Успешное развитие экономики в современных условиях во многом определяется ее способностью воспроизводить инновации. В этой связи особое внимание и в научных исследованиях, и на практике уделяется развитию инновационного потенциала на различных уровнях экономики (макро-, мезо-, микро-) с тем, чтобы создать предпосылки для устойчивого инновационного развития. Реализация этого потенциала и его величина зависят от многих факторов. В статье анализируется взаимосвязь инновационного потенциала и уровня развития инновационной инфраструктуры экономики. Показано, что эти два элемента не только тесно связаны, но и оказывают друг на друга стимулирующее воздействие. Выявленные эффекты взаимного влияния инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры могут быть учтены при реализации экономической политики, ориентированной на ускорение инновационного развития российской экономики.
The successful development of the economy in modern conditions is largely determined by its ability to reproduce innovations. In this regard, special attention both in scientific research and in practice is paid to the development of innovative potential at various levels of the economy (macro, meso, micro) in order to create the prerequisites for sustainable innovative development. The realization of this potential and its magnitude depend on many factors. The article analyzes the relationship between innovation potential and the level of development of the innovation infrastructure of the economy. It is shown that these two elements are not only closely related, but also have a stimulating effect on each other. The identified effects of the mutual influence of innovation potential and innovation infrastructure can be considered when implementing economic policies aimed at accelerating the innovative development of the Russian economy.
Идентификаторы и классификаторы
Развитие любой системы базируется на использовании совокупности обеспечивающих это развитие элементов, которые обобщенно именуются «инфраструктура» [2]. В частности, инновационная инфраструктура, являясь важным элементом инновационного потенциала экономики, обеспечивает условия развития инновационной системы. В этой связи можно предположить, что существует связь между уровнем развития инновационной инфраструктуры и величиной инновационного потенциала. В дальнейшем исследовании мы проверим корректность этой гипотезы
Список литературы
1. Бабкин А. В., Васильев Ю. С., Барабанер Х., Здольникова С. В. Инструментарий и организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом ин те грированных промышленных структур и комплексов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 4 (34). С. 30-35. EDN: YRTHJJ
2. Вертакова Ю. В., Леонтьев Е. Д., Плотников В. А. Развитие технической инфраструктуры обеспечения кластерного развития экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5-1. С. 322-331. EDN: TKSJOJ
3. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Стратегия инновационного развития России: управленческие проблемы реализации // Друкеровский вестник. 2020. № 1 (33). С. 5-20. EDN: KIQXXX
4. Деттер Г. Ф., Туккель И. Л. О принципах проектирования региональных инновационных экосистем // Инновации. 2016. № 1 (207). С. 70-78.
5. Диваева Э. А. Региональная инновационная система как объект анализа и оценки // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12(195). С. 37-42. EDN: NDQYRB
6. Жихарев К. Л. Содержание и сущность концепции региональной инновационной системы // Российский экономический интернет-журнал. 2011. № 2. URL: http://www.e-rej/ru/Articles/2011/Zhiharev210/pdf (дата обращения: 26.03.2024). EDN: PATWIP
7. Иванова Н. Национальные инновационные системы в глобальном контексте // Человек и труд. 2004. № 5. С. 62-64. EDN: SAQYGP
8. Ковалев Ю. Ю. Инновационный сектор мировой экономики: понятия, концепции, индикаторы развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 180 с. EDN: WJYCQL
9. Лосев Е. А. Оценка инновационного потенциала Российской Федерации в условиях санкций // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. статей 13-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск, 2023. С. 100-104. EDN: ZKSKCR
10. Мищенко И. Г. Оценка развития и устойчивости функционирования региональной инновационной инфраструктуры: дис. … канд. экон. наук. Белгород, 2023. 238 с. EDN: BYKTUG
11. Моргунов Е. В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание// Собственность и рынок. 2004. № 7. С. 10-21. EDN: YYJQMX
12. Мошин А. Ю. Инновационное развитие промышленных предприятий в условиях роста неопределенности внешней среды. М.: Директ-Медиа, 2021. 384 с. EDN: TPHJQB
13. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Государственная инвестиционная политика как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вы званных антироссийскими санкциями // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 7. С. 747-762. EDN: HTJWFJ
14. Соловейчик К. А., Микитась А. В., Аркин П. А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоемкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5(125). С. 9-18. EDN: MISTRU
15. Стратегирование национальных и региональных инновационных систем / под ред. Д. Н. Гнатенко. М.: Бюджет, 2021. 58 с.
16. Цветцых А. В., Федорова Ю. В. Сущность и место бизнес-акселератора в системе инновационной инфраструктуры региона // Решетниковские чтения. 2013. Т. 2, № 17. С. 385-386. EDN: SJCODN
17. De Noronha Vaz E., Mariа T., Galindo P. V., Nijcamp P. The Firms Behind the Regions: Analysis of Regional Innovation Performance in Portugal by External Logistic Biplots// SSRN Electronic Journal. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2321155 (дата обращения: 20.02.2024).
18. Freeman Ch. The ‘National System of Innovation’ in historical perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19, N 1 P. 5-24. EDN: IMQUJJ
19. Freeman Ch., Clark J., Soete L. Unemployment and Technical Innovation: A Study of Long Waves and Development. London: Frances Pinter, 1982. 214 p.
20. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development // Regional Research of Russia. 2013. Vol. 3. No. 1. P. 89-95. EDN: TJFUAV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор работы Всероссийской научно-практической конференции «Детство в современной России: проблемы, политика, перспективы», организованной Северо-Западным институтом управления РАНХиГС и состоявшейся 31 мая 2024 г. Анализ материалов и выступлений спикеров конференции построен на сочетании количественной и качественной методологии. Выявление количественных данных контент-анализа позволил обнаружить статус ребенка в современных объект-субъектных отношениях. Интерпретация вербальной информации позволяет охарактеризовать проблемы детей, а также определить векторы основных направлений исследовательской и практической работы с детьми по достижению счастливого и благополучногодетства.
Все институты государства и общества нацелены в настоящее время на выполнение основополагающих положений Указа Президента РФ No 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Ряд положений этого документа перекликается с преобразованиями, которые проводил Ю. В. Андропов, будучи на постах в ЦК КПСС и в Президиуме Верховного Совета.
Одной из стратегических целей развития России является повышение качества жизни ее граждан. Согласно Указу Президента РФ от 2 июля 2021 г. No 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов, в числе которых особое внимание уделено вопросу развития человеческого потенциала
В статье проведен обзор современных исследований наставничества и сделан вывод о том, что с позиций социологии категория наставничества представляется недостаточно исследованной (в этом ключе ей уделяется значительно меньше внимания в научной литературе). Наставничество, изучаемое специалистами в рамках социологических наук, как правило, рассматривалось с позиции концепций структурного функционализма и социального обмена (А. Гоффман; Дж. Аллан; Э. Гардинер и др.). Для социологических концепций института наставничества базовым фактором является категория социализации. Наставничество, наряду с процессами обучения и воспитания, является составляющим компонентом социализации. Практика введения наставничества позволяет констатировать неясность и расплывчатость представлений наставника о себе и своей роли, равно как и образ наставника для его подопечных, что создает препятствия для прививания стандартов наставничества в части его организации и успешной реализации, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Следует констатировать смещение фокуса наставничества с его представления как проводника власти и держателя определенной структуры на его значение в образовании и развитии корпоративной культуры современной организации. Процессы социализации также связаны с механизмами адаптации и мотивации. Если адаптация рассматривается как часть социализационного процесса, то, что касается мотивации, ее роль в социологическом механизме института наставничества является дискуссионной.
Целью исследования является анализ протестной деятельности молодежи Санкт-Петербурга как формы политического участия.
Метод. Для достижения поставленной цели был выбран метод контент-анализа, включающий в себя мониторинг протестной деятельности среди молодежи.
Результаты. Проведен анализ протестной деятельности в молодежной среде Санкт-Петербурга: выявлены организаторы протестных акций, тематика протестов, их политические формы и количество. Предложены пути для разрешения конфликтов между обществом и властями с целью ведения диалога и, как следствие, снижения протестной деятельности.
Выводы. Проведенное исследование показало, что в Санкт-Петербурге проживает активное гражданское общество, готовое принимать политическое участие в разных формах, в том числе протестных акциях. При помощи прямого диалога между молодежными движениями и органами власти недовольство со стороны активистов, представляющих группы населения, будет снижаться. Результаты данного исследования будут интересны специалистам в области политологии и социологии, государственным служащим в области молодежной политики.
Сегодня понятие «драйвер» широко используется в отечественных экономических и социологических исследованиях, работах по управлению. В то же время его общепризнанного определения нет, что заметно снижает познавательные возможности данного термина. Цель статьи раскрыть эвристический потенциал понятия «драйвер» для социологического анализа проблем развития социогуманитарных исследований в российских университетах. Сначала понятие «драйвер» концептуализируется с позиций социологической теории, затем, исходя из этого, три элемента социальной системы университета - соблюдение академической этики, институт аспирантуры, академические онлайн-сообщества - рассматриваются в качестве внутренних драйверов социогуманитарных исследований в российских университетах. Дизайн исследования. Работа имеет пилотный характер и основана на анализе вторичных данных. Теоретической рамкой выступает теория информации К. Шеннона, позволяющая выделить черты драйвера, отличающие его от других медиативных элементов системы. Социологическая концептуализация ведется с позиций институционального анализа и теории социального действия. Это позволяет выделять в драйвере социальной системы субъективную составляющую. Результаты. Дано общее определение понятия драйвера, выделены его отличительные характеристики - облигативность и перекодировка информации. Показано, что социологическая интерпретация драйвера связана с оценкой уровня функциональности последствий его работы для социальной системы. Характер этих последствий определяется личностными характеристиками людей, участвующих в его работе. В связи с этим драйвер может способствовать как развитию, так и стагнации социальной системы. К внутренним драйверам проведения научных исследований в университетах могут быть отнесены - поддержание стандартов академической этики, эффективная реализация программ аспирантуры, создание и модерирование академических онлайнсообществ. Новизна полученных результатов связана с имплементацией технических терминов в социогуманитарное знание, что позволило дать более строгое определение понятия «драйвер» в отношении анализа социальных изменений и процессов. Статья будет интересна администраторам науки в университетах.
В статье рассматривается опыт по оценке качества процессов образовательной деятельности, таких, как проведение промежуточной аттестации и подготовка курсовых работ в вузе. Авторами статьи предлагается использовать для оценки процессов образовательной деятельности конкретные показатели процессов, которые включают в себя контролируемые параметры. Методология оценки любого из процессов образовательной деятельности представлена в виде перечня основных показателей с их описанием. Практическую значимость проведенной работы представляют предлагаемые показатели оценки, которые будут полезны специалистам учебно-методических управлений вуза и сотрудникам служб менеджмента качества.
Цель исследования заключается в разработке опросника, интегрирующего традиционные методики профориентации и категоризацию IT-профессий за счет анализа существующих классификаций и интервьюирования IT-специалистов.
Методы. Для достижения поставленной цели был произведен выбор традиционной методики профориентации путем анализа существующих и выбора из них той, которая наилучшим образом соответствует цели исследования. Разработана система категоризации ITспециальностей за счет анализа существующих классификаций и интервьюирования IT-специалистов.
Результаты. Среди существующих традиционных методик профориентации был выбран тест Голланда, как имеющий потенциал для адаптации к IT-сфере. Анализ существующих классификаций IT-специальностей показал отсутствие единства, в связи с этим была разработана собственная категоризация, включающая пять основных категорий: разработка, QA-специалисты, работа с данными и исследования, менеджмент, дизайн.
Выводы. По результатам исследования была выдвинута гипотеза о существовании различий по степени выраженности социально-профессиональных типов Голланда среди различных IT-специальностей. А также приведено предполагаемое соответствие различных категорий IT-направлений и преобладающего типа Голланда. Исследование закладывает основу для разработки программного продукта, направленного на помощь людям в определении наиболее подходящих для них ITспециальностей.
Актуальность. Беспрецедентная санкционная политика в отношении России вынуждает задумываться о направлениях развития отечественной экономики. Одним из приоритетных направлений является развитие отечественной электронной отрасли промышленности - самой наукоемкой отрасли машиностроения, структурного ядра постиндустриальной волны в соответствии с волновой концепцией Э. Тоффлера. Именно электронная продукция, включая компоненты и изделия из них, чрезвычайно дифференцирована и, в том числе, служит комплектующим к иным промышленным и потребительским товарам. Значит без развития электронной отрасли промышленности затруднительным становится развитие других сфер и отраслей экономики. Цель. Определить базовую стратегию развития электронной отрасли промышленности России. Задачи. Обозначить стратегическую роль инноваций в электронике и микроэлектронике в достижении Россией технологического суверенитета. Методология. В основе статьи лежит общая теория стратегии и методология стратегирования академика, иностранного члена РАН В. Л. Квинта, разработанная в Центре стратегических исследований института математических исследований сложных систем и кафедрой экономической и финансовой стратегии МГУ им. М. В. Ломоносова. Результаты. В статье содержится обзор глобальных инновационных тенденций и стартапов, которые сегодня трансформируют электронную отрасль промышленности. В дополнение к обзору автор приводит статистическую информацию об уровне освоения этих технологий в России. Выводы. Стратегия развития электронной отрасли промышленности России должна быть основана на переориентации на инновационные изделия и компоненты, а также на инновационные способы производства.
Статья посвящена опыту Вьетнама в создании и развитии специальных экономических зон (СЭЗ). В статье рассмотрены различные типы специальных экономических зон страны. Было выявлено, что во Вьетнаме преобладающим типом являются индустриальные парки (70% от всех зон), прибрежные экономические зоны (20,8%), приграничные экономические зоны (5,0%). Определены 4 ключевые экономические зоны (КЭЗ), выявлена их роль в экономике страны: доля в ВВП, доля в обороте экспорта-импорта, доля в притоке ПИИ. Определены основные инвесторы, регионы и отрасли, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов. Проанализированы результаты экономической деятельности первой в стране прибрежной экономической зоны Чулай. Выявлены благоприятные факторы для успешного развития СЭЗ в стране. В статью включены авторские карты, которые иллюстрируют результаты исследования.
Цель исследования - выявить возможности и угрозы цифровизации, оценить влияние цифровых технологий на социально-экономическое развитие регионов и оценить уровень цифрового неравенства в России. В качестве теоретико-методологической базы исследования выбрана теория стратегии и методология стратегирования академика В. Л. Квинта. Согласно методологии стратегирования определяются возможности и угрозы перехода к цифровым технологиям на уровне отдельных регионов и страны в целом. Для оценки цифрового неравенства используется индекс Тейла. В качестве показателя, по которому оценивается неравенство, используется валовая добавленная стоимость в отрасли «Деятельность в области информации и связи». Рассмотрены две составляющие индекса Тейла: внутригрупповая и межгрупповая. Получены оценки индекса за период 2016-2022 гг. по субъектам РФ и по федеральным округам. Установлено, что цифровое неравенство растет, причем при рассмотрении федеральных округов на внутригрупповую компоненту приходится 80% региональной вариации показателя. Выявлена сильная связь между расходами на цифровые технологии и валовой добавленной стоимостью отрасли ИКТ. Проведен OTSW-анализ влияния цифровых технологий на региональную экономику. Выявленные стратегические возможности являются основой для формулирования стратегических приоритетов, сильные стороны - конкурентных преимуществ. Согласованность стратегии регионального развития со стратегическими приоритетами цифровизации позволит нивелировать угрозы и воспользоваться возможностями цифровой экономики для регионального роста и развития.
В статье рассматриваются вопросы становления региональной политики в России. Обосновывается необходимость ее последовательной реализации в любых общественно-политических и социально-экономических условиях. Проводятся сопоставления практики разработки и реализации региональной политики в начале рыночных преобразований в современных условиях. Обосновывается принципиально важная роль государства в решении проблем устранения диспропорций регионального развития. Рассматриваются виды и направления региональной политики России, а также способы ее ресурсного финансового обеспечения. Дана характеристика наиболее актуальных мер финансового регулирования процессов регионального развития, связанных с обеспечением сбалансированного развития территорий, реализацией крупномасштабных проектов, возможности привлечения заемных средств и вовлечения населения в процессы принятия решений о распределении ресурсов для решения социально значимых проблем развития регионов.
Цифровизация как важнейшая тенденция современного развития экономики и общества может сопровождаться не только положительными, но и отрицательными последствиями. Для того чтобы она оказывала только положительное воздействие, необходимо выполнить те требования, которые она выставляет обществу в виде содержания вызовов. В том случае, когда эти требования не выполняются, возникает угроза появления отрицательных последствий воздействия цифровизации, которые предлагается описывать через риск. Проблему усиления положительного и уменьшения отрицательного влияния цифровизации на деятельность определенного субъекта и/или на содержание какого-либо объекта воздействия цифровизации в статье предлагается решать на основе создания и внедрения Комплексной программы управления рисками цифровизации. Она включает Программу № 1 управления рисками, обусловленными влиянием цифровизации на определенное направление жизнедеятельности общества; Программу № 2 управления рисками, обусловленными применением основных продуктов цифровизации; Программу № 3 управления киберрисками или Программу № 4 управления информационными рисками, частью которой является Программа № 3. Каждая из этих программ содержит 2 части: ч. 1 содержит управленческие решения, разрабатываемые самостоятельно, ч. 2 - содержит управленческие решения по реализации требований нормативных правовых актов, а также национальных и межгосударственных стандартов, реализующих управление рисками нарушения информационной безопасности на государственном, межгосударственном или на отраслевом уровне.
В данной статье авторы подвергают критическому анализу концепцию дерискинга, которая активно предлагается западным экспертным сообществом в качестве новой стратегической основы американо-китайских торговых отношений. Под дерискингом понимается переход от политики радикального разрыва американской экономики с торговым партнерством Китая к риторике снижения риска, которая подразумевает ограничение зависимостей и вытекающих из них рисков и не предполагает полного разрыва торговых контактов с партнером. На основе исследования обширного исторического материала, а также применяя современные конфликтологические методы анализа рисков, авторы статьи приходят к выводу о том, что управленческая стратегия дерискинга не имеет необходимой для анализа политического измерения международных экономических отношений концептуальной оптики и, следовательно, неспособна объяснить, что есть действительный источник рисков. Концептуальная нежизнеспособность идеи дерискинга обусловлена пренебрежением закона неравномерности развития капиталов, детерминирующего межгосударственные отношения и неучетом того непреложного факта, что глобальная экономика есть поле неувядающего конфликта в рамках экономической конкуренции, формирующей пространство активного функционирования рисков. Постоянное присутствие рисков в международных отношениях делает конфликт то источником, порождающим риски, то их результатом. На примере американо-китайских торговых отношений авторы статьи демонстрируют, как попытка возвышения партнера, которому была уготована участь аутсайдера, порождает у риск-бенефициара ответную реакцию вернуть аутсайдера в его родное лоно посредством минимизации последствий риска длясебя за счет других. По мнению авторов, за стратегией дерискинга, в сущности, может скрываться стремление увеличить интеллектуальную ренту, взимаемую при продаже западных патентов и технологий. Реакцией на возможность утраты своего монопольного положения является рождение импульса встряхнуть отношения и изменить их динамику в нужном для себя направлении. Эти импульсы обнажают присущие порядку системные противоречия и детерминируют вспышку нового витка горячей торговой войны. Пребывая в отношении отрицательного единства, участники не располагают иным выбором, кроме как достигнуть, одинаковых для всех участников, целей обогащения посредством отрицания друг друга, и всякий раз предпринимают попытки установить неэквивалентный экономический обмен в свою пользу.
В статье рассматриваются особенности функционирования государственных контрольных (надзорных) органов в Российской Федерации в настоящее время. Проанализирован механизм оценки эффективности функционирования системы контрольных (надзорных) органов на примере оценки работы упомянутых органов в сфере социального обслуживания в г. Санкт-Петербурге. Отражены актуальные проблемы функционирования системы государственных контрольных (надзорных) органов в Российской Федерации. На основе выявленных проблем авторы предлагают комплекс мер, основанных на принципах законности и прозрачности, баланса интересов, направленных на достижение максимально полезного результата для всех участников контрольной (надзорной) деятельности. Реализация предложенных мероприятий должна идти по пути использования современных подходов к управлению системой контрольных (надзорных) органов, основанных на результатах научно-технического прогресса.
Специфика политического и политико-административного управления США выявляет некоторые проблемные аспекты реализации главой государства своих должностных полномочий в ракурсе позитивных политических отношений с американскими конгрессменами, связанных с достижением политического консенсуса и принятием согласованных политических решений. В данной связи актуализируется поиск эффективных политических механизмов и инструментов межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти на современном этапе политического развития США. Рассмотрены нормативно-правовые основы политического и административного функционала президента США и Конгресса США. Проанализированы политико-исторические особенности межинституционального взаимодействия исполнительной и законодательной власти в США. Определены ключевые факторы и условия конфликтогенности политических отношений с американскими конгрессменами в рамках президентства Д. Трампа. Сформулированы основные причины и обстоятельства углубления межинституциональных противоречий в политической системе США с учетом функциональной роли Дж. Байдена. Сделан вывод о необходимости формирования политического доверия и использования апробированных политических инструментов, одобренных и президентом США, и американскими законодателями. При этом реальные причины наблюдаемых в США политических событий имеют объективный характер и требуют более глубинного и детального анализа. В результате представлены проблемные плоскости и уровни политико-административных отношений между государственными органами исполнительной и законодательной власти в США на современном этапе. Автором использованы количественные (многофакторный анализ, статистическое представление данных) и качественные (контент-анализ, вторичный анализ данных американских аналитических и научно-исследовательских центров) методы.
В статье рассмотрена эволюция Четырехстороннего диалога по безопасности, широко известного как «четверка» (QUAD - Quadrilateral Security Dialogue) с участием США, Японии, Индии и Австралии, нацеленного на выработку координационной политики и проведение стратегических консультаций в попытках уравновесить возрастающую мощь Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Автором представлены причины, цели и задачи появления «четверки», интересы стран-участниц, а также аргументы ряда стран, не желающих превращать этот альянс в азиатское НАТО. Новое соперничество великих держав между США и КНР оказывает негативное влияние на существующую систему политических и экономических отношений в Индо-Тихоокеанском регионе. На основе проведенного исследования автор указывает на то, что деятельность QUAD направлена на контроль над Индо-Тихоокеанским регионом как единого экономического и стратегического пространства и охватывает широкий спектр разных сфер, и четырехстороннее партнерство, ведомое США, повышает напряженность в регионе и не способствует поддержанию стабильности в регионе. Анализ деятельности QUAD позволил определить противоречивый характер политики этого альянса в сфере экономики и безопасности, и что международная обстановка в регионе в ближайшие годы будет становиться все более напряженной и менее предсказуемой.
Статья посвящена важной и актуальной проблеме - изучению феномена политического лидерства, определению оптимальных условий его становления в качестве политического института. В современных условиях весьма наглядно проявляется наслоение различных культурно-исторических парадигм, напрямую связанных со стратегическим развитием ключевых социальных институтов. С одной стороны, исследователи отмечают наступление принципиально новой для цивилизации эпохи - информационного общества, обладающей собственными стратегическими ориентирами и приоритетными направлениями, с другой - предыдущие (индустриальное и аграрное) параллельно сосуществуют, конкурируя и тормозя развитие друг друга. Наступление нового технологического уклада не отменяет экспансию предшествующих. Именно поэтому политическое лидерство сегодня привлекает большое внимание и политологов, и публичных политиков, и ведущих представителей ключевых социальных институтов. В работе рассматривается история развития представлений о политическом лидерстве, анализируется понятийный аппарат, выявляются существенные признаки указанного феномена. Анализ проблемного поля, критика существующих подходов и определение преобладающих тенденций указывают на достоверность и обстоятельность проведенного исследования, подчеркивают его теоретическую и практическую значимость. Материалами для исследования послужили научные источники, находящиеся в открытом доступе (книги, монографии, статьи в рецензируемых научных журналах; диссертации и авторефераты; статьи в сборнике материалов научно-практических конференций и т. п.), официальные средства массовой информации (веб-сайты, газеты, журналы, телевизионные передачи), публичные заявления высших должностных лиц, нормативно-правовые документы, результаты изучения общественного мнения, экспертные оценки ведущих политологов, политтехнологов и консалтинговых агентств. В качестве методов используются большей частью теоретические: анализ научных текстов, периодической печати, публичных заявлений официальных лиц, нормативноправовых документов, результатов изучения общественного мнения; сравнение, сопоставление, экстраполяция. Результатом проведенного исследования является уточнение понятия «политическое лидерство», проблематизация динамики его становления и преобразования в политический институт. Обсуждение результатов исследования состоялось на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук и кафедры экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ, а также Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
К 2022 г. российские лидеры сделали абсолютно верный вывод о том, что комплекс мировых проблем, оказывающих определяющее влияние на Россию, не только не исчезнет сам по себе, но и будет углубляться. Были приняты военные и политические решения, которые всем известны. Прошедшие два с половиной года потребовали определенной корректировки формы государства, его институтов, стратегии развития, моделей управления
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832