Статья рассматривает актуальные методические вопросы оценки эффективности работы морских портов Дальневосточного бассейна, основанные на стейкхолдерском подходе. Порты играют ключевую роль в глобальных цепочках поставок, обеспечивая рост экономики, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры. Однако традиционные подходы к оценке их эффективности недостаточны, так как не учитывают интересы различных групп стейкхолдеров. Целью исследования является разработка универсального инструмента оценки, отражающего запросы всех основных групп заинтересованных сторон с учётом их важности. Для формирования базы исходных данных используются государственные и корпоративные отчеты. Предметом исследования является методика комплексной оценки эффективности морских портов с использованием стейкхолдерского подхода. Объектом выступают морские порты Дальневосточного бассейна России, анализируемые с учетом их влияния на экономические, социальные и экологические аспекты развития регионов. Методология исследования включает формирование интегрального показателя эффективности, представляющего собой свёртку стейкхолдерских индикаторов эффективности, основанных на анализе различных аспектов деятельности порта и их влияния на региональное и национальное развитие. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к оценке, который учитывает интересы стейкхолдеров и связывает результаты с концепцией устойчивого развития. Выводы подчеркивают значимость функционирования портов не только для экономического и социального роста региона, но и для национальной безопасности, учитывая их стратегическую роль в глобальных цепочках поставок. Результаты исследования показывают, что лидерами по эффективности являются порты Владивосток и Восточный, демонстрирующие устойчиво высокие показатели по большинству категорий. Наименее эффективными оказались порты Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре. Результаты исследования имеют широкую область практического применения, как с точки зрения повышения конкурентоспособности порта, так и для устойчивого развития и обеспечения сбалансированного роста в социально-экономическом и экологическом контекстах.
Идентификаторы и классификаторы
Во всей современной истории порты являются важнейшими узлами транспортной инфраструктуры, через которые проходят значительные объемы грузов как внутри страны, так и за ее пределами, при этом эффективность их функционирования напрямую влияет на социально-экономическое развитие территории и страны в целом.
Список литературы
1. Lee S.W., Song D.W., Ducruet C. A tale of Asia’s world ports: The spatial evolution in global hub port cities. Geoforum. 2008. Vol. 39(1). Рр. 372-385. DOI: 10.1016/j.geoforum.2007.07.010
2. Заостровских Е. А. Методы измерения эффективности работы транспортных связей морских портов с внутренними регионами. Региональные проблемы. 2016. Т. 19, № 2. С. 60-65.
3. Заостровских, Е. А. Исследование влияния морских портов на развитие Приморского края. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2023. Т. 54 № 4. С. 31-36. DOI: 10.18324/2224-1833-2023-4-31-36
4. Николаева Н.К., Давыдова А.Л. Об оценке эффективности работы морских портов. Фундаментальные исследования. 2004. Т. 3. С. 145-146.
5. Ксензова Н.Н. Ксензова, Н. Н. Множественная регрессия как основа для исследования зависимостей между показателями деятельности морского порта. Актуальные проблемы и перспективы развития системы отраслевого транспортного образования: Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 28 июня 2024 года. Казань: Волжский государственный университет водного транспорта, 2024. С. 74-81.
6. Хасанов Д.С. Мультипликативное влияние деятельности портов на развитие региона. Проблемы современной экономики. 2023. Т. 88, № 4. С. 93-95.
7. Эглит Я.Я., Эглите К.Я., Соломатина Ю.А., Мыльникова Е.П. Анализ логистических процессов в порту. Эксплуатация морского транспорта. 2021. №4 (101). С. 3-6. DOI: 10.34046/aumsuomtl01/l
8. Notteboom T., Rodrigue J.-P. Port regionalization: towards a new phase in port development. Maritime Policy & Management. 2005. Vol. 32(3). Pp. 297-313. DOI: 10.1080/03088830500107477
9. Тимошина А.С., Трейман М.Г. Оценка конкурентоспособности морского порта на рынке транспортно-логистических услуг (на примере ОАО “Калининградский морской торговый порт”). Инновации. Наука. Образование. 2020. № 13. С. 130-134.
10. Бабурин В.А., Минеев С.К., Бабурина К.Р. Оценка экономической эффективности совершенствования организации обслуживания судов в портах. Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2013. № 2. С. 158-165.
11. Железкова, П. Е. Экономическая оценка уровня развития портов. Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 11. С. 133-136.
12. Tovar B., Wall A. The relationship between port-level maritime connectivity and efficiency. Journal of Transport Geography. 2022. Vol. 98. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0966692321002660 (accessed 24.11.2024).
13. Acciaro M., Vanelslander T., Sys C. и др. A framework for successful implementation of green innovation in seaports. Maritime Policy and Management. 2013. Vol. 41(5). Pp. 480-500. URL: https://www.academia.edu/31026812/A_framework_for_successful_implementation_of_green_innovation_in_seaports?auto=download (accessed 11.12.2024).
14. Taljaard, S., Slinger, J. H., Weerts, S. P., Vreugdenhil, H. S. I., & Nzuza, C.. Circles of port sustainability: A novel method combining global comparability and local relatability in performance assessment. Environmental Development, 2024 Vol. 52. DOI: 10.1016/j.envdev.2024.101068
15. Иванова М.С., Ким А.В. Оценка экологических последствий деятельности морского порта для прибрежной территории. Ученые заметки ТОГУ. 2016. №7 (2). С. 130-135.
16. Li J., Ren J., Ma X., Xiao G. Environmental efficiency of ports under the dual carbon goals: Taking China’s Bohai-rim ports as an example. Frontiers in Marine Science. 2023. Vol. 10. Pp. 2563-2575. DOI: 10.3389/fmars.2023.1129659
17. Lee T., Yeo G.T., Thai V.V. Environmental efficiency analysis of port cities: Slacks-based measure data envelopment analysis approach. Transport Policy. 2014. Vol. 33. Pp. 82-86. DOI: 10.1016/j.tranpol.2014.02.009
18. Vanelslander T. Seaport CSR: Innovation for economic, social and environmental objectives. Social Responsibility Journal. 2020. Vol. 12(2). Pp. 382-396. URL: https://www.researchgate.net/publication/304003579_Seaport_CSR_Innovation_for_economic_social_and_environmental_objectives. (accessed 19.12.2024).
19. Сячин В.Г., Эпштейн В.А. Корпоративная социальная ответственность китайских компаний-операторов морских портов: состояние и перспективы реализации в зарубежных портах с китайским участием. Современные востоковедческие исследования. 2023. № 5 (1) С. 133-140. DOI: 10.24412/2686-9675-1-2023-133-142
20. Китцманн Х., Цыплакова Е. Г., Синько Г. И., Стримовская А. В., Рюмкина К. А. Анализ эффективности функционирования морских портов Балтийского бассейна России // Балтийский регион. 2023. Т. 15, № 2. С. 103-125. DOI: 10.5922/2079-8555-2023-2-6
21. Dariusz B., Christian L. Sustainable gains from inland waterway investments at port-city interface. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2024. Vol. 200. DOI: 10.1016/j.rser.2024.114584
22. Бодровцева Н.Ю. Систематизация факторов и показателей оценки конкурентоспособности морских портов. Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 105-109.
23. Иватанова Н. П., Стоянова И. А. Роль портовой инфраструктуры в решении социо-экологоэкономических проблем регионального развития. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13, № 3-1. С. 100-107. DOI: 10.34670/AR.2023.72.74.006
24. Ткаченко И.Н. Стейкхолдеры публичного управления: научный обзор современных исследований. Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 6. URL: https://esj.today/PDF/40ECVN623.pdf (дата обращения 27.11.2024).
25. Солодухин К.С., Рахманова М.С. Инновационный стратегический анализ вуза на основе теории заинтересованных сторон. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. 216 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом исследования является «гибридное противоборство», предмет исследования - принципы его организации применительно к новым условиям реализации: глобализации и информатизации современного мира. В статье проанализированы основные составляющие «гибридных» действий и, на основе анализа исторического опыта сделан вывод о том, что данные подходы имеют глубокие исторические корни. Речь, при этом, идёт не о «классическом» использовании наёмников, даже в форме частных военных компаний, не о proxy-конфликтах, а именно о «гибридных» действиях, когда скрывается заказчик и цель привлечения вооруженных формирований, а, главное, военные действия сопровождаются экономическим противоборством и информационно-психологическими операциями. Несмотря на длительную историю развития, в теории «гибридных войн» имеется достаточно много нерешенных вопросов: по их структуре, относительно границ применения составных компонентов «гибридных войн», по методам противодействия, что делает проведение анализа их содержания и особенностей своевременным и актуальным. С использованием результатов исторического анализа данного процесса можно утверждать, что соотношение силовых и не силовых компонентов в структуре «гибридных войн» менялось на разных исторических периодах и театрах военных действий, развивая эту форму противоборства от классической proxy-войны к разносторонним и высокоорганизованным «гибридным» действиям. Прототипы подобных действий, реализуемые в форме proxy-конфликтов, как показал исторический анализ, можно найти уже в войнах XV-XVII веков, но по-настоящему они стали вестись именно в последние годы, с объединением принципов proxy-войны на нижнем уровне и «оффшорного балансирования» на глобальном. На основе анализа исторического опыта ведения войн и вооруженных конфликтов сделан вывод о том, что современные «гибридные» действия являются прямым развитием давно известных тактических proxy-конфликтов, и их развития на стратегическом уровне «оффшорного балансирования», а угроза «гибридного» противоборства актуальна в настоящее время и в обозримой перспективе, но противодействовать ей существующими методами вооруженного противоборства неэффективно. Автором сделан вывод о необходимости обеспечить готовность нашей страны к парированию подобных угроз, описаны возможные аспекты организации противодействия
Объектом исследования является «гибридное противоборство», предмет исследования - принципы его организации применительно к новым условиям реализации: глобализации и информатизации современного мира. В статье проанализированы основные составляющие «гибридных» действий и, на основе анализа исторического опыта сделан вывод о том, что данные подходы имеют глубокие исторические корни. Речь, при этом, идёт не о «классическом» использовании наёмников, даже в форме частных военных компаний, не о proxy-конфликтах, а именно о «гибридных» действиях, когда скрывается заказчик и цель привлечения вооруженных формирований, а, главное, военные действия сопровождаются экономическим противоборством и информационно-психологическими операциями. Несмотря на длительную историю развития, в теории «гибридных войн» имеется достаточно много нерешенных вопросов: по их структуре, относительно границ применения составных компонентов «гибридных войн», по методам противодействия, что делает проведение анализа их содержания и особенностей своевременным и актуальным. С использованием результатов исторического анализа данного процесса можно утверждать, что соотношение силовых и не силовых компонентов в структуре «гибридных войн» менялось на разных исторических периодах и театрах военных действий, развивая эту форму противоборства от классической proxy-войны к разносторонним и высокоорганизованным «гибридным» действиям. Прототипы подобных действий, реализуемые в форме proxy-конфликтов, как показал исторический анализ, можно найти уже в войнах XV-XVII веков, но по-настоящему они стали вестись именно в последние годы, с объединением принципов proxy-войны на нижнем уровне и «оффшорного балансирования» на глобальном. На основе анализа исторического опыта ведения войн и вооруженных конфликтов сделан вывод о том, что современные «гибридные» действия являются прямым развитием давно известных тактических proxy-конфликтов, и их развития на стратегическом уровне «оффшорного балансирования», а угроза «гибридного» противоборства актуальна в настоящее время и в обозримой перспективе, но противодействовать ей существующими методами вооруженного противоборства неэффективно. Автором сделан вывод о необходимости обеспечить готовность нашей страны к парированию подобных угроз, описаны возможные аспекты организации противодействия
Предметом исследования являются механизмы влияния геополитических вызовов на автомобильный рынок в условиях Индустрии 4.0. Объектом исследования выступают трансформационные процессы в глобальной и российской автомобильной промышленности под воздействием санкций, разрывов цепочек поставок и тенденций цифровизации. Особый акцент делается на процессах регионализации мировой экономики, являющейся результатом переосмысления глобализации со стороны мировых держав и осознания того факта, что современная глобальная политическая конъюнктура является чересчур нестабильной, что в свою очередь толкает страны к усилению собственных экономик и экономических связей с новыми международными партнерами. Целью исследования является выявление ключевых факторов влияния политической нестабильности и новых технологических решений на развитие автомобильной отрасли в условиях перехода от глобализации к регионализации. Особое внимание уделено российскому автомобильному рынку, его текущему состоянию и перспективам. Также отмечается, каким образом повышение технологической устойчивости предприятия сделает его менее восприимчивым к рискам политического характера. В работе использованы аналитические методы, включая сравнительный анализ, экономическое моделирование и обзор актуальных научных источников и статистических данных. Научная новизна заключается в интегральном анализе воздействия геополитических вызовов на автомобильный рынок через призму технологий Индустрии 4.0. Основные результаты включают выводы о необходимости развития технологий Индустрии 4.0 для укрепления национальной автомобильной отрасли и достижения технологического суверенитета, рекомендации по созданию устойчивых региональных экономических платформ для технологического обмена с дружественными странами, выводы о важности программ государственной поддержки, которые включают налоговые льготы и субсидии, для стимулирования отечественного автопрома и конкретно высокотехнологичных решений в нем, а также стратегию сотрудничества с китайскими автоконцернами с фокусом на локализацию и обмен технологиями для повышения конкурентоспособности российского автопрома. Представленные результаты помогают сформировать более устойчивую модель развития автомобильной отрасли, способную противостоять внешним вызовам.
Предметом исследования является Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ, что позволит выработать новые подходы к будущему антитеррористическому сотрудничеству. Цели исследования включают: анализ текущего состояния антитеррористического сотрудничества между двумя организациями; сравнение различий в антитеррористическом сотрудничестве с точки зрения законодательства, направления развития стран-лидеров; выдвижение предложений по оптимизации регионального антитеррористического сотрудничества. Объектами исследования в данной работе являются Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ. Обе организации сталкиваются с общей угрозой терроризма в Центральной Азии и прилегающих районах. Изучение антитеррористического сотрудничества между двумя организациями позволило представить теоретические и практические рекомендации для регионального антитеррористического сотрудничества и поспособствует улучшению и развитию региональных механизмов антитеррористического сотрудничества. Методами изучения были избраны изучение литературы и метод сравнительного исследования. Сравниваются и анализируются РАТС и АТЦ по различным аспектам антитеррористического сотрудничества чтобы выявить их преимущества и недостатки. Новизна статьи заключается в том, что предыдущие исследования антитеррористического сотрудничества в основном были посвящены анализу отдельных международных организаций, тогда как в данной статье проводится сравнение и сопоставление РАТС ШОС и АТЦ СНГ с целью предложить новые идеи для изучения регионального антитеррористического сотрудничества. Сделан вывод, что обе организации вносят вклад в построение глобальной и региональной систем безопасности, но АТЦ имеет более полное антитеррористическое законодательство, а РАТС - слабое; в АТЦ в основном доминирует Россия, а в РАТС - Китай и Россия; число государств-членов АТЦ сокращается, а потенциал развития ограничен, в то время как РАТС - сокращается. Количество стран-участниц АТЦ уменьшается, а потенциал его развития ограничен, в то время как РАТС растет и имеет большой потенциал развития.
Объект исследования - пенсионные системы зарубежных стран. Предметом исследования является стратегическое управление развитием пенсионных систем. В работе рассмотрены основные характеристики и положения долгосрочных планов правительств зарубежных стран по управлению развитием национальных пенсионных систем, взаимоувязанных с долгосрочными целями развития государства и содержащих комплекс обоснованных задач, инструментов, методов и финансовых ресурсов для достижения постановленной цели. Автором проведен сравнительный анализ документов стратегического планирования на предмет предпосылок их принятия и срока планирования, формулировки индикаторов реализации и основных направлений развития, детализации мероприятий развития и комплексности планируемых изменений. Отмечены факторы, влиявшие и влияющие на управление зарубежными пенсионными системами в долгосрочной перспективе. В исследовании рассматривается вопрос, насколько сильнее изменение пенсионных систем обусловливается социально-экономическими шоками и импульсами, чем планами правительств. В работе используется коэффициентный, факторный, сравнительный, вертикальный и горизонтальный анализ показателей пенсионного обеспечения и реализации документов стратегического планирования в зарубежных странах, проводится выделение основных компонентов долгосрочных планов. Сделаны выводы о частичном сохранении ситуативного управления развитием пенсионных систем и наличии затруднительности в стратегическом управлении, дополняемой корреляцией волн увеличения и уменьшения количества пенсионных реформ с бизнес-циклами. Ухудшение демографической нагрузки преподносится в качестве основной предпосылки реформ, а включение в задачи планов во всех странах внедрения или совершенствования накопительного компонента пенсионного обеспечения и развитии многокомпонентной пенсионной системы определяет построение многоуровневой и диверсифицированной пенсионной системы как главный общий тренд стратегического управления. Горизонт планирования развития составляет от 5 до 14 лет. Среди основных индикаторов их реализации: коэффициент замещения, реальный рост размера пенсий, показатели бедности и неравенства. В свою очередь, индикаторы сбалансированности пенсионной системы и отсутствия повышения пенсионного возраста предусмотрены только в Молдове и Ирландии соответственно.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______