За последние полвека усиление роли негосударственных акторов в мировой политической системе привело к изменениям не только в сфере международных отношений, но и в других областях политической жизни, среди которых и языковая политика. Перестав быть прерогативой государства и его институтов, она преобразовалась в область политических отношений по вопросам языка между государством и разными негосударственными акторами в рамках так называемой политики языка. Несмотря на то что эта область подразумевает процессы внутри национальных границ, ее участники могут быть как внутренними, так и ассоциированными с внешними акторами, особенно в случае, когда население страны или его часть связаны с kin-states. Наглядным примером такой ситуации является постсоветская Республика Молдова, политический спектр которой разделен между пророссийскими молдовенистскими акторами и сторонниками румынизма. Первые выступают за существование самостоятельной молдавской нации и использование глоттонима «молдавский» для государственного языка, а также придерживаются интернациональной советской традиции управления многообразием, в основе которой лежит русский как язык межнационального общения. Прорумынские силы продвигают румынскую идентичность языка для всего населения республики. Цель статьи - определить актуальный состав акторов политики языка в Молдове на современном этапе. Результаты исследования показывают, что за годы независимости политика языка в республике эволюционировала от противостояния между государством и интеллектуальной элитой до самостоятельной области отношений между разного рода акторами, причем прорумынская группа представляется более влиятельной. При этом наблюдается серьезное ослабление роли государства в политике языка, чьи институты превратились в инструмент борьбы между негосударственными акторами и не способны поддерживать стабильность конституционных основ молдавского государства.
Идентификаторы и классификаторы
За последние полвека традиционное представление о международных отношениях претерпело значительные изменения из-за возросшей роли негосударственных акторов. Во многом это заслуга Дж. Ная и Р. Кохейна, которые в 1972 г. предложили новое понимание политической модели мира, где наряду с отношениями суверенных государств существует также транснациональное взаимодействие между негосударственными участниками1. Постепенно к таким акторам стали относить не только мультинациональные корпорации, но и неправительственные организации, религиозные движения, а также некоторые международные организации и объединения. Одним из способов разграничить прежнее и новое понимание международных отношений представляется концептуализация термина мировая политика в версии М. М. Лебедевой. Учитывая, что деятельность негосударственных акторов вплетена в вестфальскую систему мирового устройства, а значит, неотделима от межгосударственных отношений, под мировой политикой было предложено понимать процессы внутри мировой системы, частью которой являются и государства-нации, и негосударственные акторы.
Список литературы
1. Бардин, А.Л., Баринов, И.И. Проблемы национального развития и консолидации политических пространств (на примере Молдовы и Румынии) // Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 99-111. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.07 EDN: YNKEUH
2. Борисова, Н.В. Языковая преференциальная политика и политика языка в этнических республиках России: представление базы данных // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 13. № 3. 2019. С. 99-110. DOI: 10.17072/2218-1067-2019-3-99-110 EDN: PZRWID
3. Кириллов, В.Б, Путинцев, И.С. Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма // Современная Европа. 2018. № 3. С. 37-48. DOI: 10.15211/soveurope320183748 EDN: XVYJML
4. Лебедева, М.М. Предметное поле и предметные поля мировой политики // Международные процессы. 2004. Т. 5. № 2. С. 97-108. EDN: OITDHD
5. Мухарямов, Н.М. Политика языка и языковая политика // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / под ред. И.С. Семененко. М: Издательство “Весь Мир”, 2017. С. 677-684.
6. Мухарямов, Н.М. Языковая политика и политика языка: к вопросу о “действующих лицах” // Вестник Пермского университета. Политология. 2021. Т. 15. № 4. C. 5-15. DOI: 10.17072/2218-1067-2021-4-5-15 EDN: ATHNHL
7. Фурман, Д.Е. Молдавские молдаване и молдавские румыны // Прогнозис. 2007. Т. 9. № 1. С. 278-315.
8. Хилханова, Э.В. Люди в языковой политике: теория и практика дискурсивного поворота в социолингвистике (на примере России и Западной Европы) // Acta Linguistica Petropolitana. 2020. Т. 16. № 3. С. 756-815. DOI: 10.30842/alp2306573716324 EDN: TOBLCA
9. Baar, Vladimir, and Daniel Jakubek. “Divided National Identity in Moldova”. Journal of Nationalism, Memory & Language Politics 11, no. 1 (2017): 58-92. DOI: 10.1515/jnmlp-2017-0004
10. Cardinal Linda, and Selma Sonntag, eds. State Traditions and Language Regimes. Montreal: McGillQueen’s University Press, 2015.
11. Cash, Jennifer. “Origins, Memory, and Identity: “Villages” and the Politics of Nationalism in the Republic of Moldova”. East European Politics and Societies 21, no. 4 (2007): 588-610. DOI: 10.1177/0888325407307351 EDN: JSFZAH
12. Ciscel, Matthew C. The Language of the Moldovans: Romania, Russia, and Identity in an Ex-Soviet Republic. Lanham, MD: Lexington Books, 2007.
13. Crowther, William. “Ethnic Politics and the Post-Communist Transition in Moldova”. Nationalities Papers 26, no. 1 (1998): 147-164.
14. Cusco, Andrei. “The “Politics of Memory” and “Historical Policy” in Post-Soviet Moldova”. In The Convolutions of Historical Politics, edited by Alexei Miller and Maria Lipman, 175-210. Budapest: Central European University Press, 2012.
15. Keohane, Robert, and Joseph Nye, eds. Transnational Relations and World Politics. Cambridge: Harvard University Press, 1972.
16. King, Charles. “The Politics of Language in the Moldovan Soviet Socialist Republic”. East European Monographs, no. 2 (1996): 111-132.
17. Knott, Eleanor. “What Does it Mean to Be a Kin Majority? Analyzing Romanian Identity in Moldova and Russian Identity in Crimea from Below”. Special Issue: New Frontiers in the Comparative Study of Ethnic Politics and Nationalism. Social Science Quarterly 96, no. 3 (2015): 830-859.
18. Kymlicka, William, and Alan Patten, eds. Language Rights and Political Theory. Oxford, UK: Oxford University Press, 2003.
19. Marquardt, Kyle L. “Language, Ethnicity, and Separatism: Survey Results from Two Post-Soviet Regions”. British Journal of Political Science, no. 52 (2022): 1831-1851. DOI: 10.1017/S0007123421000533
20. May, Stephen. “Introduction to Volume 1: Language Policy and Political Issues in Education”. In Encyclopedia of Language and Education, 2nd Edition, Volume 1: Language Policy and Political Issues in Education, edited by Stephen May and Nancy H. Hornberger, xiii-xviii. New York: Springer Science+Business Media, 2008.
21. Negura, Petru, and Svetlana Suveica. “Everyday Ethnicity and Popular Responses to Nation-Building Projects in Moldova After 1989”. Comparative Southeast European Studies 71, no. 4 (2023): 465-487. DOI: 10.1515/soeu-2023-0047 EDN: WSSMKS
22. Phillipson, Robert, and Tove Skutnabb-Kangas. “The Politics and Policies of Language Teaching”. In The Handbook of Language Teaching, edited by Michael H. Long and Catherine J. Doughty, 26-41. Malden: Wiley, 2009.
23. Schmid, Carol L. The Politics of Language: Confl ict, Identity, and Cultural Pluralism in Comparative Perspective. New York: Oxford University Press, 2001.
24. Siiner, Maarjia, Koreinik K., and Kara D. Brown, eds. Language Policy Beyond the State. Cham: Springer Cham, 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-52993-6_1
25. Simionov, Loredana M. “Shifting Attitudes Towards Identity, Borders and Geopolitical Choices: The Case of Moldova”. Regional Science Policy & Practice, no. 15 (2022): 200-221. DOI: 10.1111/rsp3.12613
26. Sonntag, Selma K., and Mark Turin, eds. The Politics of Language Contact in Himalaya. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2019. DOI: 10.11647/OBP.0169
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется процесс формирования и утверждения польского популизма на современном этапе в лице правящей партии «Право и справедливость» (ПиС, Prawo i Sprawiedliwosc) с применением теоретического аппарата неоинституционализма, а также исторического и сравнительного подходов. Рассматриваются как общие черты популизма, так и особенные для Восточной Европы. Также изучается процесс развития представлений, практик и результатов, способствующих укоренению популистских ценностей и картины мира в польском общественном сознании в рамках концепции колеи зависимости (path dependence). В заключительной части описываются сущностные ориентиры, идеология, программа и электорат ПиС. Партия сравнивается со своим главным конкурентом «Гражданской платформой» (ГП, Platforma Obywatelska) с точки зрения стратегии, также упоминаются конкретные результаты правления ПиС. Польша отличается слабыми и неустойчивыми связями между избирателями и партиями, что приводит к отсутствию стабильной социальной базы поддержки у партий и, в свою очередь, ведет к их постоянному дроблению, высокой партийной волатильности. Партии в Польше исторически являются организациями с самым низким уровнем общественного доверия. В подобном контексте партии, которые смогут по-настоящему привлечь избирателя, моментально окажутся в более выгодном положении. Одним из наиболее подходящих методов потому являются простые, зачастую примитивные лозунги, непримиримость дискурса, агрессивность риторики, невыполнимые обещания всеобщего изобилия, резкое противопоставление себя всем остальным и отказ от демократических норм представительства в пользу сильного лидерства, то есть классический популизм.
Черкесское этнонациональное движение - одно из самых заметных в России. Дополнительный «вес» адыгский активизм получил благодаря наличию крупных диаспор в Турции, Сирии, Иордании, а также диаспор в Израиле, странах Западной Европы и США. В 1990-е гг. черкесские националисты заявляли о планах по созданию единой Черкесии - либо в составе России, либо в качестве самостоятельной политии. Такие радикальные сценарии не были приняты большинством умеренных адыгов. При этом черкесские активисты нуждались в проекте, который мог бы объединять адыгов в России и мире и поддерживать черкесское движение на ходу. Таким проектом стало содействие переселению черкесов диаспоры на Кавказ. Возвращение адыгов из-за рубежа исторически было важным пунктом программы черкесского движения, но после краха планов по созданию единой Черкесии и начала всестороннего кризиса в Сирии, заставившего тамошних адыгов искать убежища, эта идея вышла на первый план. Цель исследования - показать, как черкесские организации в России и в диаспорах используют проект возвращения для решения собственных задач. Продемонстрировано, что адыгское движение меняется: среди российских адыгов снижается радикализм, растет запрос на конструктивный диалог с государством в обмен на содействие с управляемым переселением. Турецкие организации не особо поддерживают идею о возвращении на Кавказ, поскольку она может ослабить черкесское движение в Турции.
В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.
Статья посвящена исследованию племенных структур ОАЭ как негосударственных акторов. Автор уделяет особое внимание определению понятия «племени» в Арабском мире и его интерпретации применительно к странам Персидского залива и, в частности, ОАЭ как одной из наиболее сложных племенных систем региона. Исследуется вопрос племенной идентичности и ее проявления на современном этапе, а также влияния на позиции племен как политических акторов. Опираясь на классификацию негосударственных акторов В. В. Наумкина и В. А. Кузнецова, автор исследует племя как локального и ориентированного на государство актора. Выделяются три ситуации, в которых племя как актор может проявляться наиболее отчетливо. Автор приходит к выводу, что племена нельзя считать полноценным негосударственным актором, однако они сохраняют значительный потенциал для мобилизации политических действий в случае кризисных ситуаций.
В работе исследуется проблематика «Нового космоса» и все большего вовлечения частных космических компаний в военную деятельность государств мира на примере США. Рассматриваются конкретные направления работы частных космических компаний, анализируются интересы государственных ведомств в части подключения негосударственных акторов к реализации задач обороны. Оцениваются возможные последствия таких тенденций для международной безопасности.
Данная статья посвящена анализу глубинных изменений системы международных отношений, происходящих в условиях усиления роли цифровых акторов и платформ в формировании глобальной повестки. Появление Интернета стало поворотным моментом в процессе развития всей системы международной коммуникации: процессы и способы распространения информации, механизмы формирования общественного мнения видоизменились, а цифровые платформы стали новым фактором ускорения глобализации. Вместе с тем, как показывают авторы, первоначальная природа Интернета, которая рассматривалась США и странами Запада как составная часть и технология на службе либерального порядка, со временем стала отражением усиливающейся конфронтации между государствами, а также пространством распространения политических конфликтов, стереотипов и информационных войн. Кроме этого, новые цифровые олигополии стали формировать цифровое пространство исходя из своих корпоративных интересов, ставя на первое место усиление своего влияния на рынке, а не качество онлайн-дискуссий и укрепление гражданской демократической культуры. Военизация и секьюритизация Интернета является логичным продолжением кризиса мирового либерального порядка. На место комплексной взаимозависимости, в укреплении которой цифровые акторы и платформы сыграли важнейшую роль, все чаще приходит идея цифрового суверенитета, то есть отгораживания от единого коммуникационного пространства, равно как создание норм, защищающих государства и граждан от чрезмерного влияния корпораций. Авторы приходят к выводу, что мы переживаем закат эпохи информационной открытости. Деполитизация Интернета невозможна без снижения градуса международной напряженности и возвращения духа рационализма в мировую политику.
Феномен асимметричного конфликта отражает несколько важных закономерностей вооруженных конфликтов послевоенного периода: преобладание внутренних конфликтов над межгосударственными конфликтами; их интернационализация за счет участия в них других стран, международных организаций или негосударственных акторов; прямое или опосредованное участие великих держав в таких конфликтах; наибольшее число вооруженных конфликтов происходит в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Вооруженные конфликты послевоенного периода нередко называют «прокси-войнами», так как прямым участникам конфликта оказывают поддержку внешние акторы - государства или негосударственные акторы. Предметы конфликтов между государствами и негосударственными акторами часто имеют политическую природу. Произошло преодоление принципиального различия между внутренней и внешней политикой. Послевоенный период показывает постепенное изменение отношения к участию негосударственных акторов в вооруженных конфликтах, что отражается в признании легитимности их как участников конфликта, переговоров и заключения соглашений о прекращении военных действий. Происходит легитимация самих негосударственных акторов вооруженных конфликтов как представителей интересов определенных групп населения. Миротворческая деятельность ООН после окончания холодной войны подтверждает эти изменения. Исследование участия негосударственных акторов в вооруженных конфликтах показывает расширение повестки и методологии изучения вооруженных конфликтов послевоенного времени, что отражает существенные изменения практики международных отношений. Эти изменения касаются того, кто признается легитимным участником международных отношений, какую роль играют негосударственные акторы в вооруженных конфликтах и какое отношение к негосударственным акторам существует у других участников международных отношений - государств, международных правительственных и неправительственных организаций.
Интервью с Мариной Михайловной Лебедевой, заведующей Кафедрой мировых политических процессов МГИМО МИД России.
«Одним из важнейших проявлений и неотъемлемым атрибутом современного развития становится взаимодействие и соперничество негосударственных акторов и государственных участников мировой политики. Государствам приходится считаться с ними, учитывать их в своей внутренней и внешней политике и даже соперничать друг с другом за привлечение их на свою сторону»1.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/