Статья: Психологическая дифференциация результативности изучения математики подростками (2025)

Читать онлайн

Изучение математики имеет высокую значимость для развития когнитивной сферы школьника, но редко становится объектом изучения в рамках психологической науки. Цель работы – изучение дифференциального аспекта образовательных результатов по математике. Предполагалось, что существует динамическая система интеллектуальных и аффективных процессов, которая предопределяет образовательные результаты по математике. Использованы подходы: структурно-феноменологический А. В. Карпова и психология переживания Ф. Е. Василюка. В исследовании приняли участие старшеклассники школ г. Владивостока, N=140 (80 м., 60 ж.). Методики: ДПД Д. А. Леонтьева с соавт., опросник Д. Эверсона в адаптации А. В. Карпова, тест Г. Гарднера, «Контроль за действием» С. А. Шапкина, опросник факторов самораскрытия способностей В. С. Чернявской. Выявлены комплексы взаимосвязей метакогнитивных способностей с переживаниями, которые характерны для школьников с разными уровнями образовательных результатов по математике (алгебре и геометрии). Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию дифференциальных аспектов образовательных достижений и открывают перспективы дальнейших исследований.

Ключевые фразы: образовательные результаты, СТАРШЕКЛАССНИКИ, математика, метакогнитивные знания, когнитивные способности, переживание в деятельности, психология способностей
Автор (ы): Величко Татьяна Анатольевна, Чернявская Валентина Станиславовна
Журнал: Психолого-педагогические исследования

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.17759/psyedu.2025170107
Для цитирования:
ВЕЛИЧКО Т. А., ЧЕРНЯВСКАЯ В. С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ПОДРОСТКАМИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2025. ТОМ 17, №1
Текстовый фрагмент статьи