В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире историческая политика, или политика памяти, стала универсальным средством, которое политические элиты различных государств используют для формирования соответствующих идентичностей, в максимальной степени соотносимых с их идеологическими предпочтениями, позиционируемых ими в качестве основ гражданской или этнической идентичности того или иного общества. Не является исключением из подобной логики политизации и инструментализации истории и политии со спорным статусом.
Список литературы
1. Илляр, П. Косово и геополитика Балкан // Вопросы национализма. 2011. Выпуск 3. С. 120-123. EDN: RXHJCB
2. Кандель, П.Е. Cербия между Косово, ЕС и Россией // Мировая экономика и международные отношения. 2009. Выпуск 1. С. 52-60. EDN: JVINLR
3. Колосков, Е.А. Память о войне 1998-1999 гг. в современном Косово // Историческая политика в странах бывшей Югославии, под ред. М.В. Белова. СПб.: Нестор-История, 2022а: 276-280. EDN: JFPKOC
4. Колосков, Е.А. Строительство vs разрушение: памятники и мемориальные пространства Северной Македонии и Косово // Историческая политика в странах бывшей Югославии, под ред. М.В. Белова. СПб.: Нестор-История, 2022b: 384-393.
5. Крюков, К. Косово - страна победившего экстремизма (хронология событий). Правоохранительные органы: теория и практика. No. 1 (2009): 120 - 123. EDN: TIKZZR
6. Энтина, Е.Г. Международный фактор во внутриполитических трансформациях в “албанском мире” Косово // Международная аналитика. 2021. Том 12 (1). С. 112-131. DOI: 10.46272/2587-8476-2021-12-1-112-131 EDN: HYFNOY
7. Anderson, Benedict. Imagined Communities: Refl ections on the Origin and Spread of Nationalism. London; New York: Verso, 1983.
8. Assmann Aleida. “From Collective Violence to a Common Future: Four Models for Dealing with a Traumatic Past”. In Confl ict, Memory Transfers and the Reshaping of Europe, edited by Helena Gonçalves da Silva. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2010: 8-23.
9. Baár, Monika. Historians and Nationalism: East-Central Europe in the Nineteenth Century. Oxford: OUP, 2010.
10. Baliqi, Bekim. “Contested War Remembrance and Ethnopolitical Identities in Kosovo”. Nationalities Papers 3 (2018): 471-483. DOI: 10.1080/00905992.2017.1375906 EDN: DHFSKQ
11. Berishaj, Anton. “Violence Following Violence”. Psychosocial Notebook 2 (2001): 79-86.
12. Brackob, A.K. The Formation of the Albanian National Consciousness. Las Vegas, NV: Vita Histria, 2022.
13. Di Lellio, Anna, Rushiti, Feride, and Kadire Tahiraj. “‘Thinking of You’ in Kosovo: Art Activism Against the Stigma of Sexual Violence”. Violence Against Women 25, no. 13 (2019): 1543-1557. DOI: 10.1177/1077801219869553
14. Di Lellio, Anna, and Stephanie Schwandner-Sievers. “The Legendary Commander: The Construction of an Albanian Master-Narrative in Post-War Kosovo”. Nations and Nationalism 12, no. 3 (2006): 513-529. DOI: 10.1111/j.1469-8129.2006.00252.x
15. Draganić, Anđela. “Remember to not Forget. Construction of the Serbian Collective Memory through Media Reportage of the Commemorations of the Kosovo War”. The Maastricht Journal of Liberal Arts 12 (2020): 65-80. DOI: 10.26481/mjla.2020.v12.776
16. Ermolin, Denis S. “Multiple Voices of the Past: (Hi)stories and Memories from the Ethnically Mixed Neighbourhoods in Pristina”. Colloquia Humanistica, no. 10 (2021): 1-29. Halbwachs, Maurice. Les Cadres Sociaux de la Mémoire. Paris: Félix Alcan, 1925. DOI: 10.1515/9783110869439
17. Halbwachs, Maurice. Social Frameworks of Memory. Paris: Félix Alcan, 1925.
18. Hashani, Besa. “Elegy for Victims of Misused Memory: Ismail Kadare’s Three Elegies for Kosovo (1998)”. De Europa 3, no. 2 (2020): 165-182.
19. Hoxha, Abit, and Kenneth Andresen. “Violence, War, and Gender: Collective Memory and Politics of Remembrance in Kosovo”. In Europeanisation and Memory Politics in the Western Balkans. Memory Politics and Transitional Justice, edited by Ana Milošević and Tamara Trošt. London; New York: Palgrave Macmillan, 2021: 263-283. DOI: 10.1007/978-3-030-54700-4_11
20. Ingimundarson, Valur. “The Politics of Memory and the Reconstruction of Albanian National Identity in Postwar Kosovo”. History and Memory 19, no. 1 (2007): 95-123. DOI: 10.2979/his.2007.19.1.95
21. Kadare, Ismail. Temps Barbares. Paris: L’Archipel, 1999. Kadare, Ismail. Barbarian Times. Paris: L’Archipel, 1999.
22. Kalemaj, Ilir. Contested Borders: Territorialization, National Identity and “Imagined Geographies” in Albania. Berlin; New York: Peter Lang Ltd, International Academic Press, 2014.
23. Kočan, Faris. “Collective Memory and an Interpretative Approach: The Struggle over Kosovo’s Independence as an Ideational Background for Contemporary Serbia’s Foreign Policy Choices”. Croatian Political Science Review 56, no. 3/4 (2019): 200-217. DOI: 10.20901/pm.56.3-4.09
24. Kostovicova, Denisa. Kosovo: The Politics of Identity and Space. London; New York: Routledge, 2005. DOI: 10.4324/9780203087145
25. Kostovicova, Denisa, and Vesna BojičićDželilović. “Europeanizing the Balkans: Rethinking the Post-Communist and Post-Confl ict Transition”. Ethnopolitics 5, no. 3 (2008): 223-241. DOI: 10.1080/17449050600911091
26. Krasniqi, Elife. “Kosovar Albanian Historiography Refl ects a Long History of Oppression..”. The Historical Expertise 4 (2020): 159-185.
27. Krasniqi, Vjollca, Sokolić, Ivor, and Denisa Kostovicova. “Skirts as Flags: Transitional Justice, Gender and Everyday Nationalism in Kosovo”. Nations and Nationalism 26, no. 2 (2020): 461-476. DOI: 10.1111/nana.12593 EDN: UCCZSV
28. Lafontaine, Аnnie. “After the Exile: Displacements and Suff ering in Kosovo”. Psychosocial Notebook 2 (2001): 53-78.
29. Mallot, J. Edward. Memory, Nationalism, and Narrative in Contemporary South Asia. London; New York: Palgrave Macmillan, 2012.
30. Nora, Pierre. Rethinking France: Les Lieux de mémoire. Vol. 4: Histories and Memories. Chicago: University of Chicago Press, 2010.
31. Nora, Pierre. “Between Memory and History: Les lieux de mémoire”. Representations 26 (1989): 7-24.
32. Obućina, Vedran. “A War of Myths: Creation of the Founding Myth of Kosovo Albanians”. Suvremene teme/ Contemporary issues 4, no. 1 (2011): 30-44.
33. Pavlaković, Vjeran. “Memory Politics in the Former Yugoslavia”. Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej 18, no. 2 (2020): 9-32. DOI: 10.36874/RIESW.2020.2.1
34. Potter, Matthew C. Representing the Past in the Art of the Long Nineteenth Century: Historicism, Postmodernism, and Internationalism. London; New York: Routledge, 2022.
35. Salvatici, Silvia. “Memory Telling. Individual and Collective Identities in Post-War Kosovo: The Archives of Memory”. Psychosocial Notebook 2 (2001): 15-52.
36. Schulze, Rainer. “Unheard Voices: Roma and the Kosovo War”. Kultura/Culture, no. 5 (2014): 131-140.
37. Schwandner-Sievers, Stephanie. “The Bequest of Ilegalja: Contested Memories and Moralities in Contemporary Kosovo”. Nationalities Papers 41, no. 6 (2013): 953-970. DOI: 10.1080/00905992.2013.767792
38. Stanislawski, Michael. Zionism and the Fin de Siècle: Cosmopolitanism and Nationalism from Nordau to Jabotinsky. Berkley: University of California Press, 2001.
39. The Invention of Tradition, edited by Eric Hobsbawm, and Terrence Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. DOI: 10.1017/CBO9781107295636
40. Zdravković-Zonta, Helena. “Narratives of Victims and Villains in Kosovo”. Nationalities Papers 37, no. 5 (2009): 665-692. DOI: 10.1080/00905990903122891
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется процесс формирования и утверждения польского популизма на современном этапе в лице правящей партии «Право и справедливость» (ПиС, Prawo i Sprawiedliwosc) с применением теоретического аппарата неоинституционализма, а также исторического и сравнительного подходов. Рассматриваются как общие черты популизма, так и особенные для Восточной Европы. Также изучается процесс развития представлений, практик и результатов, способствующих укоренению популистских ценностей и картины мира в польском общественном сознании в рамках концепции колеи зависимости (path dependence). В заключительной части описываются сущностные ориентиры, идеология, программа и электорат ПиС. Партия сравнивается со своим главным конкурентом «Гражданской платформой» (ГП, Platforma Obywatelska) с точки зрения стратегии, также упоминаются конкретные результаты правления ПиС. Польша отличается слабыми и неустойчивыми связями между избирателями и партиями, что приводит к отсутствию стабильной социальной базы поддержки у партий и, в свою очередь, ведет к их постоянному дроблению, высокой партийной волатильности. Партии в Польше исторически являются организациями с самым низким уровнем общественного доверия. В подобном контексте партии, которые смогут по-настоящему привлечь избирателя, моментально окажутся в более выгодном положении. Одним из наиболее подходящих методов потому являются простые, зачастую примитивные лозунги, непримиримость дискурса, агрессивность риторики, невыполнимые обещания всеобщего изобилия, резкое противопоставление себя всем остальным и отказ от демократических норм представительства в пользу сильного лидерства, то есть классический популизм.
За последние полвека усиление роли негосударственных акторов в мировой политической системе привело к изменениям не только в сфере международных отношений, но и в других областях политической жизни, среди которых и языковая политика. Перестав быть прерогативой государства и его институтов, она преобразовалась в область политических отношений по вопросам языка между государством и разными негосударственными акторами в рамках так называемой политики языка. Несмотря на то что эта область подразумевает процессы внутри национальных границ, ее участники могут быть как внутренними, так и ассоциированными с внешними акторами, особенно в случае, когда население страны или его часть связаны с kin-states. Наглядным примером такой ситуации является постсоветская Республика Молдова, политический спектр которой разделен между пророссийскими молдовенистскими акторами и сторонниками румынизма. Первые выступают за существование самостоятельной молдавской нации и использование глоттонима «молдавский» для государственного языка, а также придерживаются интернациональной советской традиции управления многообразием, в основе которой лежит русский как язык межнационального общения. Прорумынские силы продвигают румынскую идентичность языка для всего населения республики. Цель статьи - определить актуальный состав акторов политики языка в Молдове на современном этапе. Результаты исследования показывают, что за годы независимости политика языка в республике эволюционировала от противостояния между государством и интеллектуальной элитой до самостоятельной области отношений между разного рода акторами, причем прорумынская группа представляется более влиятельной. При этом наблюдается серьезное ослабление роли государства в политике языка, чьи институты превратились в инструмент борьбы между негосударственными акторами и не способны поддерживать стабильность конституционных основ молдавского государства.
Черкесское этнонациональное движение - одно из самых заметных в России. Дополнительный «вес» адыгский активизм получил благодаря наличию крупных диаспор в Турции, Сирии, Иордании, а также диаспор в Израиле, странах Западной Европы и США. В 1990-е гг. черкесские националисты заявляли о планах по созданию единой Черкесии - либо в составе России, либо в качестве самостоятельной политии. Такие радикальные сценарии не были приняты большинством умеренных адыгов. При этом черкесские активисты нуждались в проекте, который мог бы объединять адыгов в России и мире и поддерживать черкесское движение на ходу. Таким проектом стало содействие переселению черкесов диаспоры на Кавказ. Возвращение адыгов из-за рубежа исторически было важным пунктом программы черкесского движения, но после краха планов по созданию единой Черкесии и начала всестороннего кризиса в Сирии, заставившего тамошних адыгов искать убежища, эта идея вышла на первый план. Цель исследования - показать, как черкесские организации в России и в диаспорах используют проект возвращения для решения собственных задач. Продемонстрировано, что адыгское движение меняется: среди российских адыгов снижается радикализм, растет запрос на конструктивный диалог с государством в обмен на содействие с управляемым переселением. Турецкие организации не особо поддерживают идею о возвращении на Кавказ, поскольку она может ослабить черкесское движение в Турции.
Статья посвящена исследованию племенных структур ОАЭ как негосударственных акторов. Автор уделяет особое внимание определению понятия «племени» в Арабском мире и его интерпретации применительно к странам Персидского залива и, в частности, ОАЭ как одной из наиболее сложных племенных систем региона. Исследуется вопрос племенной идентичности и ее проявления на современном этапе, а также влияния на позиции племен как политических акторов. Опираясь на классификацию негосударственных акторов В. В. Наумкина и В. А. Кузнецова, автор исследует племя как локального и ориентированного на государство актора. Выделяются три ситуации, в которых племя как актор может проявляться наиболее отчетливо. Автор приходит к выводу, что племена нельзя считать полноценным негосударственным актором, однако они сохраняют значительный потенциал для мобилизации политических действий в случае кризисных ситуаций.
В работе исследуется проблематика «Нового космоса» и все большего вовлечения частных космических компаний в военную деятельность государств мира на примере США. Рассматриваются конкретные направления работы частных космических компаний, анализируются интересы государственных ведомств в части подключения негосударственных акторов к реализации задач обороны. Оцениваются возможные последствия таких тенденций для международной безопасности.
Данная статья посвящена анализу глубинных изменений системы международных отношений, происходящих в условиях усиления роли цифровых акторов и платформ в формировании глобальной повестки. Появление Интернета стало поворотным моментом в процессе развития всей системы международной коммуникации: процессы и способы распространения информации, механизмы формирования общественного мнения видоизменились, а цифровые платформы стали новым фактором ускорения глобализации. Вместе с тем, как показывают авторы, первоначальная природа Интернета, которая рассматривалась США и странами Запада как составная часть и технология на службе либерального порядка, со временем стала отражением усиливающейся конфронтации между государствами, а также пространством распространения политических конфликтов, стереотипов и информационных войн. Кроме этого, новые цифровые олигополии стали формировать цифровое пространство исходя из своих корпоративных интересов, ставя на первое место усиление своего влияния на рынке, а не качество онлайн-дискуссий и укрепление гражданской демократической культуры. Военизация и секьюритизация Интернета является логичным продолжением кризиса мирового либерального порядка. На место комплексной взаимозависимости, в укреплении которой цифровые акторы и платформы сыграли важнейшую роль, все чаще приходит идея цифрового суверенитета, то есть отгораживания от единого коммуникационного пространства, равно как создание норм, защищающих государства и граждан от чрезмерного влияния корпораций. Авторы приходят к выводу, что мы переживаем закат эпохи информационной открытости. Деполитизация Интернета невозможна без снижения градуса международной напряженности и возвращения духа рационализма в мировую политику.
Феномен асимметричного конфликта отражает несколько важных закономерностей вооруженных конфликтов послевоенного периода: преобладание внутренних конфликтов над межгосударственными конфликтами; их интернационализация за счет участия в них других стран, международных организаций или негосударственных акторов; прямое или опосредованное участие великих держав в таких конфликтах; наибольшее число вооруженных конфликтов происходит в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Вооруженные конфликты послевоенного периода нередко называют «прокси-войнами», так как прямым участникам конфликта оказывают поддержку внешние акторы - государства или негосударственные акторы. Предметы конфликтов между государствами и негосударственными акторами часто имеют политическую природу. Произошло преодоление принципиального различия между внутренней и внешней политикой. Послевоенный период показывает постепенное изменение отношения к участию негосударственных акторов в вооруженных конфликтах, что отражается в признании легитимности их как участников конфликта, переговоров и заключения соглашений о прекращении военных действий. Происходит легитимация самих негосударственных акторов вооруженных конфликтов как представителей интересов определенных групп населения. Миротворческая деятельность ООН после окончания холодной войны подтверждает эти изменения. Исследование участия негосударственных акторов в вооруженных конфликтах показывает расширение повестки и методологии изучения вооруженных конфликтов послевоенного времени, что отражает существенные изменения практики международных отношений. Эти изменения касаются того, кто признается легитимным участником международных отношений, какую роль играют негосударственные акторы в вооруженных конфликтах и какое отношение к негосударственным акторам существует у других участников международных отношений - государств, международных правительственных и неправительственных организаций.
Интервью с Мариной Михайловной Лебедевой, заведующей Кафедрой мировых политических процессов МГИМО МИД России.
«Одним из важнейших проявлений и неотъемлемым атрибутом современного развития становится взаимодействие и соперничество негосударственных акторов и государственных участников мировой политики. Государствам приходится считаться с ними, учитывать их в своей внутренней и внешней политике и даже соперничать друг с другом за привлечение их на свою сторону»1.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/