Одной из тенденций развития современной экономики является повышение уровня ее креативности. Движущей силой этой тенденции являются виды экономической деятельности, преимущественно связанные со сферой услуг, получившие собирательное наименование «креативные индустрии». Целью исследования является изучение креативных индустрий в контексте государственного регулирования экономики. Исследование проведено на материалах российской экономики. Использованы следующие методы исследования: структурно-функциональный, ретроспективный, сравнительный и институциональный экономический анализ; исследование базируется на идеях сервисизации и креативизации экономической деятельности, которые рассматриваются комплексно. В статье обоснована необходимость регулирования креативных индустрий, что определяется их заметным влиянием на экономическое и культурное развитие общества. Они не только укрепляют национальную идентичность, способствуют международному культурному обмену, но также создают инновационные продукты, диверсифицируют структуру экономики, через сервисизацию повышают уровень благосостояния населения и запускают экономический рост. Регулирование в этой области должно фокусироваться на создании комфортной среды для бизнеса, защите интеллектуальной собственности и развитии кадрового потенциала. При этом необходимо удерживать баланс между государственным администрированием и гибкостью, избегая избыточной бюрократии, что будет поддерживать творческий дух.
One of the trends in the development of the modern economy is an increase in the level of its creativity. The driving force behind this trend is the types of economic activity associated exclusively with the service sector, collectively called the “creative industry”. The purpose of the study is to study creative industries in the state regulation of the economy. The study was conducted on the materials of the Russian economy. Research methods are structural and functional, retrospective, comparative and institutional economic analysis; the foundations are explored on the ideas of servicization and creativity of economic activity, which are analyzed in a comprehensive manner. The article substantiates the need to regulate creative industries, which determines their impact on the economic and cultural development of society. They not only strengthen national identity, promote the spread of cultural exchange, but also create innovative products, diversify the structure of the economy, increase the level of well-being of the population through servicization and launch economic growth. Regulation in this area should focus on creating a comfortable environment for business, protecting intellectual property and developing human resources. At the same time, it is necessary to maintain a balance between public administration and flexibility, avoiding bureaucracy, which will support the creative spirit.
Идентификаторы и классификаторы
Креативность — одно из атрибутивных свойств экономики. Действительно, если обратиться, например, к маржиналистской концепции факторов производства, то достаточно важную роль среди них играет предпринимательство, сущность которого состоит в мобилизации и оптимальном (по критерию максимизации получаемой предпринимателем выгоды) соединении остальных факторов производства: земли, труда, капитала. Предпринимательская деятельность по своей природе является творческой, т. е. креативной [20]. В частности, статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность». Именно эта самостоятельность предполагает креативный характер осуществляемой деятельности
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Дубская Е. С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4-2. С. 5-11. EDN: RWUYFV
2. Березанская Н. Б. Креативность в структуре инновационной деятельности личности // Инновации. 2011. № 1. С. 99-101.
3. Бобыло А. М. “Мягкая сила” в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 14. С. 129-135. EDN: RSKSOH
4. Бодрунов С. Д. К вопросу об императивах формирования ноообщества: десимулятизация потребностей // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2022. Т. 1, № 4. С. 13-20. EDN: BEDEDE
5. Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. “Культурные индустрии” и “креативные индустрии”: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 38-48. EDN: YPEAID
6. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н., Греченюк А. В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно-ориентированную модель развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 84-92. EDN: TIZSZT
7. Григорян К. Г. Исторические предпосылки становления креативных индустрий и их состояние на сегодняшний день в РФ // Вестник современных исследований. 2019. № 3.6 (30). С. 49-50. EDN: RZDLRV
8. Грицких Н. В., Рыбак Н. С., Моторина Е. Г. Особенности и тенденции развития креативных индустрий в XX-XXI вв. // Социология. 2024. № 2. С. 65-72. EDN: FTLNKP
9. Гришков В. Ф. Противостояние России и “коллективного Запада”: влияние на промышленное производство // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 21-26. EDN: FIKHLH
10. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13. EDN: MKWAFM
11. Дербина Ю. С., Кужутова А. Ю., Боркова Е. А. Креативная экономика: развитие в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-1 (87). С. 224-226. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-5-1-224-226 EDN: HPUHVS
12. Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 260-270. EDN: RCDJNF
13. Зайцева М. А. Креативные индустрии как инструмент стратегической коммуникации: роль сектора люкса в продвижении бренда Франции // Коммуникации в эпоху цифровых изменений: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 53-56. EDN: EUPGVY
14. Искаков М. Р., Миэринь Л. А. Человеческое развитие как фактор креативной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4 (142). С. 17-24. EDN: AVXHCP
15. Малахова Т. С. Формирование геостратегического экономического блока как новой формы внешнеэкономического взаимодействия стран-партнеров в контексте кризиса неолиберальной модели // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 33-38. EDN: QTZSHI
16. Моргунова Е. А. Правовая охрана объектов авторских прав в условиях развития креативных индустрий // Юридическая наука в Китае и России. 2023. № 5. С. 141-146.
17. Пашкус В. Ю., Булина А. О. Экономика и культура: креативная экономика, государственное регулирование и подходы к оценке бренда территории // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 35 (362). С. 39-47. EDN: SNAMDX
18. Плотников А. В., Плотников В. А. О достижении технологического суверенитета в контексте обеспечения экономической безопасности России в условиях санкций // Экономика и управление. 2024. Т. 30, № 8. С. 987-998. EDN: VOTAVZ
19. Плотников А. В., Харламов А. В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50-58. EDN: QQPSKE
20. Плотников В. А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10 (48). С. 23-26. EDN: KYBSDX
21. Плотников В. А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21. EDN: RWCNRH
22. Плотников В. А., Ушкова Т. В. Креативные индустрии: анализ теоретической сущности категории // Трансформация экономики евразийских стран в условиях неопределенности: сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2024. С. 25-30. EDN: PHJSSU
23. Погодина В. В., Редькина Т. М., Смирнов А. А. Вызовы экономической безопасности России в условиях проведения специальной военной операции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 5 (143). С. 82-85. EDN: IFUBRV
24. Попов А. И., Плотников В. А. Инновационно-креативный потенциал - основа наукоемкой экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 4 (70). С. 134-136. EDN: OBFUNB
25. Сергеева В. П., Григорьева Е. И., Грибкова Г. И., Сергеева И. С. Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 3 (173). С. 145-152. EDN: YWMKJM
26. Счисляева Е. Р., Макиева И. В. Особенности функционирования сети организаций креативных индустрий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 1 (145). С. 77-82. EDN: IFYSGF
27. Ушкова Т. В. О соотношении понятий “креативная экономика” и “креативные индустрии” // Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т. Том 2. Курск: Университетская книга, 2024. С. 110-115. EDN: QHMYPQ
28. Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика / Адова И. Б., Алетдинова А. А., Бабкин А. В. и др. СПб., 2016. EDN: WIPKXL
29. Ягунова Н. А. Технологический суверенитет Российской Федерации как основа национальной безопасности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 3 (57). С. 5-8. EDN: CAJIMF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование вопросов пространственного развития — тема не новая, но весьма актуальная. Возможно, если бы ситуация внутри и вне страны была всегда стабильной, то и академический анализ представлял бы менее сложную задачу. Однако эта ситуация относится к категории не реальных, параметры регионального развития постоянно меняются, отбрасывая нас к проблемам, казалось бы, решенным на предшествующих этапах академических исследований
Глобальные перемены, прежде всего, связанные с геополитической и геоэкономической нестабильностью, и последующая трансформация мирового экономического порядка, усиливают значимость целенаправленного развития сложных и масштабных социально-экономических систем (государство, регионы, муниципалитеты) сквозь призму достижения национальных интересов за счет реализации своих возможностей и конкурентных преимуществ стратегического порядка
Актуальными проблемами управления разработками ИТ-проектов является снижение нерационального расходования дорогостоящего времени специалистов, а также минимизация репутационных и иных потерь из-за непредвиденных отказов в обслуживании системы. Целью исследований, которым посвящена статья, является количественный учет в модели оптимизации затрат основных процессов разработки ИТ-проекта. На основе описанной в статье модели разработана программа-симулятор, ставшая инструментом для сравнительного анализа последствий возможных управленческих решений по оптимизации процесса разработки. В результате моделирования оказывается возможным количественно оценить совокупный эффект от различных изменений в организации работы над ИТ-проектом и понять, стоит ли идти на дополнительные затраты для подготовки и внедрения улучшений в процесс разработки. Результаты вычислительных экспериментов на данных реальных ИТ-проектов позволили наглядно увидеть, что с экономической точки зрения предлагаемые управленческие решения ведут к снижению неоправданных затрат и минимизации возможных потерь. Как следствие, с использованием симулятора можно более осознанно отлаживать процесс реализации проекта и повысить предсказуемость работы команды и состояния проекта, а также оптимизировать использование ресурсов. Как вывод выполненного исследования предложенная в статье модель реализации ИТ-проекта и разработанная на ее основе программа-симулятор выполнения проекта могут быть использованы для расчета эффекта от разнонаправленных оптимизаций с различной каденцией. Исходные коды программы-симулятора открыты и доступны для скачивания, применения и адаптации.
Целью статьи является уточнение и дополнение процессного подхода к управлению цепями ценности и поставок, ориентированного на создание цифровых двойников, моделирование и разработку управленческих решений, отличающихся минимальной упущенной выгодой. Для достижения данной цели использовались терминологический анализ, дескрипторный и фасетный методы качественного исследования, позволяющие формировать идентификационные ряды, создавать эталоны (виртуальные копии) объектов управления, разрабатывать и исследовать бинарные матрицы, являющиеся основой для проектирования цифровых двойников управления цепями ценности и поставок. В статье получены следующие результаты: обоснованы варианты взаимодействия нефизических (виртуальных) и физических (реальных) объектов управления цепями ценности и поставок; уточнена сущность и дополнено содержание процессного подхода к управлению; определены компоненты и процессы создания и использования цифрового двойника управления цепями ценности и поставок; уточнены функции владельцев процессов, использующих данный цифровой двойник. Внедрение результатов исследования позволит повысить качество управленческих решений в цепях ценности и поставок; улучшить процессы их структуризации и распределения по вертикали и горизонталям организационной структуры управления; повысить лояльность конечных потребителей продукции и услуг за счет создания желаемых ими ценностей.
В статье рассмотрен процесс создания маркетинговой модели на основе определения ключевых направлений деятельности (рынок/ассортиментный портфель, производство/ технологии, инвестиции, компетенции, стратегия). Представлены проблемы совместного создания ценности в экономике сотрудничества и приобретения опыта совместного творчества, что приводит к созданию многофакторной маркетинговой модели, обладающей прозрачностью и универсальностью. Проанализировано развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ключевых компетенций, что определяет направления развития инновационной деятельности и создает условия для интеграции высшего образования и промышленности. Создание и функционирование деловых экосистем определяет условия для взаимодействия промышленных компаний в целях проектирования, производства и улучшения продукта. Методы. Мобильность высокотехнологического бизнеса в цифровой среде требует обобщения лучших маркетинговых практик, интеграции маркетинговых и технологических компетенций, что способствует построению маркетингового контура технологических компетенций. Результаты. Развитие деловой экосистемы формирует модель позиционного поведения (основатель, нишевой игрок, физический доминант). Цифровые технологии ускоряют процессы, связанные с моделированием и принятием управленческих решений, касающихся инновационного развития промышленного бизнеса, двух возможных направлений развития: сохранение партнерства и разрушение партнерства. Выводы. Маркетинговый контур технологических компетенций обеспечивает целостность маркетинговой деятельности, логическую взаимосвязь кругооборота маркетинговых ресурсов и маркетинговых бизнес-процессов. Гибкость маркетингового контура технологических компетенций обеспечивает функционирование процессов, связанных с маркетинговыми стратегиями, которые могут быть использованы для осуществления маркетингового прогнозирования производственной деятельности.
Работа посвящена актуальной проблеме оценки эффективности инфраструктурных проектов в транспортной сфере с использованием теории графов и графовых моделей, позволяющих сформировать структуру экономических, информационных и других потоков, определяет перемещения людей, транспорта и товаров. Целью работы является исследование моделей пространственного развития для оценки пространственной конкуренции, эффективности инфраструктурных проектов в транспортной сфере и решения задач геомаркетинга. В качестве основной гипотезы в работе используется утверждение, что существующие модели пространственного развития могут быть комплексированы посредством инструментария теории графов. Основной задачей является оценка эффективности инфраструктурных проектов в транспортной сфере с использованием теории графов, позволяющей выявить перспективные направления стратегического планирования для размещения бизнес-проектов. В статье показано, что для дальнейшего углубленного анализа устойчивости транспортной инфраструктуры необходимо провести анализ связности кластеров внутри графа с выделением мостов. Как результат продемонстрированы варианты построения графовой модели локации и решения на ее основе аналитических задач рационально с использованием инструментария библиотек network и osmnx языка python. Предложен подход к оценке эффективности инфраструктурных проектов в транспортной сфере с использованием теории графов. Вывод работы: анализ графов дорог позволяет определить оптимальные маршруты, точки пересечения, узлы и магистрали, влияющие на эффективность всей транспортной системы города, что позволяет прогнозировать спрос на различных направлениях, определять наиболее загруженные и перегруженные участки, а также идентифицировать слабые звенья в транспортной сети.
Введение. Современные глобальные политико-экономические события вызывают необходимость в формировании новых моделей и схем создания и капитализации технологических новаций. Возрастает значимость наиболее быстрого и наименее болезненного достижения результата, повышения управляемости технологическими изменениями. Аналитический инструментарий оценки реализуемости проектов требует уточнения. Более ранние исследования вопроса рисковости цифровых проектов, как правило, касались выделения либо отдельных рисков, либо групп, видов рисков и оценки их влияния на проект; вопрос оценки взаимного влияния разных рисковых факторов в разрезе долгосрочного потребления продукта был изучен недостаточно. Цель. В статье сделана попытка формирования концепции риск-ориентированного сценарного планирования, предусматривающего оценку проектных альтернатив с учетом влияния полярных значений, выявленных для конкретного проекта факторов. Определены 5 основных факторов и глобальных угроз новой нормальности: социальное дистанцирование, цифровое неравенство, поляризация рынка труда, регуляторные требования и экосистемные факторы. Анализ взаимосвязи факторов определил причинно-следственные связи между ними. Методы. Для целей исследования использован метод сценарного планирования (контрастных сценариев). Результаты. Исследование заключает, что для принятия решений о запуске инвестиционного технологического проекта необходимо сформировать от 4 до 10 контрастных сценариев, предусматривающих высокие и низкие значения выбранных факторов. Выводы. Целесообразно создать банк знаний корпорации по цифровым проектам технологического предпринимательства, который проектируется при помощи разработки классификаторов промышленных инвестиционных проектов и формирования типовых перечней значений факторов при помощи онтологических моделей предметной области. Актуализация банка должна проводиться в соответствии со средней продолжительностью жизненного цикла цифровых технологий. Результаты исследования призваны повысить реализуемость технологических проектных инициатив, могут быть использованы корпорациями при анализе и выборе инновационных цифровых проектов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что внешняя трудовая миграция остается одним из наиболее значимых направлений регулирования государственной миграционной политики Российской Федерации. Это обусловлено несоответствием реальных потребностей рынка труда и имеющихся качественных характеристик иностранной рабочей силы, а также существующего порядка ее свободного привлечения. Целью исследования является выявление особенностей системы организованного привлечения иностранной рабочей силы как эффективного механизма регулирования внешней трудовой миграции. Задачи исследования заключаются в выявлении концептуальных принципов реализации системы организованного набора, обосновании востребованности организованного набора в миграционной политике Российской Федерации на современном этапе и анализ организованного набора как комплекса мер в контексте управленческих функций государства в сфере миграции. В качестве методов исследования выступают политико-правовой анализ, позволивший определить принципы формирования и регулирования механизмов организованного набора в системе внешней трудовой миграции современных государств, и институциональный анализ, используемый в целях рассмотрения деятельности различных акторов, оказывающих влияние на процесс формирования, реализации и совершенствования миграционной политики. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить эффективность системы организованного набора иностранной рабочей силы как одного из способов регулирования внешней трудовой миграции с учетом имеющихся интересов государства и общества в сфере экономики и национальной безопасности, а также противодействия потенциальным миграционным рискам. В выводах исследования приводятся ключевые характеристики, отличающие механизм организованного набора от имеющейся практики свободного привлечения внешних трудовых мигрантов, что позволяет повысить эффективность государственного управления в данной области государственной миграционной политики современной России.
Несистемная оппозиция как политическое явление существует на протяжении всей истории России и продолжает играть значительную роль в современной политической жизни. Изучение ее исторических корней, методов работы и источников финансирования является актуальным для понимания ее влияния на политическую систему и общество в целом. Целью работы является анализ феномена несистемной оппозиции в России, а также выявление общих черт и качеств лидеров несистемной оппозиции (что ими движет, какие цели они преследуют, какими методами и способами ведут борьбу с действующей властью, на кого опираются и откуда получают финансирование). Задачами автора статьи являются изучение исторических примеров несистемной оппозиции в России, начиная с XVI в., исследование связи с внешними силами и источников ее финансирования, методов достижения целей и последствий деятельности несистемной оппозиции для страны и общества, а также выявление возможных мер по противодействию ее дестабилизирующему влиянию на государство. В результате исследования исторических лидеров оппозиции (Андрей Курбский, Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев) автор определяет основные методы деятельности несистемной оппозиции, включая радикальные действия, манипуляцию информацией и провокации; фиксирует, что зарубежное финансирование свидетельствует об использовании российской оппозиции как инструмента внешнего влияния; демонстрирует негативные последствия несистемной оппозиции, включая экономический ущерб, человеческие жертвы и дестабилизацию обстановки. В качестве вывода подчеркивается, что несистемная оппозиция представляет собой серьезную угрозу для стабильности и суверенитета России. Для снижения ее влияния необходимы укрепление диалога власти с обществом, своевременное устранение ошибок и прозрачность в принятии решений. Только таким образом можно минимизировать риски, связанные с деятельностью несистемной оппозиции, и обеспечить устойчивое развитие страны.
В общественно-политической литературе достаточно активно обсуждается проблематика эффектов специальный военной операции для экономической и политической сферы жизни российского общества. Разброс мнений весьма велик, что еще раз, хотя и косвенно, подтверждает тот факт, что никакой цензуры в Российской Федерации, в отличие от Европы, нет.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832