Статья: РЕЧЕЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕСС-КОНСУЛЬТАЦИИ КАК НОВОГО ФЕНОМЕНА МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА (2024)

Читать онлайн

Введение. Цель настоящей статьи заключается в анализе заочной экспресс-консультации как жанра устного медицинского дискурса. Новые технологии телемедицины расширяют формы общения, вследствие чего диалог врача и пациента трансформируется в условиях онлайн-коммуникации и требует лингвистического изучения. Методология и источники. Статья базируется на основных положениях теории речевых жанров, сформулированных М. М. Бахтиным, Т. А. ван Дейком, О. Б. Сиротининой, Т. В. Шмелевой и др. Методологической основой проведенного в статье анализа стали научные труды, посвященные изучению речевых жанров устного медицинского дискурса, среди них работы В. В. Жура, Е. А. Пономаренко, М. И. Барсуковой и др. Для речежанровой характеристики экспресс-консультации используются методы лингвистического анализа записанных онлайн-консультаций. Результаты и обсуждение. В статье дается характеристика экспресс-консультации, включающая следующие параметры: коммуникативная цель, диктумное содержание, речевые роли участников общения, языковое воплощение жанра. Особое внимание уделяется речевому поведению врача, которое оценивается с точки зрения достижения коммуникативного и, как результат, профессионального успеха. Описывается речежанровый сценарий медицинской онлайн-консультации и цепочка коммуникативных ходов, реализуемых в речи врача. Заключение. В ходе исследования показано, что каждый речевой акт врача обусловлен сложной системой целевых коммуникативных установок, связанных в первую очередь с информативными (запрос информации у пациента и предоставление информации в форме объяснения и рекомендации) и терапевтическими целями, ориентированными на поддержание благополучного психоэмоционального состояния пациента. Речевое поведение участников коммуникации регулируется институциональными ролями «агента» и «клиента» института, имеющими в сознании носителей языка свои инварианты. Диктумное содержание обусловлено конкретной жалобой пациента и организовано в соответствии с этапами медицинской консультации. Делается вывод, что жанровая компетенция как часть коммуникативной компетенции в формате онлайн-общения является важнейшим профессиональным инструментом консультирующего специалиста.

Introduction. The aim of the article is to analyze an extramural express consultation as a genre of oral medical discourse. New telemedicine technologies expand the forms of communication, it results in transformation of the dialogue between a doctor and a patient when communicating online, which requires linguistic research. Methodology and sources. The article is based on the main theses of the theory of speech genres formulated by M. M. Bakhtin, T. A. Van Dijk, O. B. Sirotinina, T. V. Shmeleva and others. The author has taken the scientific works on the study of speech genres of oral medical discourse as the methodological basis of the analysis. This includes the works of V. V. Zhura, E. A. Ponomarenko, M. I. Barsukova and others. The study applies methods of linguistic analysis of recorded online consultations for speech-genre characteristics of express consultations. Results and discussion. The article gives a description of an express consultation, including the following parameters: communicative goal, utterance content, speech roles of communicators, linguistic embodiment of the genre. The author pays special attention to doctor’s communicative style and gives its assessment in terms of achieving communicative and consequently professional success. The author also describes a speech-genre scenario of a medical online consultation and a chain of communicative moves in a doctor’s speech. Conclusion. The study shows that doctor’s every speech act is specified by a complex system of communicative targets, primarily related to informative goals (requesting information from the patient and providing information in the form of an explanation and recommendation) and therapy goals to maintain a patient’s psychological and emotional well-being. Communicators’ speech behavior is regulated by the institutional roles of «an agent» and «a client» of an institution, native speakers having their own invariants. The utterance content is specified by a patient’s specific complaint and is organized in accordance with the stages of a medical consultation. The study concludes that genre competence as a part of communicative competence in the form of online communication is the most important professional tool of a consulting specialist.

Ключевые фразы: устный медицинский дискурс, РЕЧЕВОЙ ЖАНР, экспресс-консультация, телемедицина
Автор (ы): Кисельникова Анна Алексеевна
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
61. Медицина. Охрана здоровья. Пожарное дело
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
КИСЕЛЬНИКОВА А. А. РЕЧЕЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕСС-КОНСУЛЬТАЦИИ КАК НОВОГО ФЕНОМЕНА МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА // ДИСКУРС. 2024. Т. 10 № 1
Текстовый фрагмент статьи