В статье раскрываются современная специфика экономики и планы развития инфраструктуры Монголии. Исследуется влияние антиковидных ограничений на внешнюю торговлю. Показано, что проблемы экспортно-сырьевого развития и внутриконтинентальной изоляции Монголии в условиях ограничений на пересечение границы с Китаем для автотранспорта были усугублены слабым развитием железнодорожной сети. Рассматриваются планы развития международных транспортных и энергетических коридоров через Монголию. Выявляется незначительная роль Монголии в транзите контейнерных грузов на направлении Китай-Европа-Китай. Полноценной реализации транзитного потенциала грузовых перевозок Монголии препятствуют неудовлетворительное состояние Трансмонгольской магистрали и отсутствие железных дорог на ряде перспективных направлений грузовых потоков. В качестве стратегически значимой инициативы, которая в условиях антироссийских санкций серьезно усилит экономическое сотрудничество в региональном треугольнике Россия-Монголия-Китай, выделяется план строительства транзитного газопровода “Союз-Восток”.
Идентификаторы и классификаторы
Стоящие сейчас перед Россией масштабные задачи расширения торговых связей с Китаем и другими крупнейшими государствами Азии требуют формирования новых транзитных коридоров. Особое место среди стран российского пояса соседства на восточном направлении занимает Монголия. Она располагается на пересечении кратчайших маршрутов для транзита контейнерных грузов из Пекинской агломерации в Западную Европу и энергоресурсов из Сибири в столичный регион Китая. Однако до сих пор не удавалось в полной мере воспользоваться ее возможностями из-за неразвитости местной железнодорожной сети, наличия альтернативного транзитного пути через Казахстан, прямого соединения между Россией и Китаем в Забайкалье и на Дальнем Востоке. При строительстве нефте- и газопроводов из РФ в КНР также предпочтение отдавалось более протяженным бестранзитным вариантам.
Список литературы
1. Khashchuluun Ch., Dulguun T., Khorol-Erdene B., Manlaibaatar Z., Nyambaatar B., Oyuntugs D., Oyunzul Ts. Sustainable Mining Development. Ulaanbaatar, Economic Research Institute, 2021. Available at: http://www.eri.mn/research/finished/500-vn3fdrhc (accessed 08.11.2021).
2. Nganou J.-P., Batmunkh U., Jambal G., Dorfman M.C., Chowdhury I.S. Mongolia Economic Update (Navigating Stronger Headwinds). Washington, World Bank Group, 2022. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/099217304262220163/IDU075eaf9ad0a3f4040f0099870c4ddc3edcadb (accessed 02.06.2022).
3. Helble M., Hill H., Magee D. Mongolia’s Economic Prospects. Resource-Rich and Landlocked between Two Giants. Asian Development Bank, 2020. Available at: https://www.adb.org/publications/mongolia-economic-prospects (accessed 21.08.2021).
4. Erdenechimeg E. Logistics and Transport Challenges in Mongolia. The Northeast Asian Economic Review, 2016, vol. 4, iss. 2, pp. 21-36.
5. Грайворонский В.В. Модернизация железнодорожного транспорта в Монголии и роль российско-монгольского сотрудничества. Восточная аналитика, 2011, № 2, сс. 123-130. EDN: PAVSNR
Grayvoronsky V. V. Modernization of Railway Transport in Mongolia and the Role of Russian-Mongolian Cooperation. Eastern Analytics, 2011, no. 2, pp. 123-130. (In Russ.).
6. Макаров А.В., Макарова Е.В., Андреев А.Б. Монгольский коридор: проблемы и перспективы развития транзитно-транспортной сети Монголии. ЭКО, 2020, т. 50, № 10, сс. 34-49. EDN: GTEUAB
Makarov A. V., Makarova E. V., Andreev A. B. Mongolian Corridor: Problems and Prospects of Mongolian Transport Network Development. EСO, 2020, vol. 50, no. 10, pp. 34-49. (In Russ.) Available at:https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4126 (accessed 03.04.2023).
7. Чепуркин Ю.В. Международный проект “Программа технической модернизации и развития АО “Улан-Баторская железная дорога” до 2020 года”. Бюллетень Ученого совета АО “ИЭРТ”, 2016, № 1, сс. 19-26.
Chepurkin Yu. V. International Project “Program for Technical Modernization and Development of Ulan-Bator Railway”. Bulletin of the Economics and Transport Development Institute, 2016, no. 1, pp. 19-26. (In Russ.).
8. Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Попов С.П., Клер А.М., Илькевич Н.И. Рынки природного газа и этапы создания газопроводной сети и системы экспортных газопроводов на востоке России. Известия РАН. Энергетика, 2000, № 6, сс. 49-56. EDN: YFZCHB
Saneev B. G., Sokolov A. D., Popov S. P., Claire A. M., Ilkevich N. I. Natural Gas Markets and Stages of Creating a Gas Pipeline Network and a System of Export Gas Pipelines in the East of Russia. Bulletin of the RAS. Energy, 2000, no. 6, pp. 49-56. (In Russ.).
9. Воропай Н.И., Санеев Б.Г., ред. Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее. Новосибирск, Академическое издательство “Гео”, 2011. 368 с.
Voropay N.I., Saneev B.G., eds. The Eastern Vector of Russia’s Energy Strategy: State of the Art and Prospects. Novosibirsk, Academic Publishing House Geo, 2011. 368 p. (In Russ.).
10. Воропай Н.И., Подковальников С.В., Санеев Б.Г. Межгосударственная энергетическая кооперация в Северо-Восточной Азии: состояние, потенциальные проекты, энергетическая инфраструктура. Энергетическая политика, 2014, № 2, сс. 55-65. EDN: TXVLWD
Voropay N. I., Podkovalnikov S. V., Saneev B. G. Interstate Energy Cooperation in North-East Asia: Current State, Potential Projects, Energy Infrastructure. Energy policy, 2014, no. 2, pp. 55-64. (In Russ.). EDN: TXVLWD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования - экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.
Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.
Цель статьи - проанализировать и дать оценку последним тенденциям в миграционных процессах в Южной Европе, включая Испанию, Португалию, Италию, Сан-Марино и Мальту. При выборе этих государств авторы исходили из того, что именно в регионе Южного Средиземноморья проблема миграции стоит особенно остро, учитывая соседство с Африкой и Ближним Востоком, откуда идет основной поток иммигрантов. Затронутая тема является актуальной и одновременно “болезненной” для всех государств региона. В статье делается попытка сравнить общую европейскую стратегию по приему мигрантов и практические результаты ее имплементации в странах Южной Европы.
В статье проводится комплексный анализ экономической ситуации в двух малых странах Южной Азии - Бутане и Непале. Исследуются сельскохозяйственная, промышленная, туристическая, гидроэнергетическая отрасли национальных экономик, спектр производимых ими товаров, а также круг их главных торгово-экономических партнеров. Отдельно рассмотрена роль доходов от трудовой миграции для повышения уровня благосостояния населения обоих государств. Автором проанализированы показатели социально-экономического развития согласно классификации ООН. На основе проведенной работы делается вывод о ключевой роли экономических и социальных интересов гималайских государств в определении их внешнеполитической стратегии.
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В статье анализируются предпосылки для создания трехстороннего формата взаимодействия между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном, который оформился в 2017 г., и динамика его развития. Рассматриваются культурно-исторические, политические и экономические причины, особенности нормативного оформления стратегических отношений между странами и конкретные мероприятия в рамках “треугольника”. Оцениваются перспективы развития формата и его значение для России, а также ее стратегических проектов и союзников в регионе. Авторы полагают, что Анкара и Баку и впредь будут определять повестку развития взаимодействия внутри “треугольника”, а Исламабад будет пытаться скоординировать с ней свои национальные интересы, поскольку Южный Кавказ не входит в ряд стратегических приоритетов пакистанской внешней политики. В статье сформулированы вероятные действия России в случае более активного вовлечения Пакистана в региональные вопросы безопасности и дальнейшего укрепления трехстороннего сотрудничества. Авторы рассматривают посреднические возможности Москвы между региональными игроками в случае развития аналогичных проектов на Южном Кавказе, Среднем Востоке и в Южной Азии, а также ее потенциал как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с учетом опыта российской Cпециальной военной операции на Украине.
Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.
Энергетический кризис, переживаемый Европейским союзом и представляющий собой серьезную невоенную угрозу его безопасности, не обошел стороной и Испанию. Однако в Испании он имеет ряд существенных особенностей, о которых и пойдет речь в данной статье. При этом преимущественное внимание будет уделено политическим аспектам энергобезопасности.
Радикальные изменения в Европе и мире вызвали необходимость осмысления, глубокого анализа деятельности ведущей партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в современных условиях. Обновленные концептуальные установки партии свидетельствуют о дальнейшем ужесточении курса СДПГ на российском направлении. Ее руководство не дает ответа на принципиальный вопрос: как можно выстраивать контуры нового миропорядка в Европе без участия России, тем более против нее. Насколько разворот верхушки партии отвечает интересам рядовых партийцев, граждан страны? Актуальный подход германских социал-демократов может обострить и без того напряженную обстановку. В то же время осторожные высказывания некоторых представителей второго эшелона СДПГ, экспертов не могут не внушать сдержанного оптимизма в плане сохранения общего капитала диалога РФ-ФРГ, его имплементации в будущих двусторонних проектах.
В статье рассматривается одна из самых актуальных и вместе с тем наиболее противоречивых тем мировой политики - борьба с изменением климата (глобальным потеплением). Предпринимаетcя попытка ответить на вопрос: является ли глобальная климатическая повестка естественным приоритетом или она поддерживается целенаправленно? Анализируя результаты “климатических” мероприятий последних десятилетий на уровне государств, международных организаций (прежде всего ООН) и неформальных встреч (форумов мировых элит), автор приходит к выводу, что глобальная климатическая повестка в ее существующем виде продвигается заинтересованными силами намеренно и представляет собой форму борьбы за мировое экономическое и политическое лидерство.
Рассмотрены основные противоречия, которые привели к застою на многосторонних торговых переговорах, параличу системы разрешения споров и торговым конфликтам. Показана необходимость реформирования многосторонней торговой системы, обусловленная как появлением новых вызовов, связанных с современными тенденциями в мировой экономике, так и потребностью в уточнении ряда действующих положений правовой системы ВТО. В общем ряду выделяются вопросы разрешения торговых споров, предоставления специального и дифференцированного режима, распространения плюрилатеральных соглашений.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru