Введение. В условиях проявляющегося противоречия между потребностью участия родителей в реабилитации детей с инвалидностью и низким уровнем их компетентности, ограничивающим такое участие, актуальность приобретают исследования факторов, определяющих родительскую компетентность в достижении результативности реабилитации. Цель исследования - в рамках теории социального капитала проанализировать ресурсы родительской компетентности, обеспечивающие достижение результативности реабилитации ребенка-инвалида. Методология, методы и методики. Выборочная совокупность исследования, составила 500 респондентов. Исследование проходило в 2022-2024 гг. на базе Областного центра реабилитации инвалидов Свердловской области. Проведен анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Применялись также качественные методы сбора эмпирических данных, наблюдение, оценочные и проективные методики для выделения уровней и индикаторов семейного капитала (доверие, поддержка, внимание, близость в отношениях родителей и детей), определения типов родительских позиций во взаимоотношениях с ребенком (партнерская, наставническая, доминантная, отвергающая), направленности родительской активности в период реабилитационных мероприятий в специализированном учреждении, оценки результативности реабилитации ребенка. Результаты и научная новизна. На основе факторного анализа установлено, что уровень социального капитала родителей (семейные и внесемейные ресурсы) непосредственно определяет уровень родительской компетентности; уровень дохода прямо коррелирует с типом родительской позиции в отношениях с ребенком, а результативность реабилитации непосредственно зависит от включенности родителя в реабилитационные мероприятия. Большинство родителей с доминантной и отвергающей позицией характеризуются низким уровнем социального капитала и соответствующим уровнем компетентности. Высоким уровнем ресурсов располагают родители с партнерской позицией и частично с наставнической, ресурсы остальных родителей относятся к среднему уровню. Практическая значимость. Результаты могут использоваться для разработки мер усиления ресурсной обеспеченности родителей, в частности образовательного ресурса, посредством расширения для них услуг и формирования эко-реабилитационной среды.
Идентификаторы и классификаторы
Дальнейший анализ полученных результатов показал неоднозначность родительских позиций. Так, многие родители характеризуют свои отношения с ребенком как близкие (60 %). Большинство из них ответили, что понимают своего ребенка (75 %). Меньше родителей, ответивших утвердительно на вопросы о доверии ребенку (19 %) и оценивающих свои отношения с ним как ровные (11 %). Некоторые из родителей признавали, что ссорятся с ребенком (4 %). В то же время на открытый вопрос анкеты об ограничениях жизнедеятельности ребенка-инвалида смогли ответить лишь 3 % родителей, участвующих в опросе. Следует подчеркнуть, что ограничения жизнедеятельности, на основе которых устанавливается статус «ребенок-инвалид», определяет специалист медико-социальной экспертизы, который обязан в соответствии с нормативными требованиями разъяснять их родителю и, как правило, неукоснительно это выполняет. Ограничения записаны в индивидуальной программе реабилитации и абилитации ребенка, которая предоставляется родителям. О непоследовательности и противоречивости родительских позиций свидетельствуют и ответы о принимаемых ими решениях в отношении ребенка. Родители в основном учитывают мнение специалистов (81 % ответов) и собственное мнение (38 % ответов). При этом лишь каждый третий отец и каждая четвертая мать учитывают желания и интересы самого ребенка-инвалида.
Список литературы
1. Загоруйченко А.А., Карпова О. Б., Башкуева Е. Ю. Анализ динамических изменений инвалидности детского населения в Российской Федерации. Дальневосточный медицинский журнал. 2022;3:68-71. DOI: 10.35177/1994-5191-2022-3-11 EDN: DWPRTT
2. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции. Современные исследования социальных проблем. 2015;9 (53):627-643. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-48
3. Замараева М.В., Берлизов А.А. Коммуникативная компетентность как предмет социологического исследования. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;7:55-60. DOI: 10.24158/spp.2020.7.8 EDN: ENDSSE
4. Родина Е.Н., Чекушкина Е.Н. Социальная компетентность как условие формирования социальной адаптации. Педагогический журнал. 2022; 12 (3А): 646-652. DOI: 10.34670/AR.2022.20.45.068
5. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию. Вестник РГГУ. 2010;17(61/10):214-224. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20220313105714/https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik-17_2010.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
6. Хитрюк В.В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования. Специальное образование: материалы XII междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2016 г. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016;1:249-253. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentnost-kak-obekt-vnimaniya-pedagoga-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения:: 23.05.2024). EDN: VYODNT
7. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования. Вестник русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки 2020;1(1):44-50. Режим доступа: download/elibrary_46192838_36737649.PDF (дата обращения: 15.05.2024). EDN: IGNVQD
8. Гагай В.В., Берестовая А.Ф. Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(5). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/23PS-MN521.pdf (дата обращения:: 28.09.2024).
9. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета; 2018. 126 с. Режим доступа: item.asp?id=36836239 (дата обращения: 28.06.2024). EDN: YUWPVJ
10. Майер А.А., Гришина Г.Н., Зеленкова Т.В. Компетентностное родительство: от теории к практике. Орехово-Зуево: ГГПУ; 2021. 52 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47932029 (дата обращения: 15.05.2024).
11. Гурко Т.А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе. 2022;4:3-14. DOI: 10.21064/WinRS.2022.4.1 EDN: HCXBEH
12. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019;2:48-65. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.2.4 EDN: ICXAMY
13. Холодкова О.Г., Кабанченко Е.А. Развитие психологической компетентности родителей в условиях детского образовательного центра психологической помощи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018;4(37):86-88. Режим доступа: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/1136/1072 (дата обращения: 08.11.2024). EDN: YPCQNN
14. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи. Перспективы науки и образования. 2020;4(46):111-125. DOI: 10.32744/pse.2020.4.7 EDN: IUGBQV
15. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе. Вестник Псковского государственного университета. Психолого-педагогические науки. 2017;6:67-75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yxcaue (дата обращения: 02.06.2024).
16. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион; 2019. 122 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tvsrbr (дата обращения: 16.03.2024).
17. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации как фактор развития базовых компетенций педагогов и родителей. Казань: Изд-во Казан. ун-та; 2019. 302 с. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1851365545/Veretennikova_monografiya_Gotova.pdf (дата обращения: 26.05.2024). EDN: CCNDNW
18. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development. American Psychologist. 1977;32(7):513-531. DOI: 10.1037/0003-066X.32.7.513
19. Thurston W.E., Vissandjee B. An ecological model for understanding culture as a determinant of women’s health. Critical Public Health. 2005;3:229-242. DOI: 10.1080/09581590500372121
20. Woodcock J. The social work assessment of parenting: an exploration. British Journal of Social Work. 2003;33:87-106. DOI: 10.1093/bjsw/33.1.87 EDN: IMNRBN
21. Berger M. L’échec de la protection de l’enfance. Paris: Dunod; 2003. 304 p. Accessed June 07, 2024. https://typeset.io/authors/maurice-berger-tr19x240c6.
22. Cheetham G., Chivers G. Professing, Competence, and Informal Learning. Cheltenham UK: Edward Elgar Publishing Limited; 2005. 360 р. Accessed May 09, 2024. https://www.e-elgar.com/shop/gbp/professions-competence-and-informal-learning-9781843764083.htm.
23. Miller L. Professions, competence and informal learning - Graham Cheetham and Geoff Chivers. International Journal of Training and Development. 2006;10(2):175-177. DOI: 10.1111/j.1468-2419.2006.00251.x
24. Mansfield B. Competence in transition. Journal of European Industrial Training. 2004;28(2,3,4):296- 309. DOI: 10.1108/03090590410527672 EDN: EBQZDX
25. Бурдьё П. Формы капитала. В книге: Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. Москва: Российская политическая энциклопедия; 2004. С. 519-536. Режим доступа: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002557018 (дата обращения: 01.11.2024).
26. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Режим доступа: http://www.jstor.org/discover/?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21102278535341 (дата обращения: 01.11.2024). DOI: 10.2307/2780243
27. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. Москва: “Ad Marginem”; 1996. 288 с. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/2382587/ (дата обращения: 08.11.2024).
28. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва: Аспект-пресс; 1996. 414 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001735505 (дата обращения: 01.11.2024).
29. Durlauf S.N., Fafchamps M., Aghion P. Social Capital. In: Durlauf S. (ed.) Handbook of Economic Growth. Elsevier; 2005;1b:1639-1699. Accessed October 14, 2024. https://econpapers.repec.org/bookchap/eeegrochp/1-26.htm.
30. Cox J., Simmons O.E.Y., Graham B., Greenhill G., Lintott A., Meriton R. Networking: An empirical study of the relationship between social capital and charity among online volunteers. Non-Profit and Voluntary Sector. 2019;48(2l):151-173. Accessed October 09, 2024. https://research.manchester.ac.uk/en/publications/getting-connected-an-empirical-investigation-of-the-relationship-.
31. Xu Z., Zhang W., Zhang X., Wang Y., Chen Q. Gao B. Multi-level social capital and subjective wellbeing among the elderly: understanding the effect of family, workplace, community, and society social capital. Frontiers in Public Health. 2022;10:772601. DOI: 10.3389/fpubh.2022.772601 EDN: AWJSKT
32. Klocke A., Stadtmüller S. Social capital in the health development of children. Child Indicators Research. 2019;12:1167-1185. DOI: 10.1007/s12187-018-9583-y EDN: WATRSU
33. Tuominen M., Haanpää L. Young people’s well-being and the association with social capital, i.e. social networks, trust and reciprocity. Social Indicators Research. 2022;159:617-645. DOI: 10.1007/s11205-021-02762-z EDN: CNMWCS
34. Ashton K., Davies A.R., Hughes K., Ford K., Cotter-Roberts A., Bellis M. A. Adult support during childhood: a retrospective study of trusted adult relationships, sources of personal adult support and their association with childhood resilience resources. BMC Psychology. 2021;9:1-11. DOI: 10.1186/s40359-021-00601-x EDN: BZJKCY
35. Hosoda C., Yun Feng Z., Watanabe J., Maruya K., Tabuchi R., Hosokawa K., Matsuhashi T. The importance of childhood social capitals in the future well-being of children. Frontiers in Psychology. 2024;15:1389269. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1389269 EDN: IDRICN
36. Lean R.E., Paul R.A., Smyser C.D., Rogers C.E. Maternal intelligence quotient (Iq) predicts Iq and language in very preterm children at age 5 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018;59:150-159. DOI: 10.1111/jcpp.12810
37. Helliwell J., Putnam R. Education and social capital. Eastern Economic Journal. 2007;33(1):116. Accessed November 02, 2024. https://ssrn.com/abstract=165129.
38. Chen J., Liu Sh., Xiaoming Zh., Zhou X. Building social trust through education. China Economic Review. 2023;82(C):45. DOI: 10.1016/j.chieco.2023.102048
39. Андрейченко Н.В., Несоленая О.В., Демиденко Т.И. Институциональное доверие как основа формирования социального капитала современной России. Финансовые исследования. 2017;1(54):21-26. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnoe-do-verie-kak-osnova-formirovaniya-sotsialnogo-kapitala-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.11.2024). EDN: ZFAKLN
40. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016;4:99-111. Режим доступа: https://sociology-journal.spbu.ru/article/view/1304 (дата обращения: 21.10.2024).
41. Игумнов О.А. Социально-экономический смысл концепта “социальный капитал”. Вестник Евразийской науки. 2019;1. Режим доступа: https://esj.today/PDF/19ECVN119.pdf. (дата обращения: 01.11.2024).
42. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология. 2002;3(4):20-32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kapitala-formy-kapitalov-i-ih-konvertatsiya/viewer (дата обращения: 05.08.2024). EDN: OYUVFF
43. Татарко А.Н. Исследования социального капитала в поликультурном обществе: теоретико-методологические проблемы и важнейшие результаты. Социальная психология и общество. 2021;12(4):34-52. DOI: 10.17759/sps.2021120403 EDN: FQIGIG
44. Borodkina O.I., Sibirev V.A. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment. The Journal of Social Policy Studies. 2021;19(1):129-142. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-129-142 EDN: HGKLOO
45. Севостьянов Д.А. Социальный капитал и современное образование: иерархия и инверсия. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3674-3681. DOI: 10.15372/PEMW20200204 EDN: ZAIXEM
46. Натхов Т.В. Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований). Вопросы экономики. 2010;8:112-122. Режим доступа: https://www.vopreco.ru/jour/article/view/1063 (дата обращения: 02.11.2024). EDN: MSYDZH
47. Натхов Т.В. Социальный капитал и образование. Вопросы образования. 2012;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-i-obrazovanie (дата обращения: 08.11.2024).
48. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью “Фильм-теста” Рене Жиля. Вопросы психологии. 1997;1:55-62. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971055.htm (дата обращения: 02.11.2024). EDN: VZAEAM
49. Галасюк И.Н. Анализ типов родительского позиционирования в семье ребенка с ментальными нарушениями: на пути к “солнечной стороне” родительства (Часть 2). Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016;1(41):93-103/ Режим доступа: download/elibrary_26599263_57656991.pdf (дата обращения: 04.11.2024). EDN: WKBWFT
50. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка. Клиническая и специальная психология. 2017;6(2):109-129. DOI: 10.17759/cpse.2017060209 EDN: YTVZZF
51. Саитгалиева Г.Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей-инвалидов в инклюзивном образовании. Медико-фармацевтический журнал. 2016;18(2):788-793. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 02.10.2024).
52. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Паттерны взаимодействия российских граждан с НКО в условиях институциональных изменений третьего сектора. Journal of Institutional Studies. 2022;14(4):42-55. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.4.042-055 EDN: JRCRIZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы сделать рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель - установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Методология выстраивалась на основе деятельностной концепции, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, из которых следует опосредование внешних условий внутренними свойствами и состояниями личности. Была разработана анкета для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование прошел 251 обучающийся 5-11 классов организаций основного общего образования. На той же выборке был проведен опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. Показана связь между выбираемой ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге в качестве жертвы и свидетеля, защищающего жертву. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.
Введение. Одной из реакций на стремительные темпы распространения информационных потоков стало клиповое мышление. Наличие клипового мышления у будущего учителя может являться препятствием к формированию у него компетенций, востребованных в профессиональной деятельности. Цель статьи - представить схему решения практико-ориентированной задачи, следование которой направлено на коррекцию клипового мышления у будущего учителя. Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного, системного и практико-ориентированных подходов. В исследовании приняли участие 250 студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил. Была использована методика, описанная С. Д. Поляковым, Л. А. Белозеровой, В. В. Вершининой, и анкета, разработанная авторами статьи. Для проверки гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ с использованием критерия t-Стьюдента. Результаты исследования. Предложена схема для решения практико-ориентированных задач, позволяющих объединить просмотр фрагментов информации и их осмысление. Доказана эффективность применения подобных практико-ориентированных задач для коррекции клипового мышления студентов вуза. Адаптирована диагностическая методика «Клиповость - целостность мышления» (авторы С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина и др.) для оценки уровня клипового мышления студентов вуза. Научная новизна. Результаты исследования расширяют научные представления о способах коррекции клипового мышления, а также позволяют учесть факт его наличия при разработке стратегии подготовки будущих учителей. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для разработки методики подготовки будущих учителей в области цифровых технологий, направленной на коррекцию клипового мышления. Предложенные расчеты уровня клипового мышления могут применяться для выявления особенностей каждого студента и построения на основе этих данных индивидуальных образовательных траекторий.
Введение. Оценка правовой культуры играет важную роль в формировании личности студентов-юристов и совершенствовании правовых систем различных стран. Цель. Данное исследование направлено на анализ научной информации по правовой культуре и ее взаимосвязи с юридическим образованием, на выявление влиятельных авторов, тенденций, сетей сотрудничества и ключевых тем, которые связывают правовую культуру с образовательным процессом. Методология, методы и методики. Библиометрический анализ проводился в соответствии с рекомендациями PRISMA с использованием баз данных Scopus и Web of Science. В исследование было включено 2106 документов из Scopus и 442 из Web of Science. Данные обрабатывались с помощью Microsoft Excel и R-studio, при этом основное внимание уделялось ежегодным тенденциям, наиболее цитируемым авторам и сетям сотрудничества. Результаты и научная новизна. Исследование показало последовательный рост объема научной информации, особенно в период с 2020 по 2023 год, причем доминирующее положение занимают статьи и книги. Ключевыми темами стали профессиональная идентичность студентов-юристов, эмоциональная регуляция в юридической профессии и роль ценностей в формировании юридического образования. Самыми влиятельными авторами оказались David Nelken в Scopus и Avi Rubin в Web of Science. Сети сотрудничества продемонстрировали прочные международные исследовательские связи. Практическая значимость. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости интеграции правовой культуры в процессы юридического образования для повышения уровня подготовки студентов-юристов, подчеркивая важность эмоциональных, этических и когнитивных навыков в их профессиональной подготовке.
Введение. На современном этапе развития взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования (РСО) РФ появляется возможность как оценки эффективности действующих моделей совместной деятельности региона и вузов, так и роли внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование данных моделей. Цель исследования - определение наиболее значимых факторов, влияющих на функционирование интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и РСО и их отражение в сознании субъектов данного взаимодействия. Методология, методы и методики. Использованы системный и средовой подходы, в рамках которых взаимодействие рассматривается как процесс и результат динамически развивающихся отношений между сложными и комплексными системами в целях сохранения равновесия и достижения поставленных целей в условиях современной социокультурной образовательной среды. В качестве метода оценки был использован опрос. В исследовании приняли добровольное участие 2335 работников региональных образовательных организаций, органов управления образованием, институтов развития образования и педагогических вузов в возрасте от 20 до 73 лет (средний возраст - 45,6 года, стандартное отклонение - 12,3; 89,8 % - женщины). Результаты. Выявлено несоответствие взглядов сторон на характер взаимодействия, отраженное в мнениях о функционировании моделей взаимодействия педагогического вуза и РСО в сознании представителей организаций разного типа. Для вузовских представителей взаимодействие видится более плодотворным и интенсивным, а репрезентанты РСО воспринимают его в контексте решения задач подготовки будущих педагогов и их вовлечения в решение проблем кадровой нехватки в РСО. Для представителей РСО большей значимостью по отношению к вузовским работникам обладает территориальный фактор. Выявлено, что в выборе содержания программы и образовательных результатов ее освоения отражаются реальные дефициты и потребности взаимодействующих сторон. Научная новизна. Впервые на масштабной выборке представителей РСО и педагогических вузов комплексно изучены мнения сторон о характере взаимодействия педагогического вуза и РСО, факторах, оказывающих на него влияние, выявлены ожидания по отношению к программе повышения квалификации субъектов взаимодействия. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования взаимодействия педагогического вуза и РСО, реализация которого возможна уже на этапе развития профессиональных компетенций, мотиваций и смыслов совместной деятельности в ходе освоения специально разработанной программы повышения квалификации для субъектов взаимодействия.
Введение. Поддержание качества преподавания в высших учебных заведениях Индонезии является сложной задачей из-за высоких требований к работе преподавателей, которые выступают в роли не только педагогов, но и исследователей и наставников. Цель. Исследуются возможности использования модели «требования к работе - ресурсы» (JD-R) в оценке качества преподавания в высшей школе. Методология, методы и методики исследования. В этом исследовании используется моделирование структурными уравнениями (SEM) с помощью программного обеспечения SmartPLS 3.0 для проверки влияния исследовательской модели на работу 285 преподавателей, отобранных случайным образом в 19 университетах Индонезии. Результаты. Установлено, что конфликт ролей в работе преподавателя отрицательно влияет на качество преподавания, тогда как убежденность преподавателя в своей способности эффективно действовать в той или иной ситуации, понимаемая в исследовании как самоэффективность, положительно влияет на качество преподавания. Представлены пути использования модели JD-R для изучения факторов, связанных с производительностью труда преподавателей высшей школы. Научная новизна. Это исследование, опирающееся на возможности модели «требования к работе - ресурсы» (модель JD-R), выявляет факторы, влияющие на качество преподавания, и представляет механизмы, лежащие в основе взаимосвязи между конфликтом ролей и уровнем самоэффективности труда преподавателя в высшей школе в Индонезии. Практическая значимость. Представлены возможности администраций университетов и Министерства образования, культуры, исследований и технологий Индонезии принимать необходимые управленческие решения, касающиеся вопросов качества преподавания, включая изменение структуры учебного процесса, с целью уменьшения нагрузки на преподавателей и расширение подходов к оценке их труда, в том числе за счет развития новых форм организационной поддержки.
Введение. Практика анализа используемой учеными-педагогами в последние годы аргументации проявляет случаи некритичного отношения к мнениям научных авторитетов, искажения при формулировке определений, некорректности при теоретических и эмпирических обоснованиях выводов, что свидетельствует о попытках методологического «вмешательства» в аргументационное поле науки об образовании. Целью данной статьи является выявление специфики научной аргументации в педагогике и разделение критериев ее соответствия методологической рамке на две части: тезирование «жестких» и «мягких» требований. Методология, методы и методики. Методами исследования стали анализ записей научных диалогов, текстов статей, монографий и диссертаций по педагогике на предмет аргументационной корректности; анализ методологической литературы по проблемам аргументации в различных областях знания; метод разделения науковедческого аргументационного поля исходя из особенностей предмета исследования педагогики, возможности его дефиницирования и построения теоретических схем. Результатом проведенного исследования является определение требований к научным аргументам в педагогике, опосредованных спецификой ее предметного поля: «жесткие» требования, к соблюдению которых необходимо стремиться; «мягкие» требования, которые можно было бы обозначить «смягчающими обстоятельствами», позволяющими ученым-педагогам ответить на критику, в основе которой лежит сравнение педагогической аргументации с аналогичными процедурами в науках. Научная новизна заключается в обосновании деления аргументационного поля (как компонента методологии педагогики) на «жесткие» и «мягкие» соответствия аргументов научной педагогики методологической норме. Практическая значимость результатов состоит в возможности использования представленного материала в качестве учебного контента для обучающихся по программам педагогического образования как ориентира при выполнении выпускных квалификационных работ.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/