Цель статьи - проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование посвящено выявлению проблем, связанных с неуменьшающимся потоком миграции в Южную Европу, – на примере Испании, Португалии, Италии, Сан-Марино и Мальты. Данная работа является логическим продолжением разработок ученых ИМЭМО и других институтов, которые предприняли попытки установить закономерности между миграциями и социокультурным развитием европейских стран, а также проблемой национальной безопасности. К данной проблематике обращались такие ученые, как А. Г. Володин [1], Н. К. Арбатова [2], Е. В. Хахалкина, А. М. Погорельская [3] и многие другие. Пытались найти приемлемое решение также ученые из самих европейских стран, например испанские – А. Доминго, Г. Пиньоль-Хименес, Р. Запата-Бареро [4] или португальский – А. Голдберг [5] исследователи. Тем не менее сбалансированной политики в отношении мигрантов не выработано по сей день ни Евросоюзом, ни какой-либо отдельно взятой страной.
Список литературы
1. Володин А.Г. Миграции из Южной Азии в Западную Европу: истоки, тенденции, перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 4, сс. 101-110. EDN: LGOHQK
Volodin A. G. South Asian Migration to Western Europe: Origins, Trends, Perspectives. World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 4, pp. 101-110. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-4-101-110 EDN: LGOHQK
2. Арбатова Н.К. Миграционная угроза безопасности ЕС: предрассудки и реальности. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 61-70. EDN: POEDKD
Arbatova N. K. Migration Threat to EU Security: Prejudices and Realities. World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 2, pp. 61-70. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-61-70 EDN: POEDKD
3. Хахалкина Е.В., Погорельская А.М. Содействие развитию или управление миграцией? (Анализ европейского подхода). Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 80-89. EDN: AEWAOW
Khakhalkina E. V., Pogorelskaya A. M. Development Policy or Migration Management? (The EU Approach). World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 2, pp. 80-89. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-80-89 EDN: AEWAOW
4. Domingo A., Pinyol-Jiménez G., Zapata-Barrero R. Spain: Multiple-Governance and Integration Policies in Diverse Socio-Demographic Contexts. Relations between Immigration and Integration Policies in Europe: Challenges, Opportunities and Perspectives in Selected EU Member States. Duszczyk M., Pachocka M., Pszczółkowska D., eds. 2020, London, Routledge, рр. 125-145.
5. Goldberg A. La acogida y la integración de refugiados en Portugal: recuperando las voces de los actors. Migraciones internacionales, 2021, no. 12 (1), рр. 1-22. DOI: 10.33679/rmi.v1i1.2220
6. Parreño-Castellano J.M., Moreno-Medina С., Domínguez-Mujica J., Santana Rivero C. Mapping Foreign Immigration in Spain. Trends and Spatial Patterns. Journal of Maps, 2021, № 17 (1), рр. 79-84. Available at:. DOI: 10.1080/17445647.2020.1866700
7. Marano L. Sub-State Identities and Immigrant Integration Policies: The Cases of Andalusia and Catalonia. Universitat Pompeu Fabra Barcelona, GRITIM, Working Paper Series, 2020, no. 44 (Summer).
8. Domingo A. Selective Migration Policies in Spain: The Case of Latin-Americans. Similar but Different. Inclusion and Exclusion of Immigrant Communities Sharing Similar Cultural Backgrounds with Their Host Societies. Bouju A., Edel A., eds. Population Europe Discussion Paper, 2018, no. 8 (September), pp. 19-24. Available at: https://population-europe.eu/files/documents/dp8_similar_but_different_web.pdf (accessed 03.06.2023).
9. Cebolla-Boado H., Pinyol-Jiménez G. Inmigración en España (2017-18). Informe de la Democracia en España 2018. Madrid, 2019, Fundación Alternativas, рр. 125-146. Available at: https://fundacionalternativas.org/publicaciones/informe-sobre-la-democracia-en-espana-2018/ (accessed 09.03.2023).
10. Zapata-Barrero R. Intercultural Policy and Multi-Level Governance in Barcelona: Mainstreaming Comprehensive Approach. International Review of Administrative Sciences, 2015, 83 (2), рр. 247-264. DOI: 10.1177/0020852315592962
11. Pascale F. La relocalisation des migrants “ne fonctionne pas”, selon un haut fonctionnaire du ministère italien de l’Intérieur. Euractiv, 29.11.2022. Available at: https://www.euractiv.fr/section/migrations/news/la-relocalisation-des-migrants-ne-fonctionne-pas-selon-un-haut-fonctionnaire-du-ministere-italien-de-linterieur/ (accessed 02.04.2023).
12. Tosseri O. Migrants: l’Italie veut imposer un “code de bonne conduit” aux navires des ONG. Les Echos, 27.12.2022. Available at: https://www.lesechos.fr/monde/europe/migrants-litalie-veut-imposer-un-code-de-bonne-conduite-aux-navires-des-ong-1892197 (accessed 09.03.2023).
13. Логунов А. Глава МВД Италии: мусульманские сообщества должны принять наши ценности. РИА Новости, 22.09.2017.
Logunov A. Italian Interior Minister: Muslim Communities Must Accept Our Values. RIA novosti, 22.09.2017. (In Russ.) Available at: https://ria.ru/20170922/1505357890.html (accessed 10.03.2023).
14. Bastien D. Immigration: les “prisonniers” de l’île de Malte. Les Echos, 05.01.2010. Available at: https://www.france-terre-asile.org/articles-ftda/leurope-de-lasile/immigration-les-l-prisonniers-r-de-lile-de-malte (accessed 12.03.2023).
15. Puygrenier L. Du “fardeau migratoire” au fardeau des migrants. L’exil à Malte ou la condition d’entre-emplois. Travail et migrations, 2021, vol. 37, no. 1 et 2, рр. 43-66. Available at: https://journals.openedition.org/remi/18055 (accessed 26.03.2023).
16. Marques J.C., Vieira А., Vieira R. Migration and Integration Processes in Portugal: The Role of Intercultural Mediation. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2019, no. 2, рр. 187-205. DOI: 10.17516/1997-1370-0388 EDN: YYTAAX
17. Sacramento O., Silva P.G. Entre direitos consagrados e constrangimentos operacionais: dissonâncias estruturais no sistema português de acolhimento de refugiados. Desenvolvimento e Sociedade. Revista Interdisciplinar em Ciências Sociais, 2018, no. 4, рр. 7-20. Available at: http://www.revistas.uevora.pt/index.php/desenvolvimento_sociedade/article/view/288 (accessed 03.06.2023).
18. Grillo R. Interculturalism and the Politics of Dialogue. University of Sussex, Falmer, Brighton, 2017. 277 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования - экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.
Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В статье анализируются предпосылки для создания трехстороннего формата взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном, который оформился в 2017 г., и динамика его развития. Рассматриваются культурно-исторические, политические и экономические причины, особенности нормативного оформления стратегических отношений между странами и конкретные мероприятия в рамках “треугольника”. Оцениваются перспективы развития формата и его значение для России, а также ее стратегических проектов и союзников в регионе. Авторы полагают, что Анкара и Баку и впредь будут определять повестку развития взаимодействия внутри “треугольника”, а Исламабад будет пытаться скоординировать с ней свои национальные интересы, поскольку Южный Кавказ не входит в ряд стратегических приоритетов пакистанской внешней политики. В статье сформулированы вероятные действия России в случае более активного вовлечения Пакистана в региональные вопросы безопасности и дальнейшего укрепления трехстороннего сотрудничества. Авторы рассматривают посреднические возможности Москвы между региональными игроками в случае развития аналогичных проектов на Южном Кавказе, Среднем Востоке и в Южной Азии, а также ее потенциал как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с учетом опыта российской Cпециальной военной операции на Украине.
В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.
Энергетический кризис, переживаемый Европейским союзом и представляющий собой серьезную невоенную угрозу его безопасности, не обошел стороной и Испанию. Однако в Испании он имеет ряд существенных особенностей, о которых и пойдет речь в данной статье. При этом преимущественное внимание будет уделено политическим аспектам энергобезопасности.
Радикальные изменения в Европе и мире вызвали необходимость осмысления, глубокого анализа деятельности ведущей партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в современных условиях. Обновленные концептуальные установки партии свидетельствуют о дальнейшем ужесточении курса СДПГ на российском направлении. Ее руководство не дает ответа на принципиальный вопрос: как можно выстраивать контуры нового миропорядка в Европе без участия России, тем более против нее. Насколько разворот верхушки партии отвечает интересам рядовых партийцев, граждан страны? Актуальный подход германских социал-демократов может обострить и без того напряженную обстановку. В то же время осторожные высказывания некоторых представителей второго эшелона СДПГ, экспертов не могут не внушать сдержанного оптимизма в плане сохранения общего капитала диалога РФ-ФРГ, его имплементации в будущих двусторонних проектах.
В статье рассматривается одна из самых актуальных и вместе с тем наиболее противоречивых тем мировой политики - борьба с изменением климата (глобальным потеплением). Предпринимаетcя попытка ответить на вопрос: является ли глобальная климатическая повестка естественным приоритетом или она поддерживается целенаправленно? Анализируя результаты “климатических” мероприятий последних десятилетий на уровне государств, международных организаций (прежде всего ООН) и неформальных встреч (форумов мировых элит), автор приходит к выводу, что глобальная климатическая повестка в ее существующем виде продвигается заинтересованными силами намеренно и представляет собой форму борьбы за мировое экономическое и политическое лидерство.
Рассмотрены основные противоречия, которые привели к застою на многосторонних торговых переговорах, параличу системы разрешения споров и торговым конфликтам. Показана необходимость реформирования многосторонней торговой системы, обусловленная как появлением новых вызовов, связанных с современными тенденциями в мировой экономике, так и потребностью в уточнении ряда действующих положений правовой системы ВТО. В общем ряду выделяются вопросы разрешения торговых споров, предоставления специального и дифференцированного режима, распространения плюрилатеральных соглашений.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru