Введение. На современном этапе развития взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования (РСО) РФ появляется возможность как оценки эффективности действующих моделей совместной деятельности региона и вузов, так и роли внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование данных моделей. Цель исследования - определение наиболее значимых факторов, влияющих на функционирование интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и РСО и их отражение в сознании субъектов данного взаимодействия. Методология, методы и методики. Использованы системный и средовой подходы, в рамках которых взаимодействие рассматривается как процесс и результат динамически развивающихся отношений между сложными и комплексными системами в целях сохранения равновесия и достижения поставленных целей в условиях современной социокультурной образовательной среды. В качестве метода оценки был использован опрос. В исследовании приняли добровольное участие 2335 работников региональных образовательных организаций, органов управления образованием, институтов развития образования и педагогических вузов в возрасте от 20 до 73 лет (средний возраст - 45,6 года, стандартное отклонение - 12,3; 89,8 % - женщины). Результаты. Выявлено несоответствие взглядов сторон на характер взаимодействия, отраженное в мнениях о функционировании моделей взаимодействия педагогического вуза и РСО в сознании представителей организаций разного типа. Для вузовских представителей взаимодействие видится более плодотворным и интенсивным, а репрезентанты РСО воспринимают его в контексте решения задач подготовки будущих педагогов и их вовлечения в решение проблем кадровой нехватки в РСО. Для представителей РСО большей значимостью по отношению к вузовским работникам обладает территориальный фактор. Выявлено, что в выборе содержания программы и образовательных результатов ее освоения отражаются реальные дефициты и потребности взаимодействующих сторон. Научная новизна. Впервые на масштабной выборке представителей РСО и педагогических вузов комплексно изучены мнения сторон о характере взаимодействия педагогического вуза и РСО, факторах, оказывающих на него влияние, выявлены ожидания по отношению к программе повышения квалификации субъектов взаимодействия. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования взаимодействия педагогического вуза и РСО, реализация которого возможна уже на этапе развития профессиональных компетенций, мотиваций и смыслов совместной деятельности в ходе освоения специально разработанной программы повышения квалификации для субъектов взаимодействия.
Идентификаторы и классификаторы
Вместе с тем занимаемая ранее позиция «автономного соседа» по отношению к региональным сообществам, по О. В. Зиневич и Т. А. Балмасовой [6], диктуемая классической моделью университета, оказала значительное влияние на характер отношений между современными педагогическими вузами и региональными системами образования (далее – РСО). В некоторой степени эту автономию усиливает федеральный статус педагогического университета, обуславливающий его дистанцирование от проблем РСО, поскольку традиционно первоочередные задачи его деятельности имели слабые связи с задачами развития РСО. Находясь на пересечении федеральной и региональной актуальных повесток, университет оказывается в ситуации выбора приоритетов и необходимости распределения имеющихся ресурсов для решения локально ориентированных задач. В этом плане своего разрешения требует противоречие между необходимостью активного включения педагогических вузов в обеспечение качества образования РСО и недостаточной готовностью педагогических работников и администрации образовательных организаций, органов управления образованием к осуществлению интеграционных процессов.
Список литературы
1. Тарасов С.В., Cпасская Е.Б., Проект Ю.Л. Взаимодействие педагогических вузов и региональных образовательных систем: подходы, практики, решения: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; 2024. 247 с. Режим доступа: item.asp?id=67906036 (дата обращения: 01.10.2024). EDN: MOJQJY
2. Arant W., Fornahl D., Grashof N., Hesse K., Söllner C. University-industry collaborations-the key to radical innovations? Review of Regional Research. 2019;39:119-141. DOI: 10.1007/s10037-019-00133-3
3. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов. Экономика, предпринимательство и право. 2024;14(4):1229-1238. DOI: 10.18334/epp.14.4.120671 EDN: OHLAUK
4. Pocol C.B., Stanca L., Dabija D.C., Pop I.D., Mișcoiu S. Knowledge co-creation and sustainable edu cation in the labor market-driven university-business environment. Frontiers in Environmental Science. 2022;10:781075. DOI: 10.3389/fenvs.2022.781075 EDN: IPSWBU
5. Rådberg K.K., Löfsten H. The entrepreneurial university and development of large-scale research infrastructure: exploring the emerging university function of collaboration and leadership. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(1):334-366. DOI: 10.1007/s10961-023-10033-x EDN: AKPVYE
6. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2000-2010. DOI: 10.15372/PEMW20180305 EDN: VMLZGY
7. Власова И.Н., Худякова М.А. Эффективные механизмы взаимодействия педагогических вузов с региональными системами образования в России. Управление образованием: теория и практика. 2023;13(10-2):218-227. DOI: 10.25726/o7735-1720-1512-a EDN: NMMVOW
8. Яковлева Н.О., Бухтияр Е С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования. Педагогическая перспектива. 2023;3:29-38. Режим доступа: item.asp?id=54321395 (дата обращения: 03.10.2024). EDN: CMYSWY
9. Коротков А.М., Земляков Д.В., Карпушова О.А. Методика подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сетевом формате в условиях интеграции педагогического вуза с региональной системой образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022;8(171):4-11. Режим доступа: item.asp?id=49736313 (дата обращения: 29.09.2024). EDN: XPYFIS
10. Репринцева Ю.С. Разработка модели регионального научно-педагогического кластера системы образования Амурской области. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;102:82-84. DOI: 10.22250/20730284_2023_102_82 EDN: QZMCSN
11. Кадакин В.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе. Гуманитарные науки и образование. 2017;31(3):56-64. Режим доступа: item.asp?id=30016677 (дата обращения: 02.10.2024). EDN: ZGWFRT
12. Ситяева С.М., Яремчук С.В., Бакина А.В., Готнога А.В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;12(92):263-271. DOI: 10.24158/spp.2021.12.40 EDN: NUIHCD
13. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):83-92. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.008 EDN: XODKOT
14. Jian X., Du D., Liang D. Scale or effectiveness? The nonlinear impact of talent agglomeration on high-quality economic development in China. Heliyon. 2024;10(9):e30121. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e30121 EDN: ELVLJP
15. McCowan T. Higher Education for and beyond the Sustainable Development Goals. London: Palgrave Macmillan; 2019. 365 p. DOI: 10.1007/978-3-030-19597-7
16. Попов А.А., Глухов П.П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций. Высшее образование в России. 2020;29(11):75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87 EDN: WHOYPK
17. Kefelegn H. Theoretical analysis on economic impacts of universities on regional economies. Energy and Environment. 2020;5(5):69-73. DOI: 10.11648/j.ijeee.20200505.11
18. Pugh R., Soetanto D., Jack S. L., Hamilton E. Developing local entrepreneurial ecosystems through integrated learning initiatives. The Lancaster Case. Small Business Economics. 2019;56(2):2. DOI: 10.1007/s11187-019-00271-5 EDN: EAGFMA
19. Burke M.K., Pugh R., Soetanto D., Owusu-Kwarteng A., Jack S.L. The engaged university delivering social innovation. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2056-2079. DOI: 10.1007/s10961-024-10091-9 EDN: HHBDDO
20. Schütz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. Co-shaping the future in Quadruple Helix innovation systems: uncovering public preferences toward participatory research and innovation. She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2019;5(2):128-146. DOI: 10.1016/j.sheji.2019.04.002
21. Belitski M., Sikorski J. Three steps for universities to become entrepreneurial: a case study of entrepreneurial process and dynamic capabilities. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2035- 2055. DOI: 10.1007/s10961-024-10099-1 EDN: YMOBSO
22. Galan-Muros V., Davey T. The UBC ecosystem: putting together a comprehensive framework for university-business cooperation. The Journal of Technology Transfer. 2019;44:1311-1346. DOI: 10.1007/s10961-017-9562-3 EDN: QNUKKF
23. Коротков А.М., Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение взаимодействия педагогического вуза и региональной системы образования. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023;4(23):58-69. Режим доступа: item.asp?id=59994455 (дата обращения: 01.10.2024). EDN: CBMOIL
24. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю., Халадов Х.-А.С., Леонова О.И., Вихристюк О.В. Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства. Вестник Мининского университета. 2024;12(2):1. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-1 EDN: BYSCFW
25. Тарасов С.В., Гогоберидзе А.Г., Кондракова И.Э., Спасская Е.Б. “Университет, открытый регионам”. Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2023. 68 с. Режим доступа: item.asp?id=63506771 (дата обращения: 26.09.2024). EDN: DIIBDB
26. Кашаев А.А., Петренко А.А. Методология и технология развития единого образовательного пространства современной школы: монография. Москва: Издательство “КНОРУС; 2024. 528 с. Режим доступа: item.asp?id=54394546 (дата обращения: 11.10.2024). EDN: UWETWY
27. Вертинова А.А. Классификация факторов влияния на университет: взаимовлияние университета и региона. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;2(27):95- 98. DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0022 EDN: KLFYNY
28. Urban B., Seely D. Academic spin-offs in an African emerging market context. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2023. DOI: 10.1177/14657503231213308
29. Зиневич О.В., Мелехина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития. Высшее образование в России. 2023;32(3):84-102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102 EDN: IIFKQE
30. Елохов А.М., Арбузова Т.А. Стратегическое управление портфелем проектов: монография. Пермь: ПГНИУ; 2023. 168 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/Elohov-Arbuzova-Strategicheskoe-upravlenie-portfelem-proektov.pdf (дата обращения: 05.10.2024).
31. Коваленко В.И., Курганский С.И., Соколова О.А. Факторы развития образовательной системы вуза. Современные проблемы науки и образования. 2017;6:12-19. Режим доступа: item.asp?id=32390540 (дата обращения: 02.10.2024). EDN: OSJWFU
32. Drejer I., Østergaard C.R. Exploring determinants of firms’ collaboration with specific universities: employee-driven relations and geographical proximity. Regional Studies. 2017;51(8):1192-1205. DOI: 10.1080/00343404.2017.1281389
33. Санникова О.В., Жуйков А.А. Возможности управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических исследований. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020;4(2):156-163. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-156-163 EDN: GIKPWR
34. Knight J. Higher education cooperation at the regional level. Journal of International Cooperation in Education. 2024;26(1):101-115. DOI: 10.1108/JICE-09-2023-0021 EDN: RDAVYR
35. Jones S.E., Clarke D. Sustainable school-university partnerships: motivators for engagement, enablers, and constraints. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:279-297. DOI: 10.1007/978-981-99-8838-9_15
36. Clifton J., Jordan K. The role of the school leader in professional experience school-university partnership models. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:413-431. DOI: 10.1007/978-981-99-8838-9_22
37. Clifford-Swan J., Hudson K., Littlefair D. What makes school-university partnerships effective? An investigation into the relationship between a teacher training school and a university in England. School-University Partnerships. 2022;15(1):1-9. Accessed October 02, 2024. https://eric.ed.gov/?id=EJ1346069. EDN: EADNQZ
38. Littlefair D., Clifford Swan J., Hudson K. Kinship and collegiality: an exploration of the underpinning characteristics of external partnerships at a university education department. Qualitative Research Journal. 2019;19(4):371-379. DOI: 10.1108/QRJ-02-2019-0018
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер; 2002. 720 с. Режим доступа: item.asp?id=42490373 (дата обращения: 22.09.2024). EDN: TDWNDE
40. Charles D.R. Universities and engagement with cities, regions and local communities. rebalancing the social and economic. In: Duke C., Osborne M., Wilson B., eds. Learning, Partnership and Place. Leicester: NIACE; 2005:148-150. Accessed September 15, 2024. https://pascalobservatory.org/sites/default/files/david_r_charles_-_universities_and_engagement_with_cities_regions_and_local_communities_-_dec_2007_0.pdf.
41. Тарасов, С. В. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности / С. В. Тарасов, Ю. Л. Проект // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 6. - С. 121-144. DOI: 10.15293/2658-6762.2306.06 EDN: WQVZLF
42. Rahman A., Saodi S., Irfan M., Nasrah N. Education partnerships between local education authorities and universities: A promising strategy but undeveloped. Journal of Innovation in Educational and Cultural Research. 2022;3(2):122-131. DOI: 10.46843/jiecr.v3i2.85 EDN: MOEJOT
43. Adams P. Initial teacher education partnership: bureaucracy, policy, and professional agency. In: Prøitz T. S., Aasen P., Wermke W., eds. From Education Policy to Education Practice: Unpacking the Nexus. Cham: Springer International Publishing; 2023:151-171. DOI: 10.1007/978-3-031-36970-4_2
44. Akkerman S., Bruining T. Multilevel boundary crossing in a professional development school part nership. Journal of the Learning Sciences. 2016;25(2):240-284. DOI: 10.1080/10508406.2016.1147448
45. Головина И.В. Практика организации взаимодействия педагогических вузов в формировании единого образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования. 2024;82-3:108-111. Режим доступа: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2082%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%203,%202024%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 29.09.2024). EDN: VPXJSL
46. Laman T.T., Flint A.S., Jett P.M., Davis T.R. “Together, I don’t feel so alone”: collaborative teaching as third space in university/school sites. The Teacher Educator. 2024;59(3):326-344. DOI: 10.1080/08878730.2023.2289880
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В условиях проявляющегося противоречия между потребностью участия родителей в реабилитации детей с инвалидностью и низким уровнем их компетентности, ограничивающим такое участие, актуальность приобретают исследования факторов, определяющих родительскую компетентность в достижении результативности реабилитации. Цель исследования - в рамках теории социального капитала проанализировать ресурсы родительской компетентности, обеспечивающие достижение результативности реабилитации ребенка-инвалида. Методология, методы и методики. Выборочная совокупность исследования, составила 500 респондентов. Исследование проходило в 2022-2024 гг. на базе Областного центра реабилитации инвалидов Свердловской области. Проведен анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Применялись также качественные методы сбора эмпирических данных, наблюдение, оценочные и проективные методики для выделения уровней и индикаторов семейного капитала (доверие, поддержка, внимание, близость в отношениях родителей и детей), определения типов родительских позиций во взаимоотношениях с ребенком (партнерская, наставническая, доминантная, отвергающая), направленности родительской активности в период реабилитационных мероприятий в специализированном учреждении, оценки результативности реабилитации ребенка. Результаты и научная новизна. На основе факторного анализа установлено, что уровень социального капитала родителей (семейные и внесемейные ресурсы) непосредственно определяет уровень родительской компетентности; уровень дохода прямо коррелирует с типом родительской позиции в отношениях с ребенком, а результативность реабилитации непосредственно зависит от включенности родителя в реабилитационные мероприятия. Большинство родителей с доминантной и отвергающей позицией характеризуются низким уровнем социального капитала и соответствующим уровнем компетентности. Высоким уровнем ресурсов располагают родители с партнерской позицией и частично с наставнической, ресурсы остальных родителей относятся к среднему уровню. Практическая значимость. Результаты могут использоваться для разработки мер усиления ресурсной обеспеченности родителей, в частности образовательного ресурса, посредством расширения для них услуг и формирования эко-реабилитационной среды.
Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы сделать рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель - установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Методология выстраивалась на основе деятельностной концепции, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, из которых следует опосредование внешних условий внутренними свойствами и состояниями личности. Была разработана анкета для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование прошел 251 обучающийся 5-11 классов организаций основного общего образования. На той же выборке был проведен опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. Показана связь между выбираемой ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге в качестве жертвы и свидетеля, защищающего жертву. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.
Введение. Одной из реакций на стремительные темпы распространения информационных потоков стало клиповое мышление. Наличие клипового мышления у будущего учителя может являться препятствием к формированию у него компетенций, востребованных в профессиональной деятельности. Цель статьи - представить схему решения практико-ориентированной задачи, следование которой направлено на коррекцию клипового мышления у будущего учителя. Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили положения системно-деятельностного, системного и практико-ориентированных подходов. В исследовании приняли участие 250 студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил. Была использована методика, описанная С. Д. Поляковым, Л. А. Белозеровой, В. В. Вершининой, и анкета, разработанная авторами статьи. Для проверки гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ с использованием критерия t-Стьюдента. Результаты исследования. Предложена схема для решения практико-ориентированных задач, позволяющих объединить просмотр фрагментов информации и их осмысление. Доказана эффективность применения подобных практико-ориентированных задач для коррекции клипового мышления студентов вуза. Адаптирована диагностическая методика «Клиповость - целостность мышления» (авторы С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина и др.) для оценки уровня клипового мышления студентов вуза. Научная новизна. Результаты исследования расширяют научные представления о способах коррекции клипового мышления, а также позволяют учесть факт его наличия при разработке стратегии подготовки будущих учителей. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для разработки методики подготовки будущих учителей в области цифровых технологий, направленной на коррекцию клипового мышления. Предложенные расчеты уровня клипового мышления могут применяться для выявления особенностей каждого студента и построения на основе этих данных индивидуальных образовательных траекторий.
Введение. Оценка правовой культуры играет важную роль в формировании личности студентов-юристов и совершенствовании правовых систем различных стран. Цель. Данное исследование направлено на анализ научной информации по правовой культуре и ее взаимосвязи с юридическим образованием, на выявление влиятельных авторов, тенденций, сетей сотрудничества и ключевых тем, которые связывают правовую культуру с образовательным процессом. Методология, методы и методики. Библиометрический анализ проводился в соответствии с рекомендациями PRISMA с использованием баз данных Scopus и Web of Science. В исследование было включено 2106 документов из Scopus и 442 из Web of Science. Данные обрабатывались с помощью Microsoft Excel и R-studio, при этом основное внимание уделялось ежегодным тенденциям, наиболее цитируемым авторам и сетям сотрудничества. Результаты и научная новизна. Исследование показало последовательный рост объема научной информации, особенно в период с 2020 по 2023 год, причем доминирующее положение занимают статьи и книги. Ключевыми темами стали профессиональная идентичность студентов-юристов, эмоциональная регуляция в юридической профессии и роль ценностей в формировании юридического образования. Самыми влиятельными авторами оказались David Nelken в Scopus и Avi Rubin в Web of Science. Сети сотрудничества продемонстрировали прочные международные исследовательские связи. Практическая значимость. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости интеграции правовой культуры в процессы юридического образования для повышения уровня подготовки студентов-юристов, подчеркивая важность эмоциональных, этических и когнитивных навыков в их профессиональной подготовке.
Введение. Поддержание качества преподавания в высших учебных заведениях Индонезии является сложной задачей из-за высоких требований к работе преподавателей, которые выступают в роли не только педагогов, но и исследователей и наставников. Цель. Исследуются возможности использования модели «требования к работе - ресурсы» (JD-R) в оценке качества преподавания в высшей школе. Методология, методы и методики исследования. В этом исследовании используется моделирование структурными уравнениями (SEM) с помощью программного обеспечения SmartPLS 3.0 для проверки влияния исследовательской модели на работу 285 преподавателей, отобранных случайным образом в 19 университетах Индонезии. Результаты. Установлено, что конфликт ролей в работе преподавателя отрицательно влияет на качество преподавания, тогда как убежденность преподавателя в своей способности эффективно действовать в той или иной ситуации, понимаемая в исследовании как самоэффективность, положительно влияет на качество преподавания. Представлены пути использования модели JD-R для изучения факторов, связанных с производительностью труда преподавателей высшей школы. Научная новизна. Это исследование, опирающееся на возможности модели «требования к работе - ресурсы» (модель JD-R), выявляет факторы, влияющие на качество преподавания, и представляет механизмы, лежащие в основе взаимосвязи между конфликтом ролей и уровнем самоэффективности труда преподавателя в высшей школе в Индонезии. Практическая значимость. Представлены возможности администраций университетов и Министерства образования, культуры, исследований и технологий Индонезии принимать необходимые управленческие решения, касающиеся вопросов качества преподавания, включая изменение структуры учебного процесса, с целью уменьшения нагрузки на преподавателей и расширение подходов к оценке их труда, в том числе за счет развития новых форм организационной поддержки.
Введение. Практика анализа используемой учеными-педагогами в последние годы аргументации проявляет случаи некритичного отношения к мнениям научных авторитетов, искажения при формулировке определений, некорректности при теоретических и эмпирических обоснованиях выводов, что свидетельствует о попытках методологического «вмешательства» в аргументационное поле науки об образовании. Целью данной статьи является выявление специфики научной аргументации в педагогике и разделение критериев ее соответствия методологической рамке на две части: тезирование «жестких» и «мягких» требований. Методология, методы и методики. Методами исследования стали анализ записей научных диалогов, текстов статей, монографий и диссертаций по педагогике на предмет аргументационной корректности; анализ методологической литературы по проблемам аргументации в различных областях знания; метод разделения науковедческого аргументационного поля исходя из особенностей предмета исследования педагогики, возможности его дефиницирования и построения теоретических схем. Результатом проведенного исследования является определение требований к научным аргументам в педагогике, опосредованных спецификой ее предметного поля: «жесткие» требования, к соблюдению которых необходимо стремиться; «мягкие» требования, которые можно было бы обозначить «смягчающими обстоятельствами», позволяющими ученым-педагогам ответить на критику, в основе которой лежит сравнение педагогической аргументации с аналогичными процедурами в науках. Научная новизна заключается в обосновании деления аргументационного поля (как компонента методологии педагогики) на «жесткие» и «мягкие» соответствия аргументов научной педагогики методологической норме. Практическая значимость результатов состоит в возможности использования представленного материала в качестве учебного контента для обучающихся по программам педагогического образования как ориентира при выполнении выпускных квалификационных работ.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/