Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации. В статье представлены материалы исследования кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования. Мониторинг проводился с применением метода стратификации, путем выделения из каждого федерального округа одного субъекта Российской Федерации для дальнейшего исследования. В исследовании приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. По результатам мониторинга обнаружено, что наиболее часто психологическая служба включает в себя педагога-психолога и учителя-логопеда. Преобладающими являются традиционная и ситуативная форма наставничества, причем почти половина наставников имеют стаж профессиональной деятельности более 20 лет. Также выявлена степень доступности супервизии/интервизии для педагогов (почти половина участников исследования имеют возможность участия в супервизии/интервизии). Определена мотивация участия педагогов-психологов в конкурсах профессионального мастерства – обмен опытом, повышение квалификации и совершенствование профессиональных навыков. Показано, что часть участников имеют доступ к цифровым платформам, позволяющим осуществлять профессиональную деятельность, однако почти треть не имеют подходящих цифровых инструментов. Полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/psyedu.2025170106
У респондентов уточняли, в каких именно направлениях деятельности они используют специализированные цифровые инструменты. В основном осуществляется ведение текущей и отчетной документации (57,8%) и реализация психологической диагностики и автоматической обработки результатов (56,2%). Более трети респондентов пользуются специализированными цифровыми инструментами для самообучения и повышения своего профессионального уровня (47,8%); психологического просвещения участников образовательных отношений (42,0%); информирования участников образовательных отношений (41,1%); коррекционно-развивающей работы с обучающимися (34,5%).
Список литературы
- Баканова И.Г. Наставничество как важный элемент системы среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Наука и образование транспорту. 2023. № 2. С. 266–269. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56955605_29352090.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Бугаев Н.И. Продуктивное наставничество в образовании или аналитико-рефлексивная деятельность как единственная форма содержания образования [Электронный ресурс] // Народное образование Якутии. 2023. № 4(129). С. 30–32. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_65856122_53038613.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Булах К.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса реализации технологии наставничества в образовательной организации [Электронный ресурс] // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2022. № 2. С. 49–54. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50092995_75515267.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Варга А.Я., Гасалюк И.Н., Митина О.В. Представления супервизоров и супервизантов о профессиональной супервизии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 120–140. DOI:10.17759/cpse.2022110106
- Гальперина Л.Л. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников: по итогам научно-исследовательской работы в 2009 году (г. Могилев, 03–04 февраля 2010 г.). Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2022. С. 38–40. URL: https://libr.msu.by/handle/123456789/16559 (дата обращения: 24.07.2024).
- Гордашникова О.Ю., Кузнецов А.Н., Федорчук Ю.М. Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 2(48). С. 77–85. DOI:10.23951/2307-6127-2023-2-77-85
- Давкуш Н.В. Супервизия: профессиональная поддержка и профессиональное развитие педагогов [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 84–87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67929766_86752908.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- 8. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Минпросвещения России 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0f04468c1f45504d76202beb442d73d9 (дата обращения: 24.05.2024).
- Морозов А.В. Взаимосвязь уровня эмпатии с проблемой профессионального выгорания практикующего психолога [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2024. № 2(50). С. 200–207. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65697102_14340646.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
- Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // А.А. Кузнецова [и др.] / Вестник практической психологии образования. 2017. № 3(52). С. 8–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Kuznetsova_Larina_Larin_Makunina (дата обращения: 16.07.2024).
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 24.05.2024).
- Скуднова Т.Д., Бородина Е.Б. Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Материалы I Всероссийского форума «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований» (г. Таганрог, 22–23 октября 2020 г.). Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. С. 206–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47182780 (дата обращения: 22.07.2024).
- Ульянина О.А., Хайрова З.Р., Никифорова Е.А. Цифровая трансформация психологической службы в системе образования: региональный опыт [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (г. Ростов-на-Дону, 8–9 декабря 2022 г.). № 10. Ростов-на-Дону, 2022. С. 87–93. URL: https://elibrary.ru/obbzny?ysclid=lzv64tf670282731146 (дата обращения: 25.07.2024).
- Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Учет региональной специфики при отборе форм наставничества в системе общего образования [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10(173). С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50117206 (дата обращения: 14.10.2024).
- 15. Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Наставничество в профессиональном образовании // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2024. № 1(67). С. 66–68. DOI:10.46845/2071-5331-2024-1-67-66-68
- Функциональная модель психологической службы в системе образования: направления деятельности и ее организационно-правовое регулирование // О.А. Ульянина [и др.] / Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 3. С. 174–196. DOI:10.17759/psyedu.2024160311
- Чжан Т., Гасанова Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение человека в современном образовании [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С. 618–625. DOI:10.33910/herzenpsyconf-2023-6-80
- Шорохов А.Г. Онлайн-супервизия как фактор повышения рефлексивности у начинающих психологов [Электронный ресурс] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Том 12. № 2–1. С. 92–97. DOI:10.34670/AR.2023.90.37.049
- Якиманская И.С. Опыт участия в супервизии и особенности личности практикующих психологов [Электронный ресурс] // Оренбургский медицинский вестник. 2024. Том 12. № 1(45). С. 63–69. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_64992705_43627450.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
- Atkinson C. et al. Assessment practices of educational psychologists and other educational professionals // Educational Psychology in Practice. 2022. Vol. 38. № 4. P. 347–363. DOI:10.1080/02667363.2022.2109005
- Birch S. Interprofessional collaboration between education psychologys and logical and language therapys in the UK: facilitators and barriers // European Journal of Special Needs Education. 2023. Vol. 38. № 6. P. 735–750. DOI:10.1080/J003v15n03_01
- Hooper T. Investigating primary and secondary school staff views on the level of need for educational psychology services in England: “What does good look like?” // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 2. P. 220–236. DOI:10.1080/02667363.2024.2319080
- Sapargaliyeva A.Zh., et al. Improvement of the professional training of a pedagogue-psychologist as a specialist of helping professions // Studies in the Education of Adults. 2023. Vol. 55. No. 1. P. 282–293. DOI:10.1080/02660830.2023.2171115
- Watson C. An exploration of educational psychologists’ occupational stress and well-being experiences in England: implications for practice // Educational Psychology in Practice. 2024. Vol. 40. № 3. P. 320–339. DOI:10.1080/02667363.2024.2365644
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена процедура модификации опросника И. М. Кондакова «Профессиональные установки подростков», разработанного более 35 лет назад. Актуальность исследования определяется задачей создания психодиагностического инструментария, соответствующего современным условиям взросления и самоопределения молодежи. Цель – модификация опросника «Профессиональные установки подростков» и его апробация. По результатам психометрического исследования данных, полученных с применением оригинального опросника, выдвинуто предположение об изменении психологического содержания отношения молодых людей 16-22 лет к профессиональному выбору в условиях постиндустриальной экономики. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска: 413 человек (M=16,9, SD=1,17, 57% девушек) на первом этапе и 362 человека (M=16,9, SD=1,19, 56% девушек) на втором этапе. Для решения исследовательских задач были использованы опросники: «Профессиональные установки подростков», «Активность в самореализации», «Эмоциональное отношение к будущему». Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Модифицированный вариант опросника может использоваться как в исследовательских, так и в диагностических целях для определения психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Изучение математики имеет высокую значимость для развития когнитивной сферы школьника, но редко становится объектом изучения в рамках психологической науки. Цель работы – изучение дифференциального аспекта образовательных результатов по математике. Предполагалось, что существует динамическая система интеллектуальных и аффективных процессов, которая предопределяет образовательные результаты по математике. Использованы подходы: структурно-феноменологический А. В. Карпова и психология переживания Ф. Е. Василюка. В исследовании приняли участие старшеклассники школ г. Владивостока, N=140 (80 м., 60 ж.). Методики: ДПД Д. А. Леонтьева с соавт., опросник Д. Эверсона в адаптации А. В. Карпова, тест Г. Гарднера, «Контроль за действием» С. А. Шапкина, опросник факторов самораскрытия способностей В. С. Чернявской. Выявлены комплексы взаимосвязей метакогнитивных способностей с переживаниями, которые характерны для школьников с разными уровнями образовательных результатов по математике (алгебре и геометрии). Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию дифференциальных аспектов образовательных достижений и открывают перспективы дальнейших исследований.
В статье проанализированы исследования инклюзивного высшего образования; показано, что принципы проектирования адаптивных дисциплин, направленных на преодоление студентами с инвалидностью их когнитивных дефицитов, недостаточно разработаны. Цель: оценка возможностей применения психолого-педагогического мониторинга в проектировании адаптивных дисциплин и практик для студентов с инвалидностью и уточнении их содержания. Методы: опросник «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой, опросник социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонд в модификации А. К. Осницкого, проводимые в рамках мониторинга. В исследовании приняли участие студенты с ОВЗ, обучающиеся в ГУИМЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана (N=289, 217 мужчин и 72 женщины) на 1-м (N=94), 2-м (N=51), 3-м (N=37), 4-м (N=45), 5-м (N=44) и 6-7-м курсах (N=18). Исследование выявило значимые различия между студентами со значительной потерей слуха, слабослышащими и представителями других нозологий по мотивам престижа и трем параметрам СПА. Показано, что значимое снижение мотивации учения происходит у студентов с инвалидностью от первого курса к третьему. У студентов третьего курса перестает быть значимой связь мотивов творческого саморазвития и общей адаптивности, принятия других и внутреннего контроля. Данные психолого-педагогического мониторинга позволяют дать рекомендации по проектированию содержания адаптивных дисциплин и практик для студентов с инвалидностью.
Целью этого исследования является изучение влияния давления со стороны сверстников на агрессию подростков с самооценкой в качестве модератора. Данные в этом регрессионном количественном исследовании были собраны с помощью онлайн-самоотчета с использованием анкет подростков младших классов средней школы (N=348), возраст которых варьировался от 12 до 15 лет. Данные были проанализированы с помощью модерированного регрессионного анализа (MRA). Испытуемые заполнили исследовательский инструмент, а именно шкалу опросника агрессии Басса-Перри (BPAQ), инвентаризацию давления со стороны сверстников (PPI) и шкалу самооценки Розенберга (RSES). Результаты показали, что давление со стороны сверстников оказало значительное положительное влияние на агрессию подростков, но самооценка не служила модератором в отношениях. Результаты показали, что чем чаще подростки подвергались давлению со стороны сверстников, тем выше уровень вовлеченности в агрессивное поведение их группы сверстников. Однако самооценка не могла ослабить или усилить влияние давления со стороны сверстников на агрессию подростков.
В статье описываются результаты апробации диагностической методики «Словарь эмоций». Методика предназначена для определения разнообразия словарного запаса младших школьников в области обозначения эмоций и чувств. Бланки для тестирования содержат фотографии с изображением детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. В качестве стимульного материала взяты карточки из игры Ю. Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект». Респондентам нужно назвать и записать в бланк название эмоции, которую испытывает ребенок, изображенный на фото, в конкретной представленной ситуации. Диагностика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. В качестве показателей методики используются два параметра: количество слов (без повторов), которые ребенок использует для описания эмоциональных состояний, и количество правильных ответов (названная эмоция соответствует изображенной ситуации). Апробация была проведена на младших школьниках 6-11 лет с типичным развитием (96 человек). В статье приводятся данные о валидности и надежности методики, а также процентильная шкала тестовых норм. Предложенная методика может быть рекомендована для проведения исследований, оценки эффективности программ развития эмоционального интеллекта, для индивидуальной работы с младшими школьниками.
Актуальность исследования заключается в поиске методов и средств преодоления стресса у обучающихся в связи с переходом школ на новые модели организации образовательного процесса. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о влиянии интернет-марафона на развитие эмоциональной устойчивости подростков. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет (N=95), из которых 56% были женского пола. Испытуемые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную с целью изучения влияния занятий интернет-марафона на эмоциональную устойчивость подростков. Для диагностики использовались методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н. А. Курганский, Т. А. Немчин) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). В результате сравнения средних с помощью U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что подростки, принявшие участие в интернет-марафоне, обладают более высокими показателями эмоциональной устойчивости, то есть у них снизились показатели фрустрации, агрессивности, ригидности и напряжения.
Работа направлена на исследование эмоционального благополучия (ЭБ) детей дошкольного возраста в контексте социальной ситуации развития и в связи с такими характеристиками родителей, как уровень их жизнестойкости, реализуемые типы воспитания детей и индивидуально-специфические защитные модели в ситуации супружеских конфликтов. Гипотеза исследования: ЭБ детей дошкольного возраста связано с жизнестойкостью их родителей. Родители (матери и отцы), обладающие высоким уровнем жизнестойкости, способны создать более благоприятный контекст для развития детей, выстроить более эффективные и гармоничные супружеские и детско-родительские отношения, что обеспечивает высокий уровень ЭБ детей дошкольного возраста. Сформулирован ряд эмпирических гипотез: 1. Высокий уровень ЭБ детей дошкольного возраста связан с высоким уровнем жизнестойкости родителей (матерей, отцов). 2. Высокий уровень ЭБ детей дошкольного возраста связан с использованием родителями (матерями и отцами) менее нарушенных типов воспитания. 3. Высокий уровень ЭБ детей дошкольного возраста связан с умеренным использованием родителями индивидуально-специфических защитных моделей в ситуации супружеских конфликтов. В исследовании приняли участие полные семьи с нормотипичными детьми дошкольного возраста и педагоги дошкольных учреждений г. Москвы (N=441). Выборка включает в себя: группу детей (N=141) в возрасте от 5 до 7 лет (М=6,12, SD=0,66), из которых 90 мальчиков и 51 девочка; группу их родителей (N=282) в возрасте от 30 до 34 лет (М=32,67, SD=1,55), включающих 141 отца и 141 мать; группу педагогов дошкольного образования (N=18) в возрасте от 38 до 40 лет (М=39,55, SD=0,85), все респонденты женского пола. Использованные методики: анкета для родителей «Психологический анамнез» (Г. В. Бурменской, в нашей модификации), анкета для педагогов «Лист экспертной оценки» (по Л. Стотту, в нашей модификации), тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл и др.), тест «Лесенка» (в модификации А. М. Прихожан), проективный тест «Рисунок семьи» (в модификации А. Л. Венгера), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (авторы Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), опросник «Реакции супругов на конфликт» (авторы А. С. Кочарян, Г. С. Кочарян, А. В. Киричук), тест жизнестойкости (С. Мадди, в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой). Проведен факторный анализ методом главных компонент по показателям 5 методик для оценки ЭБ дошкольников (N=141) и общего уровня ЭБ дошкольников, выделены факторы ЭБ для детей с разными уровнями ЭБ. Методом корреляционного анализа выявлено, что ЭБ дошкольников: 1) значимо прямо связано с жизнестойкостью отцов, 2) значимо обратно связано с использованием родителями типов нарушенного воспитания, 3) значимо обратно связано с напряженностью индивидуально-специфических защитных моделей у матерей и отцов в ситуации супружеских конфликтов.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/