Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ (2024)

Читать онлайн

Введение. Политика российского государства направлена на вовлечение социально уязвимых групп населения во все сферы жизни общества. Одним из важнейших механизмов социальной инклюзии является формирование положительного образа людей с инвалидностью в современных российских СМИ. Изучение особенностей репрезентации людей с инвалидностью в различных видах медиа позволит сформировать основу для их будущего социологического мониторинга и создания их положительного образа в российском социуме. Методология и источники. Методологической основой проведенного исследования являются труды российских и зарубежных социологов, посвященные рассмотрению проблем социальной инклюзии людей с инвалидностью. Обоснован интегративно-инклюзивный подход, позволяющий обеспечить переход от решения ситуативных проблем к комплексной реализации инклюзивных практик лиц с инвалидностью. Основным методом исследования выступает качественный контент-анализ статей федеральных СМИ и социальных медиа. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование и сравнение его результатов с выполненным ранее анализом репрезентации инвалидов в федеральных СМИ позволили выявить основные особенности формирования положительного образа людей с инвалидностью в социальных медиа в соответствии с принципами социальной инклюзии. В социальных медиа образ людей с инвалидностью чаще, чем в традиционных СМИ, конструируется через истории отдельных представителей данной социальной группы, описание их жизни и быта. Подобный подход, по мнению авторов, выступает более эффективным инструментом социальной инклюзии инвалидов, чем материалы о социальной группе в целом и предоставляемых им льготах, которые чаще появляются в традиционных СМИ. Также особого подхода требует изучение комментариев под основными материалами, которые являются важным отличием социальных медиа от традиционных СМИ. Заключение. На основе сравнительного авторского исследования сделаны выводы о различиях в репрезентации людей с инвалидностью в традиционных СМИ и социальных медиа. На основании данных выводов сформулированы направления совершенствования деятельности российских СМИ по формированию положительного образа людей с инвалидностью, представлены рекомендации по дальнейшему изучению репрезентации этой социальной группы в медиа.

Introduction. The social policy of the Russian state is aimed at involving socially vulnerable groups of the population in all spheres of social life. One of the most important mechanisms of social inclusion is the formation of a positive image of people with disabilities in modern Russian media. Studying the features of the representation of people with disabilities in various types of media will form the basis for their future sociological monitoring and the creation of a positive image of people with disabilities in Russian society. Methodology and sources. The methodological basis of the study is the works of Russian and foreign sociologists devoted to the problems of social inclusion of people with disabilities. An integrative and inclusive approach is substantiated to ensure a transition from solving situational problems to the comprehensive implementation of inclusive practices for people with disabilities. The main research method is qualitative content analysis of articles from federal media and social media. Results and discussion. The conducted research and comparison of its results with a previously performed analysis of the representation of people with disabilities in the federal media made it possible to identify the main features of the formation of a positive image of people with disabilities in social media in accordance with the principles of social inclusion. In social media, the image of people with disabilities, more often than in traditional media, is constructed through the stories of individual representatives of this social group, a description of their life and everyday life. Such an approach, according to the authors, is a more effective tool for the social inclusion of people with disabilities than materials about the social group as a whole and the benefits provided to them, which more often appear in traditional media. Also, a special approach requires studying the comments under the main materials, which are the main difference between social media and traditional media. Conclusion. Based on the author’s comparative research, conclusions are drawn about differences in the representation of people with disabilities in traditional media and social media. Based on these findings, directions for improving the activities of Russian media in creating a positive image of people with disabilities are formulated, and recommendations for further study of the representation of people with disabilities in the media are presented.

Ключевые фразы: ИНВАЛИДЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ, контент-анализ, федеральные сми, СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА
Автор (ы): Маргулян Яков Аронович
Соавтор (ы): Рочева Яна Сергеевна, Шавонин Артем Леонидович
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.473. Социальное восприятие, например:
Для цитирования:
МАРГУЛЯН Я. А., РОЧЕВА Я. С., ШАВОНИН А. Л. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ // ДИСКУРС. 2024. Т. 10 № 1
Текстовый фрагмент статьи