71). С. 413-422.
23. Кряжева С. Г. Проблема изучения причин и условий текучести кадров в правоохранительных органах // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С. 101-102. DOI: 10.24411/2312-0444-2020-10025
24. Марьясис И. Б. Специфика психологической профилактики текучести кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 276-279. DOI: 10.24412/2073-0454-2024-1-276-279
25. Michael A. P., Wawa Y. Critical Review of Theories of Staff Turnover Intentions and their // Texila International Journal of Academic Research. 2023. С. 1-13.
26. Лиходиевский П. Д. Государственное страхование и льготы сотрудников органов внутренних дел // Курсантские исследования: сборник научных работ. Том Выпуск 7. Могилев: Учреждение образования “Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь”, 2020. С. 78-80.
27. Прилуцкая И. В. Проблема подготовки и комплектования кадров в органах внутренних дел // Непрерывное образование: проблемы, перспективы, инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 апреля 2022 г. Архангельск: Частное образовательное учреждение высшего образования “Институт управления”, 2022. С. 17-19.
28. Ерышева С. Б. Актуальные вопросы кадрового обеспечения органов внутренних дел // Управление полицией в современных условиях: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 21 марта 2019 года. Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 44-47.
29. Лугович С. М. Проблемные вопросы назначения и выплат полицией вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших // Российский следователь. 2020. № 8. С. 55-59. DOI: 10.18572/1812-3783-2020-8-55-59
30. Аникин А. М. Обеспечение трудовых прав сотрудников органов внутренних дел: проблемные аспекты // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 09 апреля 2022 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. С. 270-272.
31. Шелепова М. А., Подберезная Т. П. Проблемы учета служебного времени в органах внутренних дел // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 4 (27). С. 30-36.
32. Туякбаев М. Ш. Ненормированный рабочий день в органах внутренних дел // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-5 (80). С. 139-142. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-5-5-139-142
33. Богатырев С. В. Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгорания и стресса у сотрудников полиции // Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 106-109.
34. Новоселов С. А. Влияние условий службы участковых уполномоченных полиции на эффективность их деятельности // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 2 (37). С. 50-56. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10207
35. Майоров В. И. Актуальные проблемы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы полицейского права: Материалы международной научно-практической конференции, Омск, 01-02 июня 2022 года. Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 43-50.
36. Кривокорытова О. С. Проблемные аспекты социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 7 (83). С. 132-136.
37. Вершинина Е. С. Необходимость предотвращения распространения информации негативно-критического характера, дискредитирующей образ сотрудника полиции // Административная деятельность органов внутренних дел в современных условиях, Нижний Новгород, 28 апреля 2022 года. Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 107-114.
38. Бочков С. С. Проблемы совершенствования системы поощрения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Опыт и традиции подготовки полицейских кадров: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Волгоград, 02-03 октября 2020 года. Том Выпуск 4. Волгоград: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 54-61.
39. Сердобинцев К. С., Шарун В. В., Попов С. В. Методологические основы и проблемы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (63). С. 23-27.
40. Позин А. И., Балашова В. А., Кравцов О. Г. Факторы, влияющие на удовлетворенность сотрудниками полиции условиями профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 57-62. DOI: 10.24412/2658-638X-2023-3-57-62
41. Корочкова А. П. Учет оплаты труда сотрудников Органов внутренних дел Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2023. № 12 (88). С. 84-90.
42. Ванина И. С. Правовое регулирование денежного довольствия сотрудников ОВД РФ // Государство и право: материалы 58-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 10-13 апреля 2020 года. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. С. 182-183.
43. Богатырева Л. И. Теоретические основы стимулирования служебной деятельности сотрудников в системе МВД России // Закон и право. 2020. № 6. С. 150-152.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы трансформации и содержание понятия национально-государственной идентичности современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, социологов и психологов. Эмпирической базой исследования служат документы стратегического планирования (стратегии национальной политики), послания федеральному собранию Президента России и его публичные выступления. Авторы отмечают, что современная российская национально-государственная идентичность представляет собой процесс конструирования идентичности как макрополитического явления, изучаемого с помощью междисциплинарного подхода на стыке политологии, когнитивистики, лингвистики и истории, что объясняет интерес к дискурсивным особенностям исследуемого феномена. Отдельное внимание в исследовании уделяется содержанию понятия национально-государственная идентичность, что позволяет определить этапы конструирования ее трансформации. Для обзора подходов к сущности национально-государственной идентичности используются общенаучные методы исследования: сбор, анализ, классификация и синтез информации. Взятая за методологическую основу исследования парадигма конструктивизма, позволила выявить особенности характерные для каждого этапа конструирования национально-государственной идентичности и определить ведущие инструменты политического дискурса, формы интерпретации и трансляции изучаемого понятия. В результате исследования были определены четыре этапа трансформации национально-государственной идентичности, каждому из которых соответствует ведущий нарратив. Первый этап (1991-1999) отличен от последующих ярко выраженным «критическим нарративом», где главной линией выстраивания диалога с «народом» является «неудачный опыт советского прошлого». Ведущим нарративом второго этапа (2000-2011) становится нарратив «тотальной преемственности», где «тысячелетний» опыт России и ее «цивилизационная миссия» являются основой трансляции национальной идеи. Третий этап (2012-2019) представляется центральной идеей о «государствообразующем русском народе». Закрепление «позитивных целей» России и ее роли «спасительницы» происходит на четвертом этапе (2020-2024), где фокус приходится на утверждение и трансляцию уже задекларированных духовно-нравственных ценностей. В заключении отмечается, что новый виток в конструировании национально-государственной идентичности в политико-управленческом измерении придется на 2025 год, когда будет принят обновленный вариант «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».
Провокации всегда были одним из самых мощных рычагов влияния в политике. В статье авторы дают обобщённое определение политической провокации как метода политической конфронтации, используемого политическими субъектами с целью спровоцировать ответные меры со стороны противника и использовать их последствия в интересах инициатора провокации. Обычно провокации применяются для дестабилизации ситуации, провоцирования политического кризиса, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров и дезинформации общественности с помощью организованных действий подрывного характера. Именно поэтому в наши дни, в связи с развитием международного права и популяризацией санкций, их изучение привлекает всё больше внимания учёных, политиков и т. д. По этой причине в тексте упоминаются наиболее подробные и исчерпывающие работы по данной теме. Исследование основано на историко-сравнительном подходе и таких теоретических методах, как анализ, синтез и обобщение. В результате исследования была проведена современная классификация провокаций по различным критериям. Однако авторы отмечают, что наиболее популярной является классификация по функциональному назначению, включающая пять групп. В статье каждая группа проиллюстрирована конкретным историческим примером применения провокации и описанием её последствий. Авторы отмечают, что, хотя отношение общества к провокациям неоднозначно, потенциальная сила таких действий в плане влияния на политические результаты значительна. По этой причине провокационные методы остаются предметом значительного интереса и изучения для исследователей. Представляется неизбежным, что определённые группы в мировом сообществе будут продолжать использовать провокации в самых разных формах в своём стремлении к власти. В связи с этим авторы подчёркивают, что субъекты, стремящиеся повлиять на политическую ситуацию, должны понимать, как можно использовать провокацию в этих целях, и осознавать, что провокационные действия всегда сопряжены с риском неожиданных и неконтролируемых последствий.
Международный дискуссионный клуб «Валдай» является одной из немногих площадок, на которой не только обсуждают актуальные проблемы в сфере политики, экономики, общественной жизни, но и формируют стратегию развития на несколько лет вперед. Именно поэтому представляется актуальным проанализировать основные месседжи и смыслы, которые Россия будет в ближайшей перспективе активно транслировать на внешние аудитории. В данном исследовании было проанализировано выступление президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2023 году. Объектом исследования выступают новые векторы международного имиджа России, а предметом - направления векторов международного имиджа России. Гипотеза исследования состоит в том, что направления векторов международного имиджа России значительно изменились после начала СВО на Украине. Методология исследования: при помощи программного обеспечения AntConc (v. 4.2.4) текст выступления президента РФ В. В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай-2023» был автоматически обработан согласно алгоритмам программы. Научная новизна заключается в исследовании смены векторов продвижения международного имиджа России. Если до 2022 года основной упор был сделан на создании позитивного имиджа России в европейских странах и в США, то в последнее время акцент смещается на продвижение имиджа России в большем количестве регионов, не менее приоритетными становятся другие регионы (Африка, Китай, Индия и Латинская Америка). При этом, Европа и США также продолжают занимать важное место во внешней политике России. Векторы продвижения имиджа России, направленного на внешнюю аудиторию, сместились и стали более разноплановыми. Ориентиры во внешней политике, обозначенные президентом РФ В. В. Путиным, будут основой для работы органов власти, отвечающих за формирование и продвижение имиджа России на внешнюю аудиторию.
Миграция приводит к значительным изменениям в социальных ролях мужчин и женщин в современном Вьетнаме. Миграционный процесс не только отражает экономическое развитие, но и демонстрирует глубокие изменения в структуре семьи, гендерных отношениях и экономических обязанностях. Данная статья посвящена анализу влияния миграции на изменение социальных ролей мужчин и женщин на основе данных опроса и глубинных интервью в коммуне Винь Трач Донг, провинция Бак Лиеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Сочетание количественных и качественных методов помогает прояснить изменения в трудовых ролях, семейных обязанностях и социальной осведомленности о гендере. Результаты исследований показывают, что женщины-мигранты берут на себя основную трудовую роль, а оставшиеся мужчины постепенно адаптируются к работе по уходу за семьей. Однако это изменение также усиливает давление на оба пола, тем самым создавая острую необходимость в политике поддержки и защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, в исследовании также предлагаются решения по повышению гендерного равенства, улучшению условий труда и оказанию психологической и социальной поддержки как мужчинам, так и женщинам в контексте растущей миграции во Вьетнаме. В частности, в статье подчеркивается, что миграционный процесс является не только экономическим явлением, но и основной движущей силой изменения традиционных представлений о гендере. Тот факт, что женщины играют ключевую экономическую роль, помогает им занимать более высокое положение в семье и обществе. Напротив, мужчины постепенно принимают на себя работу по дому и уходу за детьми, разрушая жесткую модель гендерного разделения труда. Эти изменения требуют гибкой адаптации со стороны заинтересованных сторон, и необходима долгосрочная политика для поддержки этого перехода на устойчивой основе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время Президент России стал олицетворением государства как для населения, так и для мирового сообщества, выступает самым влиятельным политическим игроком в структуре государственной власти. Цель статьи - проследить персонификацию президентской власти в политической сфере в России на основе анализа стенограмм заседаний Государственной Думы. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонификация президентской власти в политической сфере в России. Автором был проведен анализ стенограмм заседаний Государственной Думы, так как, во-первых, Государственная Дума выражает интересы российского общества на основе принятия соответствующих законодательных актов. Во-вторых, будучи самостоятельным органом в своих решениях, разрабатывает политические «инновации», необходимые демократическому и правовому государству. Ведущим методом к исследованию проблемы выступает темпоральный подход А. Ю. Сунгурова к творческому процессу, согласно которому в государственной сфере выделяется два этапа с соответствующими ему фазами. Анализ 215 стенограмм Государственной Думы проводится на основе таких фаз: осознание проблемы и включение ее в повестку дня, подготовка проектов решений, принятие законопроекта. В статье представлены результаты исследования стенограмм заседаний Государственной Думы за 2017, 2020 и 2023 годы, по результатам которых выявлена активная поддержка и внедрение законодательной властью, в первую очередь, идей и взглядов президента. Материалы статьи представляют практическую ценность для приращения знаний и устранения противоречий в области государственного управления в России. Уникальность результатов исследования состоит в сделанных автором выводах, свидетельствующих о зависимой работе Государственной Думы, об отсутствии самостоятельности в разработке и принятии решений. Автор приходит к следующим выводам: - депутаты Государственной Думы не инициируют значимые для государства и общества законы, чаще всего они исходят от президента или правительства РФ (во исполнение поручений того же самого президента); - члены нижней палаты парламента не занимаются поиском самостоятельных действенных решений по разрешению тех или иных проблем; - отсутствует адекватная политическая полемика при продвижении и принятии законопроектов; - политические инновации не всегда могут реально воплотиться в жизнь.
Целью данной работы является анализ взаимосвязи между формой государственного устройства и типами партийных систем. В рамках этого исследования планируется дать определение таких понятий, как «доминирующая партия» и «партия власти». Также будет рассмотрена степень зависимости типов партий от государственных институтов и политических лидеров, выявлены и описаны основные внутрипартийные тенденции, характерные для двух анализируемых типов политических партий. За счёт своего ключевого положения в политическом процессе правящая партия оказывает решающее воздействие на формирование и эволюцию политической картины. Автор определяет доминирующую партию как политическую силу, занимающую лидирующие позиции в партийной системе на протяжении длительного периода, при сохранении признаков политической конкуренции. Появление таких партий, по мнению автора, связано с желанием политической элиты укрепить свое влияние в законодательной власти и чаще всего наблюдается в государствах, проходящих «догоняющую модернизацию». Исследование основано на теоретических подходах к анализу партийных систем и эмпирических данных о функционировании доминирующей партии в конкретном политическом контексте. В рамках настоящего исследования была применена комплексная методология, интегрирующая эмпирические и теоретические подходы к изучению роли доминирующей партии в трансформации политического ландшафта: критический концептуальный анализ, институциональный анализ, исторический анализ, системный метод. Синтез указанных методов обеспечил всесторонний анализ роли и влияния доминирующей партии на политическое пространство. Данная работа посвящено анализу роли доминирующей партии в трансформации политического пространства. Исследование фокусируется на выявлении новых аспектов её влияния и формулировании соответствующих выводов. В статье рассматриваются различные интерпретации сущности доминирующей партии и основные механизмов, посредством которых она формирует политическое пространство. В тексте предложены критерии, свойственные доминирующей партии. Также указаны основные черты такой партии и обоснованы достоинства партийной системы, в которой доминирует одна партия. Сформулированы критерии, присущие политическим партиям, доминирующим в государствах постсоветского пространства. Анализируются примеры партийного доминирования в Мексике, Японии и Индии. Несмотря на различия в политических режимах этих стран, автор выявляет общие характеристики, присущие доминирующим партиям. Особое внимание уделяется принципиальному различию между понятиями «партия власти» и «доминирующая партия».
Предметом исследования выступает биополитический инструментарий, который задействуют современные российские элиты в контексте построения макрополитической идентичности россиян. Данный процесс отличает комплексный характер. Реализуемая в постсоветское время политика идентичности учитывает необходимость укрепления межкультурного и межэтнического единства в обществе. В этой связи построение особой макрополитической идентичности происходит в пространстве не только политики памяти и в широком смысле символической политики, но и в пространстве биополитики. Биополитика позволила унифицировать принципы управления на основе свойственных человеку от природы физиологических и социальных проявлений. Особый исследовательский интерес вызывает проблема использования биополитических методов в контексте построения макрополитической идентичности - особой формы самоидентификации, которая преодолевает религиозные, культурные и этнические различия в обществе. В России данный процесс особенно актуален, так как в условиях поликультурного и полиэтничного государства процесс построения разделяемых в обществе форм идентичности задает фундамент общества. Мы предлагаем к рассмотрению примеры использования биополитики в рамках построения этой идентичности. Методология исследования включает в себя анализ динамики российского законодательства и биополитического инструментария, который раскрывается на примере отдельных кейсов и политических технологий, применяемых политическими элитами в ходе построения макрополитической идентичности россиян. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении принципов и инструментов биополитики через призму макрополитической идентичности россиян. Она основана на идентификации с более широким сообществом, которая предполагает наличие солидарности поверх границ, связанных с политическими и идеологическими предпочтениями. Мы подробно исследуем то, как современная биополитика в исполнении российских элит позволяет преодолеть данные предпочтения и использовать биологическую сущность человека в решении задач, связанных с политической солидаризацией общества. Отдельно был проведен анализ законодательных норм и практических кейсов, на примере которых продемонстрировано многообразие биополитических инструментов, используемых в современной России. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что биополитика может быть эффективно использована в качестве меры противодействия националистическим тенденциям в обществе. Также формулируется вывод о необходимости внедрения биоэтики, т. е. морального измерения тех политических и технологических процессов, которые реализуются в политическом пространстве современной России.
В статье осуществлён сравнительный анализ предвыборной программы Либерально-демократической партии России на выборах в Государственную Думу VIII созыва 2021 г. и предвыборной программы кандидата на пост Президента Российской Федерации Л. Э. Слуцкого на выборах 2024 г. Анализ политических программ осуществлён по следующим положениям: реформирование системы государственного управления; действия по модернизации российской экономики; шаги по усовершенствованию социальной политики в стране; политика в области принятия нормативно-правовых актов; комплекс мер в области мировой политики и международных отношений. Кроме того, в настоящей статье осуществлён контент-анализ наиболее употребляемых в обеих программах терминах. Как показал контент-анализ, как в предвыборной программе Л. Э. Слуцкого, так и в программе ЛДПР значительное место уделено таким вопросам, как отстаивание интересов русского народа и других народов России; защита интересов Русского мира; возвращение в состав России территорий бывшего СССР мирным путём; централизация страны, укрупнение регионов, переход от федеративной модели государственного устройства к унитарной. Методологической основой исследования являются компаративный анализ - проведение сопоставления общих и особенных черт, а также количественный контент-анализ - анализ текста документов с целью выявления частоты употребления тех или иных терминов. В статье делается ряд выводов: как предвыборная программа ЛДПР, так и программа Л. Э. Слуцкого носят заведомо общий, популистский и лозунговый характер; обеим программам присущи такие черты, как радикализм, национализм, патриотизм, утопизм; неконкретный характер обеих избирательных программ преследует цель привлечения электората своих потенциальных конкурентов, прежде всего из левого политического спектра; будучи партией вождистского типа, ЛДПР после смерти своего основателя В. В. Жириновского переживает кризис. Кроме того, на основании итогов последних электоральных кампаний делается вывод о том, что в последнее время популярность Либерально-демократической партии России падает уже в течение нескольких последних лет, и это обстоятельство ставит под вопрос дальнейшие политические перспективы ЛДПР.
Предметом исследования является влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на формирование и развитие политической экосистемы общества. В статье анализируются и сравниваются два ключевых подхода - сетевой и экосистемный, раскрывающие разные аспекты цифровой трансформации социально-политических процессов. Особое внимание уделяется необходимости интеграции этих подходов для более глубокого и комплексного анализа политической экосистемы в условиях цифровизации. Автор предлагает теоретическую модель, объединяющую сетевые и экосистемные концепции, что позволяет учитывать как динамику горизонтальных взаимодействий, так и устойчивость системы. Исследование охватывает вопросы гражданской идентичности, децентрализации власти и самоорганизации, демонстрируя, как цифровые платформы и патриотический контент способствуют укреплению социальной сплоченности и трансформации политической среды. Работа предлагает авторское определение политической экосистемы общества, отражающее сложность и многомерность социальных процессов в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на сравнительном анализе сетевого и экосистемного подходов с целью их интеграции для создания комплексной модели политической экосистемы. Используется анализ теоретических концепций, представленных в трудах ведущих исследователей, а также концептуальное моделирование, направленное на формирование авторской модели политической экосистемы общества. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрированной модели политической экосистемы, которая сочетает в себе принципы сетевого и экосистемного подходов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в формировании горизонтальных политических структур, обеспечивая децентрализацию власти и самоорганизацию гражданского общества. Особым вкладом автора в исследование темы является формулирование авторского определения политической экосистемы как динамичной системы, где центральное место занимают информационные потоки и межсетевые взаимодействия. Важным результатом исследования является выявление факторов, обеспечивающих устойчивость и адаптивность политической системы в условиях цифровизации. Практическая значимость работы проявляется в возможности использования разработанной модели для анализа современных политических процессов, прогнозирования их развития и формирования стратегий цифрового взаимодействия между государственными институтами и обществом.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______