Статья посвящена вопросу профессиональных ценностных ориентаций специалистов по связям с общественностью в контексте формирования и управления общественным мнением и в условиях новых социальных вызовов. Медиапространство личностного становления широкого круга медиаспециалистов связано с определенными профессиональными рисками. Высокий уровень медиаактивности современной молодежи, в том числе студенческой, в свою очередь, лишь повышает уровень этих рисков. Так, соответствующие отрицательные последствия сопряжены с возможным возникновением профессиональной деформации, нарушением психоэмоционального состояния специалиста (профессиональное выгорание и др.), дестабилизацией его системы ценностных ориентаций. Анализ теоретического и эмпирического материала, в том числе некоторые результаты авторского исследования на тему медиаграмотности будущих специалистов по связям с общественностью, свидетельствуют о наличии определенных опасений в отношении понимания и сформированности у будущих медиаспециалистов профессиональных ценностных ориентаций. Специалисты по связям с общественностью принимают непосредственное участие в формировании и наполнении информационного пространства и его повестки, оказывают значительное влияние на настроения в обществе и социальную действительность, на предпочтения и взгляды целевой аудитории. Результаты исследования позволяют авторам утверждать, что в современных условиях актуальность создания системы развития профессиональных ценностных ориентаций специалистов по связям с общественностью, учитывающей новые риски современной социальной действительности, приобрела острую необходимость. Подобная система должна быть направлена на создание безопасного информационного пространства, защищенного от фейковой и заведомо ложной информации, негативных манипуляций общественным сознанием.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
- Префикс DOI
- 10.21453/2311-3065-2024-12-1-134-143
В продолжение темы культуры работы с источниками информации отметим, что на вопрос о том, потеряют ли респонденты доверие к источнику в случае, если они узнают, что опубликованная в нем информация – фейк, ответы распределились следующим образом.
Список литературы
1. Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. (2023a). Медиаграмотность в формировании профессиональной компетентности будущего PR-специалиста // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. Т. 42. № 3. С. 399-409. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-3-399-409.
2. Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. (2023b). Подготовка медиаспециалистов в области социальной коммуникации // Коммуникология. Т. 11. № 4. С. 60-69. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-4-60-69.
3. Антонова Н.Л., Хафизова В.Р. (2019). Студенты-журналисты: профессиональные намерения и ценностные ориентации в условиях медиатизации общества // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. Т. 14. № 2(188). С. 39-46.
4. Арканникова М.С. и др. (2022). Инженеры смыслов в новой реальности: тренды и практики коммуникационной индустрии: коллективная монография. СПб: Политех-ПРЕСС.
5. Гуреева А.Н. (2017). Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. № 4.
6. Зорин К.А. (2012). Формирование и трансформация ценностных представлений профессионального сообщества медиаспециалистов: автореферат дисс. кандидата философских наук. Красноярск.
7. Иванян Р.Г. (2023). Гражданские ценности студентов - будущих журналистов // Гуманитарный вектор. Т. 18. № 3. С. 142-152. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2023-18-3-142-152.
8. Исянова Э.Х. (2015). Актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR-специалистов в России // Вестник университета. № 9. С. 171-178.
9. Каминская Т.Л., Ерохина О.В. (2023). Экспертный медиаконтент: создание и использование в современных медиа // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 12, № 1. С. 24-40. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(1).24-40.
10. Корнилова В.В. (2013). Педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью // Педагогическое образование в России. № 2. С. 203-206.
11. Михайлова Т.В. (2012). Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. № 8. С. 105-107.
12. Нескрябина О.Ф., Зорин К.А. (2011). Профессиональная рефлексия и ценностные ориентации медиа-специалистов // Дискуссия. № 10. С. 71-75.
13. Савинова О.Н. (2013). Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4-2. С. 236-238.
14. Силкин В.В., Шарков Ф.И., Киреева О.Ф. (2023). Инвестиции в человеческий капитал: интеллектуальные, организационные и физические ресурсы // Коммуникология. Т. 11. № 3. С. 123-134. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-3-123-134.
15. Часовская Л.А. (2022). Профессиональные ценности студентов направления рекламы // Образование 4.0: Конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив: Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Москва, 01 апреля 2022 года / А.А. Абаев, А.Г. Голова, Л.А. Часовская, В.Н. Акулинин. Москва: Российский государственный гуманитарный университет. С. 22-27.
16. Эфа С.Г. (2022). К вопросам о трудностях профессионального становления студентов - будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15-29 ноября 2021 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. С. 403-406.
17. Bernays E.L. (1963). Crystallizing Public Opinion. NY.
18. Palfrey J., Gasser U. (2008). Born Digital: Understanding the first generation of digital natives. NY: Basic Books.
19. Strogetskaya E.V., Avakova E.B., Betiger I.B. (2022). Digital Turn in Communication Strategies for Motivating Modern University Applicants. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS), Saint Petersburg, April 13, 2022. IEEE: 83-90. https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769169.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на описание современного состояния и роли в современной культуре основных традиционных механизмов трансляции культуры, сохранения культурной памяти и передачи её следующим поколениям (таких как обычаи, ритуалы, традиции, религия, миф, фольклор, искусство, образование, семья). Исследование проводилось на основе системного, деятельностного, интеграционного, исторического подходов; с помощью методов исторического анализа, структурно-функционального, аксиологического. Выявлено, что традиционные механизмы трансляции культуры продолжают играть важнейшую роль в современном культурном пространстве. В то же время их трансформация, наблюдаемая в настоящее время, отражает объективные тенденции развития общества и цивилизации в целом, их ускоренное развитие. Культура существует как совокупность традиционного и инновационного, она не может быть статичной и постоянно развивается. Проблему представляет реакция ряда представителей научного сообщества на видоизменение культурных инструментов. Динамика общественного и культурного развития в последние десятилетия стала более очевидной, чем ранее, что и вызвало появление у ряда исследователей желание вернуться назад, возродить традиционные механизмы трансляции культуры. Единство традиционных и инновационных механизмов трансляции культуры – гарантия её позитивного развития.
В статье анализируется специфика национального китайского бренда как инструмента культурной дипломатии. Рассматривается концепция «мягкой силы», вляющаяся частью нарратива о совокупной мощи государств и возрождении китайской нации и занимающая одно из значимых мест в современной политике Китая. Одним из инструментов «мягкой силы» является культурная дипломатия – отрасль общественной дипломатии, базирующаяся на обмене идеями, информацией, системами, ценностями, убеждениями, традициями и другими аспектами культуры для содействия взаимопониманию людей. Приводятся мероприятия, которые используются для реализации культурной дипломатии. Основной целью концепции «мягкой силы» Китая является достижение правильного восприятия мировым сообществом национальных идеалов. Отмечается, что китайская «мягкая сила» отличается от классической западной концепции и является сугубо культуроцентричной, трактуясь как соединение конфуцианских политических и социальных ценностей, китайского искусства и языка, народных обычаев и традиций. Китай проводит работу по глобальному масштабированию национального бренда, в основе которого лежит концепция национализма, опирающаяся на культурный капитал страны. Рассматриваются специфика национального бренда с позиции макроэкономики и его структурные элементы: экспорт, внутренняя и внешняя правительственная политика, население, культура и наследие, туризм и инвестиции. Отмечается, что при развитии бренда и международных коммуникаций правительство Китая активно использует исторический контекст в качестве инструмента культурной пропаганды. Выявляются особенности национального имиджа, призванного формировать положительное отношение социума к стране, способствующего усилению доверия к ней. Приводятся задачи и инструменты политики Китая по формированию и поддержанию собственного имиджа на международной арене.
Статья посвящена рассмотрению позиции музейного дискурса в коммуникативной системе современной России и, в частности, в системе национальной безопасности. В условиях геополитических вызов и развития политического дискурса в семантике всепроникающей культуры отмены, реализуемой в формате механизма применения новой этики как символического акта забвения, национальный музейный дискурс приобретает особую значимость. «Войны памяти», цель которых делигитимация прежнего дискурса с использованием техник переписывания, игнорирования, нейтрализации, отрицания, актуализируют сегодня изучение музейного дискурса в контексте стратегии национальной безопасности. Рассматривая музейный дискурс как императив укрепления национальной безопасности, авторы выделяет отдельное исследовательское направление социогуманитарных наук –«исследования памяти» (memory studies), и вводят в научный категориальный аппарат достаточно взаимосвязанные концепты политического дискурса: «политика идентичности», «политика памяти» и «мемориальная политика». Реализуя стратегию анализа коммуникативных эффектов обеспечения культурного суверенитета и преодоления культуры отмены, авторы заключают, что музейный дискурс и дискурс политики памяти в логике когнитивного и структурного аспектов представляют собой ментальные конструкты, обладающие потенциалом диалогизма и конвертации (в том числе как конвертации культурного капитала в политический) и обусловливают многоуровневую комбинаторику различных коммуникативных эффектов в развитии политики государственной идентичности. Авторам представляется перспективным изучение взаимовлияния трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в контексте реализации стратегии национальной безопасности.
Российская журналистика находится в процессе постоянной трансформации. Наряду с особенностями политического и правового контекста на это влияет динамичное развитие технологий и обусловленные ими социальные перемены. Технические, общественно-политические и экономические изменения нарушают установленный профессиональный статус, роли, ценности и практику журналистов. Обсуждение профессиональных журналистских стандартов актуализируется не только вышеописанными процессами, но и постепенным внедрением технологий искусственного интеллекта в повседневные профессиональные практики. На этом фоне автором проведено исследование, построенное на 11 полуструктурированных интервью с представителями профессионального сообщества и посвященное вопросам профессиональной идентичности журналистов, границах профессии и трансформации профессиональных стандартов. Исследование показало, что несмотря на отсутствие консенсуса по ряду вопросов, представители профессии говорят о высоком значении понятных как для профессионального сообщества, так и для его аудитории, «правил игры». При этом существенной трансформации текущих представлений о стандартах не происходит – базовые ценности остаются, а практика и требования к оформлению публикуемых материалов находят пути адаптации в меняющемся социально-политическом, экономическом, культурном и других контекстах. Представления о ценностях одинаковы как в традиционных, так и в новых медиа, более подвижными и подверженными изменениям оказываются «технические» (связанные с оформлением) и практические (допустимые и недопустимые действия) стандарты работы. Все эти требования определяются на уровне конкретных редакций, зависят от формата медиа и ниши, которую оно занимает.
Существует мало теоретических обоснований интегрированного управления в муниципалитетах. Особенно это касается необходимости формулирования концепции и применения цифровых технологий для муниципалитетов различного уровня. В сфере управления, осуществляемого с помощью цифровых технологий зачастую не учитываются основные ценности, характерные для общественных организаций, в частности федераций и ассоциаций, объединяющих организации и физические лица, вовлеченные в этот процесс. проблема цифровизации рассматривалась во многих областях, но на муниципальном уровне имеются лишь результаты фрагментальных описаний и то, чаще всего лишь на уровне преобразования ранее созданных контентов в цифровой формат. Авторами представлены различные подходы к применению цифровых технологий в управлении: электронное правительство, цифровой город, умный город, цифровые проекты муниципалитетах, цифровизация администрации, информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении. В настоящем исследовании рассматривается редко рассматриваемый аспект, а именно трансформация цифровых технологий в управленческом процессе на городском уровне, а также их влияние на активы городской инфраструктуры. Также в настоящем исследовании сделана попытка системно рассмотреть объекты муниципальной жилищной структуры в цифровом формате и привлечение внимания практического мира к той ценности, которую может привнести комплексная и интегрированная в цифровое пространство система жилищной застройки.
Важность персонального бренда врача в медицинском маркетинге заключается в его способности создавать дополнительное конкурентное преимущество при продвижении всего медицинского учреждения. Сильный персональный бренд врача привлекает к себе новых пациентов и удерживает старых, что в конечном итоге способствует росту доходов всего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Пациенты в современном информационном обществе легко могут получить информацию о том или ином медицинском работнике, его профессиональных успехах и результатах лечения. Серьезно возрастает роль личного бренда врача, основанного на доверии, профессионализме, узнаваемости и уважении. Авторами в статье приводятся результаты собственного исследования потребителей медицинских услуг, выявлено влияние личного бренда врача на установление и поддержание коммуникации с пациентом.
Рукопись основана на анализе материалов СМИ и посвящена проблеме сохранения чистоты русского языка во взаимосвязи с сохранением идентичности и воспитанием патриотизма. Авторы выявляют связывают формирование и развитие языка как фактора консолидации многонационального населения страны с культурными и политическими процессами, образовательной и культурной политикой, а также процессами обеспечения внутренней и внешней безопасности. Авторы обращают внимание на низкую эффективность механизмов реализации государственной языковой политики, формулируют предложения по сохранению и развитию русского языка как фактора. В исследовании применены методы включенного и невключенного наблюдения, метод анализа документов, контент-анализ. Публикация представляет интерес для культурологов, политологов и всех неравнодушных к русскому языку, истории и культуре читателей.
В статье рассматриваются технологии воздействия на человеческий мозг, диалектика взаимодействия искусственного интеллекта (ИИ) и интеллекта человека с позиций следующего системного противоречия: информационные технологии – сознание и психология социума – эффективность управления людьми и техникой в условиях развития информационно-цифровой экономики. Акцент делается на сущности понятия «ментальность», ментальной идентичности, роли неформальных институтов, скорости изменений биологического и информационного времени. Автор представляет концептуальный взгляд на проблему роли искусственного интеллекта (ИИ) в развитии ментального управления как гуманитарной проблемы в логике развития идей и подходов, рассмотренных ранее автором в работах «Будущее России: переход в новую формацию», «Стратегия реформ в России: от лидера к лидеру», в контексте идеи о социальной справедливости и экономическом росте, обсуждавшийся на Первом Русском экономическом форуме.
Статья посвящена вопросам коммуникации брендов с целевой аудиторией, выявлению трендов в технологиях формирования коммуникативных сообщений. В качестве эмпирической базы для исследования использовались рекламные проекты – победители ADCR Awards 2023, российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна, рекламы, учрежденного в 2004 году. База анализа составила 71 рекламный проект. Из них 26 коммуникационных решений маркировано как «созданные на основе приема геймификации» – подхода, характерного для компьютерных игр, применяемого в программных инструментах и неигровом контенте для привлечения аудитории, повышения ее вовлеченности. Автор предпринимает попытку классифицировать геймифицированные решения на основе технологических решений, чтобы выявить основные тренды в организации коммуникативных сообщений в рекламной индустрии. Задачи связаны с выявлением своеобразия технологических подходов. Обзор показал, что рекламисты-практики берут на вооружение разные приемы: AR-технологию, технологию MR-реальности, моделирование специального мероприятия как формата для создания вирусной среды и активное внедрение в рекламную практику искусственного интеллекта. Делаются выводы о том, что приемы геймификации направлены на генерирование креативных решений, близких по ценностям целевым аудиториям брендов.
Российская система вузовского социально-гуманитарного образования сложилась на фоне распада СССР. На смену идеологизированной системе марксистсколенинских дисциплин пришла западно-ориентированная либеральная система, в которой философия стала играть роль транслятора западных философских идей и ценностей. Либеральное российское государство более тридцати лет отказывалось от контроля над деятельностью профессионального философского сообщества и содержанием философских знаний, распространяемых в вузах. С началом проведения специальной военной операции ситуация стала меняться, и государство посредством президентских указов поставило перед профессиональным сообществом задачу охраны традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Данная задача напрямую связана с задачей деколонизации общественного сознания и возвращением к грандиозному философскому опыту, накопленному русской культурой
Автор отмечает, обращаясь к мнению ряда известных исследователей, значительный уровень взаимопроникновения физической и цифровой реальности, а также интенсивность их взаимодействия. Возникают новые формы цифрового неравенства, которые сосуществуют наряду с традиционными его проявлениями и взаимосвязаны с ними. Понятия цифровых разрывов первого, второго и третьего уровней не вытесняются концепциями цифрового неравенства, а продолжают использоваться наравне с ними, сохраняя свою привлекательность. Автор полагает, что одна из наиболее эвристичных для изучения цифрового неравенства и цифровых разрывов методологий предложена в подходе П. Бурдье, который изучал неравенство сквозь призму форм капитала и понятие габитуса. Мы рассмотрели результаты британского исследования «Me and My Big Data» 1, заслугой которого является многомерный подход к цифровому неравенству при построении идеально-типических моделей пользователей цифровой среды. В этом исследовании цифровое неравенство раскрывается как через неравный уровень знаний и навыков британских пользователей, так и через социальные преимущества, которые часть из них получает в сетевом взаимодействии.
Статья посвящена концептуализации социальных медиа как общественного института. В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы институционализации социальных медиа в контексте трансформации современного медиапространства и развития цифрового общества. Авторы рассматривают процесс становления социальных медиа как социального института с позиций политологического, социологического и медиафилософского подходов. На основе метаанализа современной научной литературы авторами формулируются ключевые проблемы институционализации социальных медиа. Авторами выделяется роль государства и коммуникации с аудиторией в институционализации социальных медиа. На основе данных о внедрении социальных медиа в государственное управление различных стран формулируется вывод об эффективности нормативно-правового регулирования деятельности государственных органов в цифровой среде. Поднимаются проблемы социального влияния коммуникации внутри аудитории социальных медиа, а также аспекты дезинформации, постправды и воздействия нарративов на коллективную идентичность. Рассмотрены концептуальные подходы к осмыслению трансформации цифрового пространства и роли информационных технологий в развитии социальных медиа.
В настоящее время активное внедрение цифровых технологий в сферу политической коммуникации привело к трансформации структуры электорального дискурса. Методика анализа «больших данных» широко используется на этапе подготовки для уточнения целевого электората, на этапе коммуникации технология «машинного обучения» помогает выявлять фейки и мониторить СМИ, а нейросети создают агитационный контент. Цифровые технологии дают возможность акторам политического процесса общаться с электоратом по каналам, не зависящим от мейнстримных традиционных медиа, уплотняют информационную среду и способствуют созданию уникальной цифровой сценографии, которая оказывает мощное эмоциональное воздействие на электорат. В статье рассматривается самый активный период избирательной кампании, когда кандидат находится в непосредственном контакте с электоратом, и цифровые технологии усиливают степень его воздействия на потенциальных избирателей. Показано, что выбор цифровых технологий зависит в большой степени от политической культуры страны. Рассмотрен опыт США, Франции, Индии и Южной Кореи.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______